Решение по делу № 3а-133/2016 от 03.08.2016

    БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

                                                                                                 Дело № 3а-133/2016

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    12 сентября 2016 г.                                                                           г. Белгород

    Белгородский областной суд в составе

    судьи    Квасова А.С.

    при секретаре    Давыдовой М.В.,

с участием прокурора    Кошмановой Я.В., административного истца Белоусова Е.М., представителей административных ответчиков – избирательной комиссии муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области Бондарева С.А., городского собрания городского поселения «Город Новый Оскол» Корабельниковой И.В., Избирательной комиссии Белгородской области Комалова О.Р., Савина М.А.

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белоусова Е.М. к избирательной комиссии муниципального района «Новооскольский район», городскому собранию городского поселения «Город Новый Оскол» муниципального района «Новооскольский район», Избирательной комиссии Белгородской области о защите избирательных прав,

                                                       установил:

в результате выборов, состоявшихся 08.09.2013, в городское собрание городского поселения «Город Новый Оскол» избрано 16 депутатов.

Житель города <адрес> Белоусов Е.М. (далее – административный истец, Белоусов Е.М.) обратился в Белгородской областной суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав. Свои требования административный истец неоднократно уточнял и в окончательной форме сформулировал их как требование о назначении судом даты и порядка проведения дополнительных выборов депутатов городского собрания городского поселения «Город Новый Оскол» третьего созыва.

Заявленное требование административный истец мотивирует тем, что в результате досрочного прекращения полномочий депутатов городского собрания городского поселения «Город Новый Оскол» ФИО1., ФИО2., ФИО3 и ФИО4. два многомандатных избирательных округа № 4 и № 5 остались замещенными на ?, а избирательный округ № 3 остался без депутатов.

Законных оснований к неназначению и непроведению дополнительных выборов в городское собрание городского поселения «Город Новый Оскол» третьего созыва не имеется. В нарушение требований действующего законодательства ни представительный орган городского поселения «Город Новый Оскол», ни уполномоченная на то избирательная комиссия не приняли решений о назначении дополнительных выборов, чем нарушили его права, гарантированные частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, избирать в органы местного самоуправления.

В судебном заседании административный истец заявленное требование поддержал.

Представители административных ответчиков – избирательной комиссии муниципального района «Новооскольский район», городского собрания городского поселения «Город Новый Оскол» муниципального района «Новооскольский район», Избирательной комиссии Белгородской области в судебном заседании поддержали изложенную в возражениях правовую позицию и просили отказать в удовлетворении административного искового заявления, в том числе с учетом назначения представительным органом городского поселения «Город Новый Оскол» в период рассмотрения дела в суде дополнительных выборов депутатов городского собрания городского поселения «Город Новый Оскол» третьего созыва в трех многомандатных избирательных округах № 3 – 2 депутатских мандата, № 4 – 1 избирательный мандат и № 5 – 1 депутатский мандат.

Определением суда от 12.09.2016 производство по настоящему административному иску в части требования Белоусова Е.М. о назначении судом даты и порядка проведения дополнительных выборов депутатов городского собрания городского поселения «Город Новый Оскол» третьего созыва по многомандатным избирательным округам № 3 и № 4 прекращено по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 194, частью 1 статьи 242 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Кошмановой Я.В., полагавшей требование не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Статьями 11, 12 Устава городского поселения «Город Новый Оскол» муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области, принятого решением городского собрания городского поселения «Город Новый Оскол» муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области 23.10.2008 № 1 предусмотрено, что городское собрание городского поселения состоит из 16 депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Городское собрание может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (12 депутатов). Городское собрание городского поселения избирается сроком на пять лет.

По результатам состоявшихся 08.09.2013 муниципальных выборов городское собрание городского поселения «Город Новый Оскол» сформировано в полном объеме. Очередные выборы депутатов, с учетом срока их полномочий должны быть назначены в 2018 году.

Белоусов Е.М. зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Решением городского поселения «Город Новый Оскол» муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области второго созыва от 29.12.2012 № 3 утверждена схема избирательных округов по выборам депутатов городского собрания городского поселения «Город Новый Оскол» третьего созыва. Улица <данные изъяты> отнесена к многомандатному избирательному округу № 5.

