Дело № 2-421/2022
УИД 23RS0039-01-2022-000352-86
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Павловская 19 апреля 2022 г.
Павловский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Марченко О.В.,
при секретаре судебного заседания Извекове В.А.,
с участием:
помощника прокурора Павловского района Мищенко О.В.,
представителя ответчика ГБУЗ «Павловская ЦРБ» министерства здравоохранения Краснодарского края - Кульпинова А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Краснодарского края, действующего в защиту интересов Шевченко Григория Владимировича к министерству здравоохранения Краснодарского края, ГБУЗ "Павловская ЦРБ" Министерства здравоохранения о признании незаконным бездействия и понуждении обеспечить лекарственными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Краснодарского края, действующий в защиту интересов Шевченко Г.В., обратился в суд с исковым заявлением к министерству здравоохранения <адрес>, ГБУЗ "Павловская ЦРБ" Министерства здравоохранения о признании незаконным бездействия и понуждении обеспечить лекарственными средствами и просит суд признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения <адрес>, выразившееся в необеспечении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., лекарственным препаратом «Triptorelini». Обязать Министерство здравоохранения <адрес> принять меры к своевременному обеспечению ФИО2 лекарственным препаратом «Triptorelini» в рекомендованном количестве в соответствии с медицинскими показаниями. Обязать ГБУЗ «Павловская ЦРБ» своевременно выписывать ФИО2 рецепты на рекомендованные по результатам обследования лекарственные препараты.
В обоснование исковых требований истец указывает, что прокуратурой <адрес> в соответствии с Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, информацией прокуратуры Павловского ненадлежащем льготном лекарственном обеспечении ФИО2 проведена проверка соблюдения законодательства об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, является инвали<адрес> группы, получающим государственную социальную помощь в виде обеспечения льготными лекарственными препаратами в связи с диагнозом «Злокачественное образование предстательной железы».
Лечащим врачом ГБУЗ «Павловская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выписаны рецепты от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № на получение лекарственного препарата «Triptorelini», которые были поставлены на отсроченное облуживание в уполномоченной аптечной организации и до настоящего времени не обеспечены в связи с отсутствием препаратов уполномоченной аптечной организации.
Ввиду того, что ФИО2 нуждается в непрерывном лечении, а в уполномоченной аптечной организации лекарственный препарат отсутствовал, гражданин был вынужден за собственные денежные средства приобретать его самостоятельно.
Опрошенный ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуре <адрес> ФИО2 пояснил, что указанным лекарственным препаратом до настоящего времени не обеспечен.
Таким образом, нарушены права ФИО2 на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части своевременного обеспечения его необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Учитывая, что ФИО2 обратился в прокуратуру края с заявлением о защите своих прав в судебном порядке, прокуратура края обладает полномочиями на обращение в суд с соответствующим исковыми требованиями.
Помощник прокурора в судебном заседании в судебном заседании поддержал заявленные требования и доводы, изложенные в исковом заявлении в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГБУЗ "Павловская ЦРБ" - ФИО6 не возражал против удовлетворения уточненных исковых требований.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании отсутствует, извещен, просит рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика министерства здравоохранения <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен судом своевременно и надлежащим образом. Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Павловского районного суда <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ходатайств об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в суд не представил.
Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав доводы участников процесса, оценив представленные доказательства и, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес>, действующего в защиту интересов ФИО2 к министерству здравоохранения <адрес>, ГБУЗ "Павловская ЦРБ" Министерства здравоохранения о признании незаконным бездействия и понуждении обеспечить лекарственными средствами обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом в соответствии со ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
На основании с ч. 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со статьями 18, 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья.
Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, прокуратурой <адрес> в соответствии с Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, информацией прокуратуры Павловского ненадлежащем льготном лекарственном обеспечении ФИО2 проведена проверка соблюдения законодательства об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Исходя из п.п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Кроме того, в силу п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой. Указанным постановлением также утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому лица с заболеванием «Онкология» имеют право на получение всех лекарственных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включены, в том числе, злокачественные новообразования (коды заболеваний по международной классификации болезней (С 00 - С97).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» за счет средств краевого бюджета осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес> отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно п. 9 ст. 6.1, ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды, в том числе на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
В силу п. 12 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минтруда России №н, Минздрава России №н от ДД.ММ.ГГГГ, за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
Согласно п. 6 правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О министерстве здравоохранения <адрес>» на министерство здравоохранения возложены полномочия по организации профилактических мероприятий и обеспечению населения доступной и качественной медицинской помощью, а также по обеспечению граждан лекарственными препаратами.
При таких обстоятельствах обязанность по обеспечению инвалидов бесплатно лекарственными препаратами на основании рецептов врачей возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к которому относится министерство здравоохранения <адрес>.
В ходе проверки установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, является инвали<адрес> группы, получающим государственную социальную помощь в виде обеспечения льготными лекарственными препаратами в связи с диагнозом «Злокачественное образование предстательной железы».
Лечащим врачом ГБУЗ «Павловская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выписаны рецепты от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № на получение лекарственного препарата «Triptorelini», которые были поставлены на отсроченное облуживание в уполномоченной аптечной организации и до настоящего времени не обеспечены в связи с отсутствием препаратов уполномоченной аптечной организации.
Ввиду того, что ФИО2 нуждается в непрерывном лечении, а в уполномоченной аптечной организации лекарственный препарат отсутствовал, гражданин был вынужден за собственные денежные средства приобретать его самостоятельно.
Опрошенный ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуре <адрес> ФИО2 пояснил, что указанным лекарственным препаратом до настоящего времени не обеспечен.
Таким образом, нарушены права ФИО2 на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части своевременного обеспечения его необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Учитывая, что ФИО2 обратился в прокуратуру края с заявлением о защите своих прав в судебном порядке, прокуратура края обладает полномочиями на обращение в суд с соответствующим исковыми требованиями.
Суд считает, что выявленные нарушения являются недопустимыми и свидетельствуют о нарушении основных принципов законодательства об охране здоровья граждан и невыполнение министерством здравоохранения <адрес>, возложенных на него обязанностей по обеспечению ФИО2 жизненно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав гражданина на бесплатную медицинскую помощь, что создает угрозу его жизни и здоровью.
Таким образом, исковые требования прокурора <адрес>, действующего в защиту интересов ФИО2 к министерству здравоохранения <адрес>, ГБУЗ "Павловская ЦРБ" Министерства здравоохранения о признании незаконным бездействия и понуждении обеспечить лекарственными средствами подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Краснодарского края, действующего в защиту интересов Шевченко Григория Владимировича к министерству здравоохранения Краснодарского края, ГБУЗ "Павловская ЦРБ" Министерства здравоохранения о признании незаконным бездействия и понуждении обеспечить лекарственными средствами удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Краснодарского края, выразившееся в необеспечении Шевченко Григория Владимировича, 31.07.1956 г.р., лекарственным препаратом «Triptorelini».
Обязать Министерство здравоохранения Краснодарского края принять меры к своевременному обеспечению Шевченко Григория Владимировича лекарственным препаратом «Triptorelini» в рекомендованном количестве в соответствии с медицинскими показаниями.
Обязать ГБУЗ «Павловская ЦРБ» МЗ КК своевременно выписывать Шевченко Григорию Владимировичу рецепты на рекомендованные по результатам обследования лекарственные препараты.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Павловский районный суд Краснодарского края.
Судья: Марченко О.В.