дело № 2-419/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре судебного заседания Шаверневой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 16 мая 2016 года гражданское дело по исковому заявлению Паршукова О.Ю. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» о признании действий незаконными, обязании произведения компенсации расходов по оплате коммунальных услуг с 01.01.2016 года в полном объеме,
установил:
Паршуков О.Ю. обратился в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» (далее по тексту – ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района») о признании действий в части ограничения ежемесячной денежной выплаты компенсации расходов по оплате коммунальных услуг единой фиксированной суммой, незаконными; обязании ответчика произвести положенные ему Законом «Об образовании» компенсационные выплаты в полном объеме, начиная с 01.01.2016.
В обоснование требования иска указал, что является педагогическим работником и в силу закона имеет право на получение мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг. Законом Республики Коми от 22.12.2015 № 118-РЗ внесены изменения в Закон Республики Коми Закон Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», в результате чего компенсация расходов педагогическим работникам по оплате коммунальных услуг ограничена фиксированной суммой – 2040 рублей. Компенсация в указанном выше размере не покрывает всех расходов педагогических работников по оплате коммунальных услуг, следовательно ответчиком произведено снижение объема мер социальной поддержки.
Истец Паршуков О.Ю. в судебном заседании требования иска и доводы в его обоснование поддержал, суду пояснил, что оплата коммунальных услуг фиксированной суммой является незаконной, поскольку ответчик должен руководствоваться федеральным законодательством и производить оплату всех счетов ЖКУ в полном объеме, в противном случае нарушается его право на бесплатное пользование жилой площадью.
Представители ответчика ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» Тимакова Т.П., Митин А.А., действующие на основании доверенностей, с доводами и требованиями иска не согласились, поддержали возражения представленные в суд, полагали необходимым в иске отказать, поскольку совокупный объем финансирования соответствующих выплат отдельных категорий граждан, как того требует ФЗ №122-фзне уменьшен, у условия предоставления не ухудшены.
Третье лицо Министерство труда и социальной защиты Республики Коми, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняло, в письменных возражениях просило суд в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, изучив личное дело Паршукова О.Ю. ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района», суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Паршуков О.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ работает учителем физической культуры МОУ «Косланская средняя общеобразовательная школа (с учетом переименования учреждения).
По сведениям ОУФМС России по Удорскому району и администрации СП «Кослан» Паршуков О.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает в <адрес> Республики Коми.
Судом установлено, что истец получает меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг по категории лиц из числа педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа.
До 01.01.2016 истцу производилась компенсация расходов по оплате коммунальных услуг исходя из фактически понесенных им расходов на основании счетов – квитанций по оплате указанных услуг. Однако начиная с 01.01.2016 ответчиком размер предоставленных Паршукову О.Ю. как педагогическому работнику ежемесячных мер социальной поддержки ограничен фиксированной суммой – 2040 рублей.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии пунктами «е» и «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. Такие законы и подзаконные акты согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что ранее отношения по предоставлению педагогическим работникам компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения были регламентированы нормативными правовыми актами Союза ССР, РСФСР, статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании».
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании" дополнен предложением следующего содержания: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации».
Изменяя правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки, в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ законодатель предусмотрел, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты Российской Федерации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие о том, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (абзац 3 части 2 статьи 153 этого же Закона).
Статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из системного анализа приведенного законодательства следует, что изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение. При этом субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять меры и объем социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в их ведении.
Действующее законодательство не препятствует субъекту Российской Федерации для педагогических работников образовательных учреждений вместо предусмотренного ранее федеральным законом натурального предоставления льгот в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках установить иной порядок предоставления мер социальной поддержки - в виде ежемесячной денежной компенсации, направленной на возмещение расходов по оплате жилой площади, отопления и освещения, при условии сохранения объема установленных педагогическим работникам мер социальной поддержки.
Подпункт 4 пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» (далее по тексту – Закон Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ) в редакции Закона РК от 24.06.2013 № 54-РЗ устанавливал право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, на меры социальной поддержки по оплате: 100 процентов за пользование жилым помещением (плата за наем) государственного, муниципального жилищного фонда или частного жилищного фонда, находящегося в собственности юридических лиц; 100 процентов за содержание и ремонт жилого помещения; 100 процентов отопления (теплоснабжение, в домах с печным отоплением - твердое топливо), оплата за освещение.
Согласно положениям пунктов 15 и 17 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 в редакции Постановления Правительства РК от 25.12.2012 № 605, меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставлялись в виде ежемесячной денежной компенсации (далее - компенсация). Расчет суммы компенсации выполнялся центрами по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения, исходя из начисленных организациями сумм для оплаты за коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), объема прав граждан на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, размера общей площади занимаемого жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях - исходя из площади занимаемых комнат) и численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении.
Закон Республики Коми от 22.12.2015 № 118-РЗ внес изменения в положения Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ. Так, частью 2 статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» в редакции от 22.12.2015, установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом и взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), отопления и освещения.
На основании пункта 5 части 1 статьи 20 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с учетом установленных настоящим Законом природно-климатических зон Республики Коми лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 18 настоящего Закона, проживающим в южной природно – климатической зоне, производится в размере 2040 рублей.
В силу пункта 2 статьи 23 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ Удорский район относится к южной природно – климатической зоне Республики Коми.
Закон Республики Коми от 22.12.2015 № 118-РЗ, внесший приведенные выше изменения, вступил в законную силу с 01.01.2016.
Таким образом, поскольку финансирование мер социальной поддержки педагогическим работникам, установленные Законом Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», осуществляется за счет средств республиканского бюджета, Республики Коми вправе изменить условия предоставления материальной поддержки для педагогических работников, не снижая при этом объем получаемых педагогическими работниками мер социальной поддержки.
Как указано выше, размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 № 963 педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), установлена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.
Судом принимается во внимание принцип правового регулирования Российской Федерацией своих обязательств перед педагогическими работниками федеральных образовательных организаций по предоставлению им мер социальной поддержки, определению размера, условий и порядка предоставления этих мер.
Согласно Закону Республики Коми от 08.12.2014 года №145-РЗ «О республиканской бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» объем субвенций на осуществление государственного полномочия Республики Коми по предоставлению мер социальной поддержки в форме выплаты денежной компенсации педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа на 2015 год составляет 225524,4 тысяч рублей. И в соответствии с распределением указанных субвенций на 2015 год (таблица 24 приложения 18) объем финансирования на муниципальный район «Удорский» на данные меры социальной поддержки составляет 17284 тысяч рублей.
Согласно Закону Республики Коми от 25.11.2015 года №104-РЗ «О республиканской бюджете на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» объем субвенций на осуществление государственного полномочия Республики Коми по предоставлению мер социальной поддержки в форме выплаты денежной компенсации педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа на 2016 год составляет 230232,7 тысяч рублей. И в соответствии с распределением указанных субвенций на 2016 год (таблица 21 приложения 18) объем финансирования на муниципальный район «Удорский» на данные меры социальной поддержки составляет 17536 тысяч рублей.
Таким образом, совокупный объем финансирования указанной меры социальной поддержки педагогических работников на 2016 год не уменьшен, а увеличен, тем самым условия, предусмотренные федеральным законодательством об объеме финансирования соответствующих льгот, а также условия их предоставления соблюдены.
Доводы истца, о том, что педагогическим работникам должны быть компенсированы по фактическим понесенным расходам независимо от размера, не основаны на законе, и необоснованны, в связи с этим не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, иск Паршукова О.Ю. является незаконным, необоснованным и не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Паршукова О.Ю. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» о признании действий незаконными, обязании произведения компенсации расходов по оплате коммунальных услуг с 01.01.2016 года в полном объеме, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Удорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.Н Жданов
Мотивированное решение составлено к 16 часам 15 минутам 20 мая 2016 года.