По двухмандатному избирательному округу № 5, на территории которого зарегистрирован и проживает административный истец, избраны 2 депутата: ФИО5. и ФИО1, что подтверждается постановлением избирательной комиссии городского поселения «Город Новый Оскол» муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области от 09.09.2013 № 23/80 «Об установлении общих итогов выборов депутатов городского собрания городского поселения «Город Новый Оскол».

Решением двадцать четвертого заседания городского собрания городского поселения «Город Новый Оскол» третьего созыва от 29.12.2015 № 115 принята отставка по собственному желанию депутата городского собрания по двухмандатному избирательному округу № 5 ФИО1. Полномочия депутата считаются досрочно прекращенными с 30.12.2015.

Решениями двадцать восьмого и двадцать девятого заседаний городского поселения «Город Новый Оскол» третьего созыва от 26.04.2016 № 138 и от 06.05.2016 № 143 соответственно, досрочно с 27.04.2016 прекращены полномочия депутатов городского собрания ФИО3. по двухмандатному избирательному округу № 4 и ФИО2. по двухмандатному избирательному округу № 3, с 07.05.2016 досрочно прекращены полномочия депутата городского собрания ФИО4. по двухмандатному избирательному округу № 3.

После прекращения полномочий депутатов ФИО1., а также ФИО3., ФИО2. и ФИО4 фактическая численность депутатов городского собрания городского поселения «Город Новый Оскол» третьего созыва на момент рассмотрения спора в суде составляет 12 человек, что свидетельствует о праве названного представительного органа осуществлять свои полномочия в соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В силу статьи 9 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы органов местного самоуправления или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов и назначаются уполномоченным на то органом или должностным лицом.

Вопросы, касающиеся условий проведения досрочных и дополнительных выборов, урегулированы Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (статья 71), а также Законом Белгородской области от 01.04.2005 № 182 «Избирательный кодекс Белгородской области» (статья 82).

Пунктом 9 статьи 71 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.

В соответствии с пунктом 8 статьи 71 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу.

Пунктом 10 этой же статьи предусмотрено, что повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

Аналогичные основания для проведения дополнительных выборов, в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, установлены Законом Белгородской области от 01.04.2005 № 182 «Избирательный кодекс Белгородской области».

Абзацем 2 части 4 статьи 10 Закона Белгородской области от 01.04.2005 № 182 «Избирательный кодекс Белгородской области» предусмотрено, что дополнительные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления назначаются представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Из положений пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

Принимая во внимание, что после досрочного прекращения (с 30.12.2015) полномочий депутата ФИО1., городское собрание действовало в правомочном составе, однако в избирательном округе № 5 остался замещен лишь один из двух мандатов и интересы избирателей по данному округу представляет депутат ФИО5., при этом основания к неназначению и непроведению дополнительных выборов, предусмотренные пунктом 10 части 71 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ отсутствуют, представительный орган муниципального образования был обязан в силу императивного требования Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ назначить дополнительные выборы депутата городского собрания городского поселения «Город Новый Оскол» третьего созыва по многомандатному избирательному округу № 5 на день голосования выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, то есть на 18.09.2016.

Правовой механизм на случай при котором уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 статьи 10 вышеназванного Федерального закона, предусмотрен пунктом 8 данной статьи. Аналогичная норма предусмотрена и частью 7 статьи 10 Закона Белгородской области от 01.04.2005 № 182 «Избирательный кодекс Белгородской области».

Так, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования.

Постановлением Избирательной комиссии Белгородской области от 13.11.2013 № 111/825 на избирательную комиссию муниципального образования муниципального района «Новооскольский район» с полномочиями Новооскольской территориальной избирательной комиссии возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Городское поселение «Город Новый Оскол» срока полномочий 2013-2018 годов.

Таким образом, соответствующего уровня избирательная комиссия, зная о том, что представительный орган муниципального образования «Город Новый Оскол» в сроки установленные законом не назначил дополнительные выборы депутата городского собрания, была обязана, в силу прямого указания федерального закона, назначить дополнительные выборы депутата городского собрания городского поселения «Город Новый Оскол» третьего созыва по многомандатному избирательному округу № 5 на 18.09.2016 – день голосования выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва.

Указанное требование Закона, вплоть до обращения администравного истца в суд с соответствующим административным иском, ни представительным органом муниципального образования «Город Новый Оскол», ни соответствующей избирательной комиссий исполнено не было.

