Решение по делу № 2-2099/2021 от 13.10.2021

Дело № 2-2099/2021

УИД 66RS0012-01-2021-002723-06

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Каменск-Уральский                                 26 ноября 2021 года

Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего судьи Земской Л.К., при секретаре Тараховой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» о возложении обязанности по оснащению помещений с соблюдением прав инвалидов,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Каменска-Уральского обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ Службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» (далее – Каменск-Уральский центр занятости) о возложении обязанности оснастить помещения учреждения тактильной или тактильно-звуковой схемой, отображающей информацию о размещении и назначении помещений в здании (мнемосхема), тактильными табличками (в том числе тактильно-звуковыми) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля (перед выходами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения, и перед входом в универсальные кабинеты уборных), информационно-коммуникационной панелью для инвалидов по слуху.

В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведена проверка по установлению сведений об исполнении мероприятий в рамках национального проекта «Демография», осуществлен выезд в здание по ул. Кунавина, 1 в г. Каменске-Уральском, в котором располагается Каменск-Уральский центр занятости. В ходе проверочных мероприятий были выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями по зрению и слуху к информации о деятельности учреждения, а именно на первом этаже здания отсутствуют мнемосхемы, навигация внутри здания (таблички с указанием номеров и наименований кабинетов), информационный терминал для маломобильных групп населения со специальным программным устройством.

В судебном заседании помощник прокурора Савина Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске доводам и основаниям. Указала, что обязанность оснастить помещения в соответствии с приведенными в иске требованиями возникла на основании изданного в декабре 2020 года акта, тогда как по настоящее время не исполнена.

Представители ответчика Каменск-Уральского центра занятости Карамышева А.Р., действующая на основании устава, исковые требования не признала. В судебном заседании и представленном в материалы дела письменном отзыве указала, что не оспаривает наличие у ответчика обязанности по оснащению помещений согласно указанных в иске требований, наличие на момент проверки выявленных нарушений. При этом на момент проверки в помещениях Каменск-Уральского центра занятости производился масштабный ремонт, установление схем, табличек и панелей было невозможно. В настоящее время в рамках государственных контрактов ведется работа по устранению отраженных в акте проверки недостатков, и все необходимое оборудование будет установлено. Считает, что не было необходимости в предъявлении прокурором иска в суд, работы были бы произведены и без этого.

Выслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства, исследовав в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (часть 2 статьи 7, часть 3 статьи 37, часть 2 статьи 39).

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Исходя из положений ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Согласно ст. 3.1 указанного Федерального закона в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Статья 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает, что реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В соответствии с ч. ч. 1, 5 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Перечисленные в ст. 15 названого Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.

При этом, исполнение установленной в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Согласно ст. 9 Конвенции "О правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: административные здания и сооружения; объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения.

В силу положений постановления Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта.

Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр утверждены и действует «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее – Свод Правил, СП 59.13330.2020).

Согласно п.1.1 Свода Правил настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).

В силу п 6.1.6 СП СП 59.13330.2020 на прозрачных полотнах дверей и ограждениях (перегородках) следует предусматривать яркую контрастную маркировку в форме прямоугольника высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м или в форме круга диаметром от 0,1 до 0,2 м. Расположение контрастной маркировки предусматривается на двух уровнях: 0,9 - 1,0 м и 1,3 - 1,4 м.

Примечание - Контрастную маркировку допускается заменять декоративными рисунками или фирменными знаками, узорами и т.п. той же яркости.

Маркировка должна быть нанесена с обеих сторон дверного полотна.

Между тем, на момент осмотра на всех полотнах дверей внутри помещения отсутствуют контрастная маркировка, в то время как дверные полотна выполнены из стекла.

Согласно п.6.5.2 Свода Правил, технические средства информации и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания МГН различных групп мобильности, и на путях их движения, должны обеспечивать визуальную, звуковую и тактильную информацию.

Применяемые средства информации должны быть идентичными в пределах здания или комплекса зданий и сооружений, размещаемых на одном земельном участке.

В соответствии с п.6.5.4 Свода Правил визуальная информация должна располагаться на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию распознавания на высоте не менее 1,5 м и не более 4,5 м до уровня пола.

Согласно п. 6.5.7 Свода Правил в вестибюлях общественных зданий с учетом их функционального назначения следует предусматривать установку информационных терминалов/киосков, информационных табло типа "бегущая строка", тактильно-визуальных схем.

Кроме того, пунктом 6.5.9 Свода Правил установлено, что информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:

- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;

- перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6).

Пункт 6.5.12 Свода Правил также предусматривает, что системами обеспечения разборчивости звуковой информации для людей с нарушением слуха следует оборудовать лекционные и зрительные залы, залы ожидания и пр.

В зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание.

Из анализа указанных правовых норм следует, что для реализации гражданами права на труд и социальную защиту, вне зависимости от состояния здоровья и социального статуса, организации, вне зависимости от организационно-правовых форм должны создать условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Из материалов гражданского дела, объяснений явившихся участников судебного разбирательства, установлено, что в трехэтажном здании по адресу ул.Кунавина, 1, в г.Каменске-Уральском, располагается Каменск-Уральский центр занятости, который занимает указанные помещения на праве оперативного управления (свидетельство о государственной регистрации права 66АЕ №091012 от 03.10.2011).

Ответчиком в 2021 году реализуются мероприятия по повышению эффективности службы занятости в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография», заключены государственные контракты на проведение ремонтных работ с последующей поставкой мебели для оснащения помещений, в которых оказываются услуги населению. В свою очередь заключение и исполнение данных контрактов направлены на улучшение и доступность оказания государственных услуг для всех граждан.

11.10.2021 прокуратурой города Каменска-Уральского в рамках проверки проводился осмотр помещений Каменск-Уральского центра занятости по ул. Кунавина, 1 в г. Каменске-Уральском Свердловской области, по результаты которого отражены в представленном в материалы дела акте. Объяснения явившихся участников процесса, содержание указанного акта от 11.10.2021 и приложенной к нему фототаблицы свидетельствуют о том, что в здании по ул. Кунавина, 1, в г.Каменске-Уральском ведутся ремонтные работы, при этом в нарушение требований вышеприведенных правовых норм в здании отсутствуют тактильная или тактильно-звуковая схема, отображающая информацию о размещении и назначении помещений в здании (мнемосхема), тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения, перед входом в универсальные кабины уборных, информационно-коммуникационную панель для инвалидов по слуху, отсутствует контрастная маркировка на всех полотнах дверей внутри помещения.

Наличие перечисленных нарушений также подтверждается письменными объяснениями заместителя директора Каменск-Уральского центра занятости Сколова И.А. от 11.10.2021, и по сути не опровергается стороной ответчика.

Представленные стороной ответчика в материалы гражданского дела Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры Свердловской области от 20.05.2015, государственные контракты от 21.10.2014, 11.05.2021, 25.11.2021 не свидетельствуют об устранении выявленных нарушений на момент рассмотрения дела. При этом согласно Приказа Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр СП 59.13330.2020 введены в действие через 6 месяцев со дня издания названного приказа, т.е. с 30.06.2021.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечение действий, нарушающих право либо создающих угрозу его нарушения.

При изложенных обстоятельствах заявленные прокурором в интересах неопределенного круга лиц исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить решение суда, суд полагает необходимым принять во внимание объем подлежащих выполнению работ, приведенные стороной ответчика сведения о наличии государственных контрактов, проведении аукционов с целью устранения выявленных нарушений, а также интересы неопределенного круга инвалидов, обращающихся в Каменск-Уральский центр занятости. С учетом всех обстоятельств суд полагает необходимым, обоснованным и разумным установить срок исполнения обязанности – один месяц с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» о возложении обязанности по оснащению помещений с соблюдением прав инвалидов удовлетворить.

Возложить на Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу оснастить помещения учреждения по ул. Кунавина, 1, в г.Каменске-Уральском Свердловской области:

- тактильной или тактильно-звуковой схемой, отображающей информацию о размещении и назначении помещений в здании (мнемосхема);

- тактильными табличками (в том числе тактильно-звуковыми) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входом в универсальные кабины уборных;

- информационно-коммуникационной панелью для инвалидов по слуху.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г.Каменска-Уральского Свердловской области.

Судья:         Земская Л.К.

Мотивированное решение изготовлено 03.12.2021.

2-2099/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ПРОКУРОР ГОРОДА КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
Ответчики
ГКУ СЗН СО "Каменск-Уральский центр занятости"
Суд
Синарский районный суд г. Каменск-Уральского
Судья
Земская Л.К.
Дело на сайте суда
sinarsky.svd.sudrf.ru
13.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2021Передача материалов судье
13.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2021Судебное заседание
03.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее