УИД 04RS0001-01-2024-000648-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Баргузин 25 июня 2024 года
Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Свистуновой Г.В., при секретаре Гомбоевой Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Баргузинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к МБУ ДО «Усть-Баргузинская детская школа искусств», администрации МО «Баргузинский район» о возложении обязанности оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, прокурор Баргузинского района Республики Бурятия, просит обязать МБУ ДО «Усть-Баргузинская детская школа искусств» оборудовать 1 (одно) место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО ГП «поселок Усть-Баргузин» пгт. Усть-Баргузин вблизи ул. Щербакова, 9А, в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории МО «Баргузинский район», утвержденным постановлением администрации МО «Баргузинский район» от 15.03.2019 № 136 в течение 2 лет после вступления решения в законную силу; обязать МО «Баргузинский район» в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по оборудованию 1 (одного) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО ГП «поселок Усть-Баргузин» пгт. Усть-Баргузин вблизи ул. Щербакова, 9А, мотивировав требования тем, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения природоохранного законодательства установлено, что МБУ ДО «Усть-Баргузинская детская школа искусств» не создано место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО ГП «поселок Усть-Баргузин», что влечет угрозу причинения вреда окружающей среде, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора Зарубин И.Н. исковые требования поддержал, просит иск удовлетворить.
Представитель МБУ ДО «Усть-Баргузинская детская школа искусств» Гессе В.П., действующий на основании доверенности, с иском согласен.
Директор МБУ ДО «Усть-Баргузинская детская школа искусств» Гаськова С.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель администрации МО «Баргузинский район», представитель третьего лица МКУК «Районное культурно-досуговое объединение» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно ч.2 ст. 11 указанного Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039 утверждены "Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в целях исполнения природоохранного законодательства в деятельности МБУ ДО «Усть-Баргузинская детская школа искусств» прокуратурой Баргузинского района РБ проведена проверка в сфере обращения с ТКО на территории МБУ ДО «Усть-Баргузинская детская школа искусств». В ходе проверки установлено, что на территории МБУ ДО «Усть-Баргузинская детская школа искусств» отсутствует место (площадки) для накопления ТКО по адресу: пгт. Усть-Баргузин, ул. Щербакова 9А, указанное влечет угрозу причинения вреда окружающей среде, а также нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории МО «Баргузинский район», утвержденным постановлением администрации МО «Баргузинский район» от 15.03.2019 № 136, следует, что по адресу: пгт. Усть-Баргузин, ул. Щербакова 9А, должно быть размещено место (площадка) для складирования (накопления) ТКО, с 1 контейнером объемом 0,75 м3. Собственником указанного места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов является МБУ ДО «Усть-Баргузинская детская школа искусств».
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБУ ДО «Усть-Баргузинская детская школа искусств» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об отходах производства и потребления. Из ответа ответчика на данное представление следует, что с нарушениями, указанными в представлении, согласны, нарушение обусловлено отсутствием в настоящее время денежных средств на обустройство площадки в соответствии с норами СанПин.
Таким образом, отсутствие на момент проведения проверки места (площадки) для складирования (накопления) ТКО ответчиком не оспаривалось.
Также суд учитывает признание иска ответчиком.
Кроме того, в соответствии с чч. 1, 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Согласно ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом 3 пункта 7 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Согласно выписке из ЕГРН учредителем МБУ ДО «Усть-Баргузинская детская школа искусств» является МО «Баргузинский район».
При указанных обстоятельствах требование истца о возложении обязанности на МО «Баргузинский район» профинансировать мероприятия по оборудованию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО ГП «поселок Усть-Баргузин» пгт. Усть-Баргузин вблизи ул. Щербакова, 9А, собственником которого является МБУ ДО «Усть-Баргузинская детская школа искусств», являются правомерными.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая, что отсутствие места (площадки) для складирования (накопления) ТКО влечет угрозу причинения вреда окружающей среде, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду,суд с учетом установленных обстоятельств и представленных доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора и возложении обязанности на ответчиков.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, в силу ст. 204 ГПК РФ полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в части возложения обязанности на МБУ ДО «Усть-Баргузинская детская школа искусств», на администрацию МО «Баргузинский район» - в течение 2 лет после вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Баргузинского района Республики Бурятия (ИНН 0323059932) в интересах неопределенного круга лиц к МБУ ДО «Усть-Баргузинская детская школа искусств» (ИНН 0301003686), администрации МО «Баргузинский район» (ИНН 0301200934) о возложении обязанности устранить оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов - удовлетворить.
Обязать МБУ ДО «Усть-Баргузинская детская школа искусств» оборудовать 1 (одно) место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО ГП «поселок Усть-Баргузин» пгт. Усть-Баргузин вблизи ул. Щербакова, 9А, в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории МО «Баргузинский район», утвержденным постановлением администрации МО «Баргузинский район» от 15.03.2019 № 136, в течение 2 лет после вступления решения суда в законную силу.
Обязать МО «Баргузинский район» профинансировать мероприятия по оборудованию 1 (одного) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО ГП «поселок Усть-Баргузин» пгт. Усть-Баргузин вблизи ул. Щербакова, 9А в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Баргузинский районный суд Республики Бурятия.
Судья Г.В. Свистунова