Довод представителя избирательной комиссии муниципального района «Новооскольский район», сводящийся к возможности не принятия представляемой им комиссией решения о назначении дополнительных выборов ввиду наличия решения представительного органа городского поселения «Город Новый Оскол» от 06.05.2016 № 144 «Об отсутствии необходимости назначения дополнительных выборов», судом отвергается как не основанный на нормах действующего законодательства. Принятие соответствующего решения органом представительной власти не умаляло обязанности соответствующей избирательной комиссии принять решение о назначении дополнительных выборов депутатов городского собрания городского поселения «Город Новый Оскол» третьего созыва в порядке и сроки установленные действующим законодательством.

Возражения представителя городского собрания городского поселения «Город Новый Оскол» муниципального района «Новооскольский район» со ссылкой на пункты 8 и 9 статьи 71 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, статью 82 Закона Белгородской области от 01.04.2005 № 182 «Избирательный кодекс Белгородской области» и сводящиеся к возможности проведения дополнительных выборов не позднее чем через год со дня досрочного прекращения полномочий депутатов, а, следовательно, по мнению представителя административного ответчика, нарушений требований действующего законодательства не допущено, судом отвергаются, как основанные на неверном, избирательном толковании закона.

Как ранее было указано, в силу императивного требования закона дополнительные выборы должны были быть назначены на день голосования выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, поскольку установленных законом препятствий к их назначению не имелось.

Правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях нарушения указанных прав установлены Федеральным законом от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», согласно статье 3 которого в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 данного Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пункт 5).

При таких обстоятельствах у Белоусова Е.М. на момент обращения в суд имелось безусловное право требовать определения в судебном порядке срока, не позднее которого уполномоченный орган, должностное лицо или избирательная комиссия должны назначить дополнительные выборы городского собрания городского поселения «Город Новый Оскол» третьего созыва по многомандатному избирательному округу № 5.

В ходе рассмотрения настоящего спора в суде, решением тридцать четвертого внеочередного заседания городского собрания городского поселения «Город Новый Оскол» третьего созыва от 30.08.2016 № 167 назначены дополнительные выборы четырех депутатов городского собрания городского поселения «Город Новый Оскол» третьего созыва на 20.11.2016 в трех многомандатных избирательных округах, в том числе и № 5 – 1 депутатский мандат.

Решение о назначении дополнительных выборов в сроки и в порядке, предусмотренные пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 6 статьи 10 Закона Белгородской области от 01.04.2005 № 182 «Избирательный кодекс Белгородской области» опубликовано в печатном издании – Новооскольской районной общественно-политической газете «Вперед» от 03.09.2016 № 106-107, а также на сайте городского поселения «Город Новый Оскол» http://novoskoladmin.ru/.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о добровольном удовлетворении требования административного истца в период рассмотрения административного дела в суде. Вместе с тем, Белоусов Е.М. от заявленного административного иска, в порядке части 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не отказался и настаивал на его удовлетворении.

Принимая во внимание, что дополнительные выборы депутатов городского собрания городского поселения «Город Новый Оскол третьего созыва, в том числе и по многомандатному избирательному округу № 5, назначены, начата избирательная кампания, права и законные интересы административного истца, за которыми он обращался в суд, восстановлены, задачи административного судопроизводства достигнуты, оснований к удовлетворению административного требования Белоусова Е.М., не имеется.

Довод административного истца о том, что в дату, на которую назначены дополнительные выборы он не сможет принять в них участие, поскольку будет занят и не будет находиться по месту жительства, правового значения не имеет, поскольку закон не наделяет административного истца – избирателя правом выбора дня голосования.

Руководствуясь статьями 175-180, 244, 296, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 5 ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░                                                                                                ░.░. ░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 12.09.2016

3а-133/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Белоусов Е. М.
Ответчики
Городское собрание городского поселения «Город Новый Оскол» МР «Новооскольский район»
Избирательная комиссия муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области
Другие
Избирательная комиссия Белгородской области
Корабельникова И.В.
Камалов О.Р.
Прокуратура Белгородской области
Савин М.А.
Бондарев С.А.
Суд
Белгородский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.blg.sudrf.ru
03.08.2016Регистрация административного искового заявления
04.08.2016Передача материалов судье
04.08.2016Решение вопроса о принятии к производству
15.08.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2016Подготовка дела (собеседование)
01.09.2016Подготовка дела (собеседование)
01.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2016Судебное заседание
12.09.2016Судебное заседание
01.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2016Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее