Решение по делу № 33-5764/2021 от 06.10.2021

Судья Автушин Ф.А.      Дело №11RS0001-01-2021-00516-76

(№ 2-3943/2021 г.)

(№ 33-5764/2021 г.)                                    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Пунегова П.Ф. и Юдина А.В.,

при секретаре Калинкович И.С.

    

рассмотрела в судебном заседании 14 октября 2021 года в г.Сыктывкаре Республики Коми гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 июля 2021 года, по которому

признан незаконным отказ администрации МО ГО «Сыктывкар» от 24 марта 2020 года <Номер обезличен> о предоставлении в собственность Мунтяну Н.В. земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>;

на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем предоставления в собственность Мунтяну Н.В. земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>.

Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Поповой В.А. - представителя администрации МО ГО «Сыктывкар», Мунтяна Н.В. и его представителя Торлопова В.Г., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Мунтян Н.В. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, оформленного письмом от 24 марта 2020 года <Номер обезличен>, и обязании предоставить участок в собственность, указав в обоснование требований, что является собственником индивидуального жилого дома <Номер обезличен> по <Адрес обезличен>, расположенного на указанном земельном участке, который был сформирован ответчиком для строительства и обслуживания жилого дома и предоставлен ему в аренду. В предоставлении земельного участка в собственность отказано по причине того, что испрашиваемый земельный участок частично располагается в границах красных линий, в зоне территории общего пользования – <Адрес обезличен> и не подлежит приватизации в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ. Однако, данный отказ незаконен, так как участок сформирован и право собственности на жилой дом оформлено до установления границ красных линий.

В судебном заседании представитель истца на иске настаивал.

Ответчик иск не признал.

Истец и представители ПО «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго», УЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар», привлеченных судом к участию в деле в качестве третьих лиц (л.д.119), в суд не явились, и дело рассмотрено в их отсутствие.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО ГО «Сыктывкар» не согласна с решением суда, просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда с учетом следующего.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением главы администрации г.Сыктывкара от 26 декабря 1997 года <Номер обезличен> у арендатора ФИО11 изъят земельный участок площадью ... кв.м по <Адрес обезличен> и предоставлен ФИО12 в аренду сроком на ... лет для проектирования и строительства индивидуального жилого дома (л.д.25).

В сентябре 2002 года проведено межевание границ земельного участка (л.д.26-41), участок поставлен на кадастровый учет.

Постановлением главы администрации <Адрес обезличен> от 17 октября 2002 года <Номер обезличен> прекращено право пользования земельным участком ФИО12 на основании его добровольного отказа, утверждены в составе земель поселений (жилая зона) границы земельного участка площадью ... кв.м по адресу: <Адрес обезличен> участок <Номер обезличен> и земельный участок предоставлен Мунтяну Н.В. в аренду сроком на 1 год для строительства жилого дома (л.д.33).

Постановлением главы администрации МОГО «Сыктывкар» от 17 декабря 2008 года <Номер обезличен> земельный участок площадью ... кв.м по адресу: <Адрес обезличен> предоставлен Мунтяну Н.В. в аренду сроком на 5 лет для завершения строительства индивидуального жилого дома (л.д.42-43).

6 марта 2009 года между администрацией МОГО «Сыктывкар» (арендодатель) и Мунтяном Н.В. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью .... по адресу: <Адрес обезличен> для завершения строительства индивидуального жилого дома (л.д.44-46,48).

Постановлением главы администрации МОГО «Сыктывкар» от 13 марта 2015 года <Номер обезличен> право аренды земельного участка продлено на 5 лет, на основании чего сторонами 13 марта 2015 года заключено соглашение о внесении изменений и дополнений в договор аренды земельного участка от 06 марта 2009 года (л.д.49,50-53).

<Дата обезличена> в ЕГРН зарегистрировано право собственности Мунтяна Н.В. на жилой дом площадью ...., расположенный по адресу: <Адрес обезличен> (л,д.57, 109).

11 марта 2020 года истец обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью .... по адресу: <Адрес обезличен> в собственность за плату без проведения торгов для обслуживания индивидуального жилого дома, приложив к заявлению копию свидетельства о государственной регистрации права (л.д.55).

Администрация МОГО «Сыктывкар» в письме от 24 марта 2020 года <Номер обезличен> отказала Мунтяну Н.В. в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>, сославшись на то, что испрашиваемый земельный участок частично находится в составе земель общего пользования (в границах красной линии <Адрес обезличен>) и не может быть предоставлен в собственность (л.д.58).

Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства и руководствуясь пунктом 12 статьи 85, статьей 39.20 и нормами главыVII.1 Земельного кодекса РФ, пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, пришел к выводу о незаконности оспариваемого истцом отказа, указав, что земельный участок сформирован и закреплен на местности до начала формирования красных линий, а установление красных линий по границам уже сформированных для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков нормами земельного и градостроительного законодательства не предусмотрено.

Однако с выводом суда согласиться нельзя с учетом следующего.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Статьей 39.17 Земельного кодекса РФ регламентирован порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса РФ.

В данной статье в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).

В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные, в частности, для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1, положениями статей 9 и 18 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов; документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 Градостроительного кодекса РФ).

К элементам планировочной структуры относится часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы) (пункт 35 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ). Конкретные виды элементов планировочной структуры установлены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 года № 738/пр, к которым, в частности, относится территория общего пользования, в том числе улично-дорожная сеть.

Статьей 42 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Пунктом 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.

Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

В соответствии с пунктами 3.5 и 3.6 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года № 18-30, которая применяется в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ, осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается; красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ землепользований.

Утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года №1034/пр (в редакции от 19 декабря 2019 года) Сводом правил «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», предусмотрено, что улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки (пункт 11.4 Свода правил).

Также в пунктах 11.5 и 11.6 Свода правил приведены расчетные параметры улиц и дорог для средних и малых городов и сельских поселений, в том числе ширина полосы движения и пешеходной части тротуара улицы в жилой застройке.

Таким образом, границы существующих или планируемых территорий общего пользования, к которым относится, в частности, улично-дорожная сеть, обозначаются красными линиями в процессе подготовки проектов планировки территории, проводимой для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования.

При наличии у муниципального образования документов территориального планирования они должны быть учтены судом при разрешении спора, связанного с порядком землепользования.

Ответчик в обоснование того, что спорный участок не может быть предоставлен истцу в собственность, в отзыве на иск и в суде первой инстанции сослался на Генеральный план МОГО «Сыктывкар», утвержденный решением Совета МОГО «Сыктывкар» от 11 декабря 2009 года <Номер обезличен>, и документацию по планировке территории.

Согласно Генеральному плану МОГО «Сыктывкар» <Адрес обезличен> - улица местного значения. В качестве таковой она включена в Перечень улиц местного значения МОГО «Сыктывкар», утвержденный постановлением главы администрации МОГО «Сыктывкар» от 31 декабря 2008 года <Номер обезличен>, протяженностью ... м и площадью в границах красных линий .... (л.д.61-65).

Расчетные параметры <Адрес обезличен> должны соответствовать Своду правил СП 42.13330.2016.

На основании постановления и.о. главы МОГО «Сыктывкар»-руководителя администрации от 8 сентября 2020 года <Номер обезличен> «О подготовке документации по планировке территории ... (л.д.95) Обществом с ограниченной ответственностью ... разработана документация по планировке территории (проект планировки и межевания территории) для формирования границ красных линий на территории ... в части установления границ красных линий улично-дорожной сети, обеспечения территорий инфраструктурой в границах земель общего пользования (л.д.77-94).

После проведения публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории (л.д.102-103) постановлением главы МОГО «Сыктывкар»-руководителя администрации от 27 мая 2021 года <Номер обезличен> утверждена разработанная ООО ... документация по планировке территории (проект планировки и межевания территории) для формирования границ красных линий на территории МОГО «Сыктывкар» в части установления границ красных линий улично-дорожной сети, обеспечения инфраструктурой в границах земель общего пользования (л.д.110).

Согласно утвержденной документации по планировке территории испрашиваемый истцом земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> частично расположен в границах красных линий, обозначающих территорию общего пользования – <Адрес обезличен> (л.д.78,106,125-126).

Генеральный план МОГО «Сыктывкар», утвержденный решением Совета МОГО «Сыктывкар» от 11 декабря 2009 года <Номер обезличен>, и постановление главы МОГО «Сыктывкар» - руководителя администрации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в установленном порядке не оспорены и не признаны недействующими, поэтому и в силу приведенных положений Градостроительного кодекса РФ должны были учитываться судом при разрешении спора.

То обстоятельство, что спорный земельный участок был сформирован до утверждения постановлением от 27 мая 2021 года <Номер обезличен> красных линий, обозначающих территорию общего пользования (дорогу и улицу), на что сослался суд в решении, не свидетельствует о незаконности оспариваемого истцом отказа в предоставлении участка в собственность с учетом приведенных выше положений статей 27 и 39.16 Земельного кодекса РФ.

Поскольку в соответствии с требованиями пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ и пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки общего пользования, занятые, в частности, улицами и автомобильными дорогами, не подлежат приватизации, то вывод суда о незаконности отказа ответчика в предоставлении истцу в собственность за плату спорного земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> который частично входит в границы красных линий в соответствии с утвержденными документами территориального планирования ... ошибочен и сделан без учета содержания документов территориального планирования (генерального плана ... документации по планировке территории).

С учетом изложенного решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, так как исходя из представленных ответчиком документов территориального планирования МОГО «Сыктывкар», спорный земельный участок частично расположен в красных линиях <Адрес обезличен>, что исключает предоставление его в собственность истца

Довод жалобы о необходимости рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства не может быть принят во внимание.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В абзаце пятом этого же пункта постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 разъяснено, что по смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.

Согласно части 1 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства РФ при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Как усматривается из иска Мунтяна Н.В. и объяснений его представителя в суде первой инстанции, оспариваемый истцом отказ администрации препятствует приобретению в собственность испрашиваемого земельного участка, находящегося во владении и пользовании истца на праве аренды, для обслуживания принадлежащего истцу индивидуального жилого дома.

Заявленные истцом взаимосвязанные требования о признании отказа ответчика незаконным и обязании предоставить спорный земельный участок в собственность подлежали рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства и правомерно рассмотрены судом первой инстанции в таком порядке.

Кроме того, сторона ответчика в суде первой инстанции не возражала против рассмотрения данного дела в порядке гражданского судопроизводства.

Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь статьями 328,330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 июля 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Мунтяну Н.В. к администрации МОГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> и обязании предоставить участок в собственность.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 октября 2021 года.

33-5764/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Мунтян Николай Васильевич
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Другие
Торлопов Виктор Григорьевич
ПО Южные электрические сети филиала ПАО МРСК Северо-Запада Комиэнерго
УЖКХ АМО ГО Сыктывкар
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Теплякова Е.Л.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
14.10.2021Судебное заседание
18.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2021Передано в экспедицию
14.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее