Решение по делу № 2а-894/2021 от 09.11.2021

УИД 37RS0021-01-2021-001240-47

Дело № 2а-894/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Смирновой А.А.,

при секретаре Грибковой А.В.,

с участием:

прокурора – помощника Фурмановского межрайонного прокурора Зеленского А.В.,

представителя административного истца - УМВД России по Ивановской области Чурина Н.А.,

административного ответчика Сплюхиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области к Сплюхиной А.А. о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Сплюхиной А.А. о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении – Центре временного содержания иностранных граждан сроком на 2 месяца.

Административные исковые требования мотивированы тем, что <ДД.ММ.ГГГГ> УМВД России по Ивановской области на основании Распоряжения о нежелательности пребывания от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>-рн, вынесенного Министерством юстиции Российской Федерации, принято решение о депортации в отношении лица без гражданства Сплюхиной А.А., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, уроженки Узбекской ССР. <ДД.ММ.ГГГГ> в адрес УМВД России по Ивановской области поступило заявление от Сплюхиной А.А., в котором она просила установить ее личность в порядке ст. 10.1 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Должностными лицами УМВД России по Ивановской области были проведены соответствующие мероприятия, в ходе которых было установлено, что Сплюхина А.А. является лицом без гражданства. Сплюхина А.А. освободилась из мест лишения свободы 14.09.2021, однако исполнить решение о депортации не представилось возможным, поскольку у Сплюхиной А.А. отсутствуют какие-либо документы, удостоверяющие ее личность, в связи с чем, она не подлежит пропуску через государственную границу Российской Федерации. <ДД.ММ.ГГГГ> Фурмановским городским судом Ивановской области принято решение о помещении Сплюхиной А.А. в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области на срок 2 месяца по <ДД.ММ.ГГГГ>. <ДД.ММ.ГГГГ> в Консульский отдел Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации был направлен запрос об оказании содействия в оформлении свидетельства на возвращение на Родину Сплюхиной А.А., до настоящего времени ответ на запрос в адрес УМВД России по Ивановской области не поступил. При этом со стороны Сплюхиной А.А. не отменены ни распоряжение о нежелательности пребывания Сплюхиной А.А. на территории РФ, ни решение о ее депортации за пределы РФ. Сплюхина А.А. не имеет документов, удостоверяющих ее личность, в связи с чем, она не подлежит пропуску через государственную границу, что делает невозможным исполнение решения о ее депортации за пределы РФ. В силу ч. 9 ст. 31 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» Сплюхина А.А., в отношении которой принято решение о депортации, должна содержаться в специальном учреждении. В сложившейся ситуации Сплюхина А.А. будет вынуждена находиться на территории Российской Федерации нелегально, осуществляя трудовую деятельность с нарушением установленного порядка, а также может допустить рецидив совершенного ранее преступления. УМВД России по Ивановской области просит продлить срок пребывания Сплюхиной А.А. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области на два месяца.

Представитель административного истца УМВД России по Ивановской области Чурин Н.А. в судебном заседании поддержал заявление по основаниям, в нем изложенным, просил его удовлетворить. Дополнительно пояснил суду, что после судебного заседания о помещении Сплюхиной А.А. в специальное учреждение административный истец из личного дела осужденной, получил документы, подтверждающие гражданскую принадлежность административного ответчика к гражданству Республики Узбекистан, данный документ также был направлен в Посольство Республики Узбекистан в Российской Федерации. Сотрудники консульского отдела сообщили, что запрос УМВД России по Ивановской области в отношении Сплюхиной А.А. передан в компетентные органы, в настоящее время проводятся проверочные мероприятия.

Административный ответчик Сплюхина А.А. в судебном заседании возражала против продления срока пребывания в специальном учреждении, поскольку считает, что времени, которое она провела в специальном учреждении было достаточно для окончания проверки ее гражданской принадлежности к иностранному государству.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым административное исковое заявление удовлетворить, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что <ДД.ММ.ГГГГ> Министерством юстиции Российской Федерации было вынесено распоряжение <№>-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства Сплюхиной А.А.

<ДД.ММ.ГГГГ> УМВД России по Ивановской области принято решение о депортации лица без гражданства Сплюхиной А.А.

Личность административного ответчика установлена соответствующим заключением.

Согласно справке об освобождении <№>* Сплюхина А.А. <ДД.ММ.ГГГГ> освобождена из ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ивановской области, где отбывала наказание за совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 158 ч. 3 п. «в» УК РФ по отбытии срока наказания.

<ДД.ММ.ГГГГ> в адрес УМВД России по Ивановской области поступило заявление от Сплюхиной А.А., в котором она просила установить ее личность в порядке ст. 10.1 ФЗ от <ДД.ММ.ГГГГ> № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Должностными лицами УМВД России по Ивановской области были проведены соответствующие мероприятия, в ходе которых было установлено, что Сплюхина А.А. является лицом без гражданства.

В своем заявлении Сплюхина А.А. указала, что въехала на территорию Российской Федерации в <ДД.ММ.ГГГГ> в несовершеннолетнем возрасте вместе с матерью на постоянное место жительства; к заявлению Сплюхина А.А. приложила повторное свидетельство о рождении, подтверждающее, что она родилась в <адрес> Республики Узбекистан, выданное иностранным государством <ДД.ММ.ГГГГ>, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, справку об освобождении, согласно которой Сплюхина А.А. в период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> отбывала наказание в местах лишения свободы на территории Российской Федерации и после освобождения следует к месту жительства по адресу: <адрес>, аттестат об окончании общеобразовательной школы, выданный ГБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ФКУ «Исправительная колония <№> УФСИН по <адрес>», а также о получении в местах лишения свободы начального профессионального образования.

<ДД.ММ.ГГГГ> УМВД России по Ивановской области вынесло заключение о том, что поскольку Сплюхина А.А. не документирована паспортом Российской Федерации, а также учитывая, что у нее отсутствуют документы, дающие ей право проживать на территории других государств, она является лицом без гражданства.

Решением Фурмановского городского суда Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ>, вступившим в законную силу <ДД.ММ.ГГГГ>, лицо без гражданства Сплюхина А.А., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, помещена в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области сроком на 2 месяца, т.е. по <ДД.ММ.ГГГГ>.

<ДД.ММ.ГГГГ> УМВД России по Ивановской области в адрес Консульского отдела Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации был направлен запрос об оказании содействия в оформлении свидетельства на возвращение на Родину Сплюхиной А.А. Ответ на данный запрос до настоящего времени не поступил.

Согласно письму Консульского отдела Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ> в адрес Сплюхиной А.А., подлинность которого в судебном заседании административный ответчик не оспаривала, пояснив, что оригинал данного документа находится у нее, компетентные органы Республики Узбекистан признают принадлежность Сплюхиной А.А. с гражданству Республики Узбекистан.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

В силу п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина.

В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Согласно ч. 9 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

Согласно ч. 4 ст. 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Помещение иностранного гражданина в специальное учреждение, продление срока содержания в специальном учреждении является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого иностранного гражданина и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав, вызванного необходимостью депортации.

Согласно ч. 1 ст. 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.

При решении вопроса о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение суд должен основывать свое решение на всестороннем и объективном учете соответствующих обстоятельств (характер совершенного лицом правонарушения, предшествующее поведение этого лица, продолжительность его нахождения на территории Российской Федерации, наличие постоянного места жительства, семейное положение, состояние здоровья и т.п.), с тем чтобы, избегать произвольного вторжения в сферу личной автономии индивида при исполнении постановления об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации. По мнению Европейского Суда по правам человека, даже если помещение в специальное учреждение осуществляется на основании судебного решения и преследует законную цель - принудительное выдворение иностранца или апатрида, продолжительность содержания в таком учреждении не должна превышать обоснованно необходимую для преследуемой цели (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2017 года № 14-П).

Таким образом, помещение иностранного гражданина в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого иностранного гражданина и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав иностранного гражданина, подлежащего депортации.

Из материалов дела следует, что в отношении лица без гражданства Сплюхиной А.А. уполномоченным органом в сфере миграции принято решение о депортации, до настоящего времени не отменены ни распоряжение о нежелательности пребывания Сплюхиной А.А. на территории Российской Федерации, ни решение о ее депортации, ни решение Фурмановского городского суда Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ> о помещении Сплюхиной А.А. в специальное учреждение до исполнения решения о ее депортации, в силу норм действующего законодательства, Сплюхина А.А., в отношении которой принято решение о депортации, должна содержаться в специальном учреждении до исполнения данного решения.

В целях определения для Сплюхиной А.А. государства выезда и оформления необходимых документов административным истцом <ДД.ММ.ГГГГ> направлен запрос в Консульский отдел Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации об оказании содействия в документировании Сплюхиной А.А., ответ на который до настоящего времени не поступил.

До настоящего времени Сплюхина А.А. не документирована действующим документом, удостоверяющим личность, в связи с чем она не подлежит пропуску через государственную границу Российской Федерации, административным истцом предпринимаются меры к исполнению решения о депортации Сплюхиной А.А. за пределы Российской Федерации. Решение о депортации до настоящего времени не может быть исполнено в связи с непоступлением временного документа, позволяющего пересечь государственную границу Российской Федерации. Суд приходит к выводу, что указанные причины носят объективный характер и препятствуют исполнению решения о депортации.

Кроме того, как следует из информации, размещенной на сайте Фрунзенского районного суда г. Иваново в производстве суда находится административное исковое заявление Сплюхиной А.А. к Министерству юстиции Российской Федерации, УМВД России по Ивановской области об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и решения о депортации, судебное заседание назначено на <ДД.ММ.ГГГГ>.

Протокол № 7 к Конвенции (подписан в городе Страсбурге 22 ноября 1984 года) определяет в статье 1, что иностранец, на законных основаниях проживающий на территории какого-либо государства, не может быть выслан из него иначе как во исполнение решения, принято в соответствии с законом, и должен иметь возможность: представить аргументы против своей высылки (подпункт "a"), пересмотра своего дела (подпункт "b") и для этих целей быть представленным перед компетентным органом или одним или несколькими лицами, назначенными таким органом (подпункт "c"). Иностранец может быть выслан до осуществления своих прав, перечисленных в подпунктах "a" и "b" и "c", если такая высылка необходима в интересах общественного порядка или обусловлена соображениями государственной безопасности.

Таким образом до рассмотрения административного искового заявления Сплюхиной А.А. об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и решения о депортации процедура депортации в отношении Сплюхиной А.А. не может быть завершена по объективным причинам, поскольку она имеет право на личное участие в судебном заседании в административном деле, возбужденном по ее заявлению.

Суд приходит к выводу, что указанные причины носят объективный характер и препятствуют исполнению решения о депортации.

Кроме того суд отмечает, что Сплюхина А.А. имеет непогашенную судимость и до погашения судимости не может получить ни разрешения на работу, ни разрешения на временное проживание, ни вид на жительство, ни гражданство РФ (п. 5 ч. 1 ст. 7, п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»), вследствие чего до погашения судимости Сплюхина А.А. лишена возможности находиться на территории Российской Федерации на законных основаниях.

Учитывая вышеизложенное, а также наличие принятого в отношении Сплюхиной А.А. решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации, необходимость исполнения принятого решения о ее депортации, которое не может быть исполнено по объективным причинам в связи с отсутствием у административного ответчика документов, удостоверяющих личность, необходимых для пересечения государственной границы, принимая во внимание, что Сплюхина А.А. не имеет законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, суд приходит к выводу, что заявление УМВД России по Ивановской области о продлении срока пребывания Сплюхиной А.А. в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области подлежит удовлетворению. Исходя из пояснений участников процесса и представленных доказательств, в целях установления судебного контроля за правомерностью пребывания Сплюхиной А.А. в указанном учреждении, для обеспечения ее прав на свободу и личную неприкосновенность, суд полагает возможным продлить срок пребывания Сплюхиной А.А. в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области на 2 месяца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области удовлетворить.

Продлить срок пребывания лица без гражданства Сплюхиной А.А., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес>) на 2 месяца, т.е. по <ДД.ММ.ГГГГ>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: ___________________

Мотивированное решение в окончательной форме составлено <ДД.ММ.ГГГГ>

2а-894/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
УМВД России по Ивановской области
Фурмановская межрайонная прокуратура
Ответчики
Сплюхина Анна Александровна
Другие
Туманов Александр Евгеньевич
Суд
Фурмановский городской суд Ивановской области
Судья
Смирнова Альбина Александровна
Дело на странице суда
furmanovsky.iwn.sudrf.ru
09.11.2021Регистрация административного искового заявления
09.11.2021Передача материалов судье
10.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2021Судебное заседание
12.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2021Дело оформлено
12.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее