10RS0017-01-2023-000783-09
№ 2-593/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 мая 2024 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Степановой Т.Г.,
судей Маловой Н.Б., Величко С.А.
при секретаре Павловой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 15 ноября 2023 года по иску Назаровой Д. В. к Бойко А. А.чу о признании отсутствующим права собственности на часть жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Маловой Н.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Назарова Д.В. обратилась в суд с иском к Бойко А.А. по тем основаниям, что она является собственником (.....) В состав квартиры входит подсобное помещение площадью (...) кв.м., расположенное на первом этаже дома. Чтобы попасть в подсобное помещение (.....), истцу необходимо пройти по коридору, расположенному на первом этаже и входящему в состав (.....). На момент обращения в суд с настоящим иском в квартире истца проживал ее отец – Назаров В.А., которому собственник (.....) предъявил требования о необходимости прекратить осуществлять проход по его квартире. Собственнику (.....) было направлено соглашение об установлении ограниченного права пользования его помещением, которое им получено не было. Ссылаясь на то, что иного способа пройти в помещение, принадлежащее истцу, не имеется, Назарова Д.В., с учетом уточнения исковых требований, просила признать отсутствующим право собственности Бойко А.А. на часть (.....), а именно на коридор площадью (...) кв.м., необходимую для прохода в помещение Назаровой Д.В.
Сортавальским городским судом Республики Карелия к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Комфорт» и ГУП РК «РГЦ Недвижимость».
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование позиции указывает, что выводы суда о том, что спорный коридор является единственным проходом из жилой комнаты (.....) опровергаются материалами дела, в том числе, техническими паспортами на многоквартирный жилой дом и планом-справкой на данную квартиру. Кроме того, суд в постановленном решении неверно пришел к выводу о возможности обустройства отдельного входа в подсобное помещение, принадлежащее истцу, поскольку в предложенном для обустройства месте проходят домовые коммуникации. Полагает, что, признав право одного собственника на спорное помещение, суд лишил права собственности другого собственника на часть его квартиры.
Ответчик представил возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца - Мильяченко О.С., действующий на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы настоящего гражданского дела, технический паспорт на дом, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В силу п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
На основании ст. 289 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (ст. 290).
В соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам помещений, машино-мест в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения многоквартирного дома, несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование многоквартирного дома, расположенное за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения, машино-места в многоквартирном доме, а также земельный участок, указанный в п. 2 ст. 287.6 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (.....) площадью (...) кв.м. принадлежит на праве собственности Назаровой Д.В. Согласно плану-справке от ХХ.ХХ.ХХ № жилое помещение № является (...), расположенной (.....). Общая площадь квартиры составляет (...) кв.м. В экспликацию площадей квартиры включено подсобное помещение площадью (...) кв.м., расположенное отдельно от квартиры, на первом этаже многоквартирного дома.
Исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН, (.....) площадью (...) кв.м. принадлежит на праве собственности Бойко А.А. Как следует из материалов реестрового дела указанная (.....) общей площадью (...) кв.м. приобретена ответчиком у Шершнева А.Г. по договору купли-продажи от ХХ.ХХ.ХХ. Согласно планам-справкам от ХХ.ХХ.ХХ №, от ХХ.ХХ.ХХ №, от ХХ.ХХ.ХХ № жилое помещение № является двухкомнатной квартирой, расположенной (.....). Общая площадь квартиры составляет (...) кв.м. В экспликацию площадей квартиры включен коридор площадью (...) кв.м.
Исходя из сведений, содержащихся в технических паспортах на дом, по плану первого этажа (.....) проход в подсобное помещение (.....) площадью (...) кв.м. обустроен через коридор (.....) площадью (...) кв.м. Спорный коридор также является единственным проходом из жилой комнаты (.....) иные помещения данной квартиры.
Из пояснений допрошенного в судебном заседании специалиста инженера-строителя Коенена А.Р. следует, что не исключена возможность переустройства входа в подсобное помещение истца, минуя спорный коридор.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь названными положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что стороной истца не представлено доказательств, обосновывающих невозможность защиты его прав, нежели как путем признания права собственности ответчика отсутствующим, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается в силу следующего.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
На основании ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу разъяснений, изложенных в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010
«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 24 апреля 2019 г., указано, что иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Из приведенных разъяснений следует, что для признания права отсутствующим истец должен привести доказательства отсутствия правовых оснований для государственной регистрации права ответчика на спорный объект недвижимого имущества, а также подтвердить основания возникновения своего права на спорное имущество.
Из материалов дела следует, что спорный коридор, через который истец осуществлял проход к подсобному помещению, согласно планам-справкам, входил в состав квартиры ответчика не позднее, чем с 1999 года, доказательств обратного не представлено.
Согласно договору безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации, заключенного ХХ.ХХ.ХХ с Назаровой М. А. площадь (.....) составляет (...) кв.м., при этом спорное помещение коридора не включено в площадь квартиры. Таким образом, на момент приватизации (.....), спорный коридор уже входил в площадь (.....), что было известно правообладателям (.....).
Однако (.....) перешла в частную собственность значительно ранее и с ХХ.ХХ.ХХ отчуждалась разным лицам. При этом площадь квартиры и ее экспликация согласно материалам дела и техническом паспорту на дом, не менялась, спорное помещение входило в состав (.....) является его частью.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора учтено, что согласно материалам реестрового дела между Шершневым А.Г. и Бойко А.А. ХХ.ХХ.ХХ заключен договор купли-продажи двухкомнатной (.....). Право собственности Бойко А.А. на указанную квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке ХХ.ХХ.ХХ. Данные обстоятельства следуют из сведений ЕГРН. В экспликации к поэтажному плану объекта недвижимости также указана общая площадь квартиры ответчика - (...) кв.м., из которых площадь спорного коридора составляет (...) кв.м.
Указанные обстоятельства подтверждают добросовестность приобретения спорного объекта недвижимости ответчиком.
Кроме того, истец, обосновывая свои требования препятствием в пользовании указанным помещении, не представил доказательств создания ему препятствий в таком пользовании, требований об устранении каких-либо препятствий в пользовании не заявлял.
В свою очередь, истец, предъявляя заявленные требования, в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязана представить в подтверждение тому относимые и допустимые доказательства, в том числе ходатайствовать перед судом о содействии в сборе таковых путем назначения по делу судебной экспертизы, о чем в порядке подготовки дела к судебному разбирательству разъяснено судом первой инстанции в соответствующем определении.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики (...) по настоящему гражданскому делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза. В заключении (...) эксперты пришли к выводу о том, что обустройство отдельного входа в нежилое помещение, общей площадью (...) кв.м., являющееся частью (.....), возможно только со стороны внутреннего двора между входом в общий коридор и входом в (.....), при условии обращения в специализированную проектную организацию для разработки проектной документации по устройству дверного проема в несущей стене многоквартирного жилого дома с усилением дверного проема. Отвечая на вопрос о возможности обустройства отдельного входа в нежилое помещение со стороны общего коридора, эксперт указывает, что в соответствии с п. 4.2.5 «СП 1.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев, в связи с чем обустройство отдельного входа в указанном месте невозможно.
Таким образом, эксперты пришли к выводу о возможности обустройства отдельного входа в помещение истца.
С учетом установленных обстоятельств судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы не являются достаточным основанием для признания права собственности ответчика на принадлежащее ему на законном основании имущество отсутствующим, вследствие чего не усматривает оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследованы представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Денежные средства для оплаты экспертизы (...) в размере 15000 руб. внесены Назаровой Д.В. на депозит Верховного Суда Республики Карелия и подлежат направлению в адрес экспертов.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 15 ноября 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи