Дело № 2-438/2022
УИД: 24RS0059-01-2022-000569-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 августа 2022 года п. Шушенское
Шушенский районный суд Красноярского края в составе
Председательствующего судьи Кононова С.С.
при секретаре Рощупкиной А.А.,
с участием истца Герасимлюк Л.А., представителя истца Витвера Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Герасимлюк Людмилы Анатольевны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (далее – ОПФР по Красноярскому краю) о перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Герасимлюк Л.А. обратилась в суд с настоящим иском к ОПФР по Красноярскому краю, мотивируя его тем, что с 19.10.2021 она является получателем страховой пенсии по старости. При назначении пенсии размер её средней месячной заработной платы учтен в сумме 96,26 рублей. Данный размер пенсии ей установлен, поскольку, по мнению Пенсионного фонда РФ, отсутствуют сведения о заработной плате за 60 мес. подряд за период с января 1987г. по декабрь 1990г., исходя из которого, она просила произвести расчет размера пенсии. Для установлении ПФР взяты следующие периоды, подтвержденные архивными справками: июнь, июль 1982г., с 08.1994г. по 12.1986г. Она считает, что расчет пенсии произведен из наименее выгодного для неё варианта заработной платы. При начислении пенсии не были приняты во внимание контрольные карточки по начислению заработной платы за период с 01.01.1987 по 12.1990 в период трудовой деятельности в Кызыльском продовольственном торге, в связи с чем, она была лишена возможности перерасчета пенсии из наиболее выгодного для неё варианта, как установлено нормами пенсионного законодательства.
Герасимлюк Л.А. просила обязать ОПФР по Красноярскому краю произвести ей перерасчет страховой пенсии по старости, с учетом сведений о заработной плате за период с января 1987 года по декабрь 1990 года, указанных в контрольных карточках по начислению заработной платы.
Истец Герасимлюк Л.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, пояснила, что осуществляла деятельность в спорный период в Кызыльском продторге, о чем имеется запись в трудовой книжке, трудовой стаж не прерывался. Данной организации в настоящее время не существует, сведения о её заработке в спорный период имеются в архиве.
Представитель истца Витвер Е.М. иск поддержал, пояснил, что ОПФР не оспаривает факт осуществления истцом трудовой деятельности в период с 1987 по 1990г., они отказывается принять к учету сведения о заработке работника в указанный период, содержащиеся в контрольных карточках, ссылаясь на формальные основания, что в данных карточках отсутствует строка: «всего начислено за месяц». Однако, в контрольных карточках указаны суммы, выплаченные Герасимлюк Л.А. в качестве заработной платы, что позволяет определить её размер. При этом, совместным письмом Минтруда и соцразвития РФ и ПФ Р от 27.11.2001 разъяснено, что заработок работника может быть подтвержден косвенными документами, здесь же представлены первичные документы о заработной плате истца в спорный период. С заявлением о перерасчете пенсии по данному основанию Герасимлюк Л.А. в ОПФР не обращалась.
Представитель ответчика ОПФР по Красноярскому краю Рамбургер О.А. в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело без их участия. В своем письменном отзыве на иск возражал об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь, что из архивной справки от 09.11.2020 №3047, выданной Государственным архивом Республики Тыва следует, что в лицевых счета истца по начислению заработной платы за 1987-1990г.г. имеются контрольные карточки, где графа «всего начислено за месяц» отсутствует.
С учетом положений ст.167 ГПК РФ суд находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 статьи 4 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.18 ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Частью 6 ст.21 приведенного Федерального закона установлено, что перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Подпунктом «б» пункта 7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н, действовавшим в период назначения истцу страховой пенсии по старости было определено, что для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", необходимы документы (сведения) об обстоятельствах, предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера указанной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 31 декабря 2014 г. (часть 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В силу положений, содержащихся в пункте 3 ст.30 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении расчетного размера трудовой пенсии в порядке, установленном данным пунктом по выбору застрахованного лица среднемесячный заработок определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Пунктом 26 ранее действовавшего Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19 па, определено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установленный положениями п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, закрепленный ст. 102 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (определения от 4 апреля 2017 г. N 696-О, от 28 ноября 2019 г. N 3181-О).
До вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть до 1 января 2002 г., правовое регулирование исчисления размера трудовой пенсии по старости осуществлялось по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 103 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" среднемесячный заработок за периоды, указанные в ст. 102 Закона, подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы (службы) и 60 месяцев работы (службы) соответственно на 24 и 60.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 19.10.2021 Герасимлюк Л.А. является получателем страховой пенсии по старости
Из материалов пенсионного дела Герасимлюк Л.А. видно, что при расчете среднемесячного заработка истца с целью определения расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с порядком, установленным приведенными выше положениям Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не принят к зачету заработок, который Герасимлюк Л.А. имела, в том числе, в период с 1987 по 1990г., отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячному заработку по стране пенсионным органом определено в размере 0,481 при максимально возможном – 1,2.
При этом, факт осуществления трудовой деятельности Герасимлюк Л.А. подтверждается записями в её трудовой книжке, принятым к зачету ответчиком трудовым стажем истца, и предметом настоящего спора не является.
Согласно представленной в ОПФР по Красноярскому краю архивной справки от 09.11.2020 №3047 из Государственного архива Республики Тыва следует, что в лицевых счетах по начислению заработной платы рабочим и служащим архивного фонда «Кызылский продовольственный торг» за 1984-1986г.г. значится Крестенко (Герасимлюк) Л.А. (товаровед). В лицевых счетах по начислению заработной платы за 1988-1990 имеются контрольные карточки на товароведа Герасимлюк Л.А., где графа «всего начислено за месяц» отсутствует.
По указанной причине при принятии решения пенсионным органом о определении размера и назначении Герасимлюк Л.А. страховой пенсии по старости не принят во внимание заработок истца в период с 1987 по 1990 гг., со ссылкой на то обстоятельство, что в контрольных карточках лицевых счетов истца за спорный период отсутствует графы «всего начислено за месяц», в связи с чем, не представляется возможным, определить сумму заработка за данный период.
Вместе с тем, в представленных из архива контрольных карточках к лицевым счетам Герасимлюк Л.А. за 1987-1990 г.г. по соответствующим шифрам указаны суммы её ежемесячной заработной платы в Кызылском продторге, подсчет общего размера которой достигается арифметическим путем.
При этом, из содержания указанных контрольных карточек видно, что размер среднемесячной заработной платы Герасимлюк Л.А. выше в указанный период, чем аналогичный размер заработка истца в другие периоды в Кызылском продторге, принятые к зачету ОПФР по Красноярскому краю.(1984-1986г.г.), вследствие чего, пенсионным органом истцу отношение его среднемесячного заработка к среднемесячному заработку по стране определено в более меньшем размере, чем могло быть установлено при принятии во внимание сведений о средней зарплате Герасимлюк Л.А. в спорный период, что влечет ущемление пенсионных прав истца.
Принимая во внимание, что контрольные карточки к лицевым счетам истца за спорный период относятся к первичным учетным документам, отражают сведения о выплаченной Герасимлюк Л.А. заработной плате, следовательно, являются относимыми и допустимыми доказательствами, подтверждающими заработок истца в юридически значимый период, правовых оснований непринятия их к зачету у ответчика не имелось.
Тот факт, что в данных документах отсутствует графа об общей начисленной сумме заработной платы истца в каждом месяце, не свидетельствует о невозможности её определения путем проведения простых арифметических действий, носит сугубо формальный характер, не является достаточным основанием для ущемления прав истца на заслуженное пенсионное обеспечение.
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит заявленные требования Герасимлюк Л.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению, с возложением на ОПФР по Красноярскому краю обязанности произвести перерасчет страховой пенсии истца по старости с учетом сведений о заработной плате Герасимлюк Л.А. с 1987 по 1990 годы.
В силу п.2 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Поскольку Герасимлюк Л.А. с заявлением о перерасчете ей страховой пенсии,
по указанным в иске основанием, в досудебном порядке с заявлением в ОПФР по Красноярскому краю не обращалась, назначенная ей страховая пенсия по старости подлежит перерасчету со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Герасимлюк Л.А. удовлетворить.
Возложить обязанность на ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (ОГРН/ИНН 1022402648718/2466001885) произвести Герасимлюк Людмиле Анатольевне, <данные изъяты> (паспорт № выдан 05.05.2010 <данные изъяты>) перерасчет страховой пенсии по старости с учетом сведений о заработной плате за период с января 1987 года по декабрь 1990 года, указанных в контрольных карточках по начислению заработной платы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шушенский районный суд.
Председательствующий С.С. Кононов
Решение в полном объеме изготовлено 3 августа 2022 года.