Решение по делу № 2-18/2016 (2-553/2015;) от 06.08.2015

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 января 2016 года

Анадырский городской суд в составе председательствующего судьи ФИО7,

при секретаре ФИО1,

с участием заместителя Магаданского транспортного прокурора ФИО2,

представителей заинтересованных лиц:

Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» ФИО3;

Магаданской таможни – ФИО4;

Пограничного управления Российской Федерации по Восточному арктическому району – ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Магаданского транспортного прокурора к Правительству Чукотского автономного округа об обязании устранить нарушения и недостатки в воздушном грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации в международном аэропорту Анадырь (Угольный),

установил:

В Анадырский городской суд поступило указанное исковое заявление, из которого следует, что Магаданским транспортным прокурором в ходе проверки исполнения законодательства, регулирующего строительство, обустройство и обеспечение деятельности в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации в воздушном грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации в международной аэропорту Анадырь (Угольный) по адресу: Чукотский автономный округ, выявлены нарушения в виде отсутствия необходимого оборудования и технических средств. В соответствии с п. 2 Распоряжения Правительства РФ от 02.04.2002 г. № 406-р Правительству Чукотского автономного округа было поручено обеспечить проектирование, строительство, обустройство и техническое оснащение пункта пропуска в аэропорту Анадырь (Угольный). В 2005 г. было построено новое здание аэропорта Анадырь (Угольный). 06 июля 2011 г. Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации по инициативе правительства Чукотского автономного округа издан приказ № 92-ПП «О реконструкции воздушного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в международном аэропорту Анадырь (Угольный)». В связи с тем, что реконструкция осуществляется правительством Чукотского автономного округа, до завершения реконструкции ВПП и до заключения с Росграницей договора безвозмездного пользования обязанность по оборудованию и оснащению ВПП Анадырь возлагается на Правительство Чукотского АО. В связи с тем, что выявленные нарушения могут привести к проникновению на территорию Российской Федерации лиц, въезд которым ограничен или запрещен; а так же товаров (веществ, продуктов, отходов), представляющих опасность, действуя в интересах неопределенного круга лиц, заявитель просит суд обязать Правительство Чукотского автономного округа устранить выявленные нарушения и недостатки, установив в воздушном грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу в аэропорту Анадырь (Угольный) оборудование и технические средства, необходимые для организации таможенного и пограничного контроля:

установить видеокамеры в кабинах паспортного контроля, обеспечивающие контроль за осуществлением пограничного контроля; дверь с датчиком контроля доступа на лестничный марш между залом вылета международных авиалиний и подразделением пограничного контроля;

установить стационарный многозонный металлодетектор гармонического метода детектирования; ввести в установленном порядке в эксплуатацию все имеющиеся СТСО ДРМ «Янтарь-1П», оснастив их камерами видеонаблюдения для фиксации объекта срабатывания; обустроить в зонах прилет/вылет автоматизированные рабочие места, подключенные к системе управления СТСО «Янтарь»; установить сервер сбора данных СТСО «Янтарь»; установить СТСО «Янтарь-1П» в зонах прилета, вылета и в багажном отделении в соответствии с требованиями эксплуатационной документации; установить ограничения движения пассажиропотока в зонах прилета и вылета международных авиалиний для пассажиров, ожидающих оформления, и линии остановки перед СТСО ДРМ; отгородить зону вылета международных авиалиний от общего зала аэровокзала аэропорта Анадырь (Угольный); разграничить (изолировать) в багажном отделении зоны размещения и нахождения багажа (груза) международных и внутренних авиалиний; установить в зоне прилета международных авиалиний стационарную видеокамеру с направлением на зону таможенного оформления; оборудовать рабочие места должностных лиц таможенного органа в зонах прилета и вылета международных воздушных авиалиний; оборудовать систему бесперебойного гарантированного энергоснабжения; оборудовать серверную системой кондиционирований с поддержанием температуру, влажности и чистоты воздуха, обеспечивающими комфортные условия для персонала и аппаратуры; предоставить помещение для размещения серверной площадью, достаточной для установки всего необходимого оборудования.

В письменных возражениях ответчик, Правительство Чукотского автономного округа, выразил несогласие с заявленными требованиями, указав, что в соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" (далее по тексту – Закон «О государственной границе») проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через государственную границу осуществляется за счет средств федерального бюджета. В соответствии с п. «н» ст. 71 Конституции РФ определение статуса и защита государственной границы относится к исключительному предмету ведения Российской Федерации. Расходование средств бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели будет являться нецелевым (т. 1, л. д. 54-57, 241-244).

Заинтересованное лицо, Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», в письменном отзыве поддержало требования Магаданского транспортного прокурора, указав, что Правительство Чукотского автономного округа в целях официального открытия пункта пропуска через государственную границу в аэропорту Анадырь (Угольный) инициировало издание Росграницей приказа № 92-ПП от 06.07.2011 г, приняв на себя обязательства по устранению предъявляемых государственными контрольными органами замечаний по оборудованию и обустройству пункта пропуска. В ходе различных совещаний Правительство Чукотского АО неоднократно подтверждало взятые на себя обязательства по обустройству пункта пропуска. В соответствии с письмом Департамента промышленной политики, строительств и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа от 31.08.2015 г. № 05/07/3221 финансирование реконструкции пункта пропуска через государственную границу в международном аэропорту Анадырь (Угольный) будет осуществлено в соответствии с мероприятием «субсидия на реконструкцию ВПП Анадырь (Угольный) подпрограммы «Развитие авиационного комплекса» государственной программы Чукотского автономного округа «Развитие транспортной инфраструктуры Чукотского АО на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Чукотского АО от 21.10.2013 г. № 405 (т. 1, л. д. 46-47; 227-229, т. 2, л. д. 93).

Заинтересованное лицо, Пограничное управление по Восточному арктическому району, в отзыве на заявленные требования, подтвердив несоответствие технического оснащения пункта пропуска через государственную границу установленным требованиям, оставило вопрос о лице, обязанном провести реконструкцию, на усмотрение суда (т. 1, л. д. 50-53; т. 2, л. д. 169-172).

Заинтересованное лицо, Магаданская таможня, в письменном отзыве поддержало требования Магаданского транспортного прокурора (т. 1, л. д. 199-200).

Заинтересованное лицо, государственное предприятие Чукотского автономного округа «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» в письменном отзыве указало, что помещения, необходимые для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля переданы на безвозмездной основе представителем ФГКУ «Росгранстрой» (т. 2, л. д. 53).

Заинтересованное лицо, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации, письменный отзыв на исковое заявление не предоставило.

В судебном заседании заместитель Магаданского транспортного прокурора поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчик, Правительство Чукотского автономного округа, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представитель в судебное заседание не направил. В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело было рассмотрено в его отсутствие.

В судебном заседании представители заинтересованных лиц, Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы»; Магаданской таможни и Пограничного управления по Восточному арктическому району поддержали позиции, изложенные в письменных отзывах.

Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации, уведомленное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, о причинах его неявки не сообщило.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае круг лиц, права и интересы которых могут быть нарушены в результате несоответствия пункта пропуска через государственную границу техническим требованиям, определить не представляется возможным, т. к. в случае проникновения на территорию Российской Федерации лиц, въезд которым ограничен или запрещен, а так же в случае ввоза товаров (веществ и проч), представляющих потенциальную опасность, вред может быть причинен всем находящимся на территории Чукотского АО лицам.

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона «О государственной границе» в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу должна осуществляться охрана государственной границы.

Частью 1 ст. 11 Закона «О государственной границе» установлено, что пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 указанного Закона пунктах пропуска через государственную границу.

Распоряжением Правительства РФ от 02.04.2002 г. № 406-р Правительству Чукотского автономного округа было поручено обеспечить проектирование, строительство, обустройство и техническое оснащение пункта пропуска в аэропорту Анадырь (Угольный).

В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2003 г. № 142 в аэропорту Анадырь (Угольный) был открыт воздушный пункт пропуска через государственную границу.

Здание аэровокзала аэропорта Анадырь (Угольный) после ввода в эксплуатацию в 2006 г. находилось в собственности Российской Федерации; было закреплено на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием «Чукотавиа» (л. д. 245).

06 июля 2011 г. Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации по инициативе Правительства Чукотского автономного округа был издан приказ № 92-ПП «О реконструкции воздушного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в международной аэропорту Анадырь (Угольный)».

Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 17 октября 2013 г. № 075/2013р ФГУП «Чукотавиа» было передано в собственность Чукотского автономного округа (л. д. 246-247); в настоящее время в связи с проведенной реорганизацией здание аэровокзала находится в собственности Чукотского автономного округа, закреплено на праве хозяйственного ведения за Государственным предприятием Чукотского автономного округа «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» (л. д. 248-253).

В соответствии с договором безвозмездной передачи объектов основных средств № 11 от 26.12.2013 г. (с учетом дополнительных соглашений) ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» передало ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в пользование на безвозмездной основе объекты основных средств для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (л. д. 254-276).

Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 06 декабря 2013 г. № 093/2013-р в государственную собственность Российской Федерации передано недвижимое имущество, необходимое для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (л. д. 277-284).

В соответствии с Актом мониторинга оборудования и технического оснащения зон пограничного и таможенного контроля в воздушном грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска Анадырь (Угольный) в соответствии с Общими требованиями к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу (утверждены постановлением Правительства РФ от 25.12.2007 г. № 930); Едиными типовыми требованиями к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых и пунктах пропуска через государственную границу (утверждены решением комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 г. № 688); приказом ФТС России от 31.10.2008 г. № 1349 в воздушном пункте пропуска через государственную границу в настоящее время необходимо:

установить видеокамеры в кабинах паспортного контроля, обеспечивающие контроль за осуществлением пограничного контроля; дверь с датчиком контроля доступа на лестничный марш между залом вылета международных авиалиний и подразделением пограничного контроля;

установить стационарный многозонный металлодетектор гармонического метода детектирования; ввести в установленном порядке в эксплуатацию все имеющиеся СТСО ДРМ «Янтарь-1П», оснастив их камерами видеонаблюдения для фиксации объекта срабатывания; обустроить в зонах прилет/вылет автоматизированные рабочие места, подключенные к системе управления СТСО «Янтарь»; установить сервер сбора данных СТСО «Янтарь»; установить СТСО «Янтарь-1П» в зонах прилета, вылета и в багажном отделении в соответствии с требованиями эксплуатационной документации; установить ограничения движения пассажиропотока в зонах прилета и вылета международных авиалиний для пассажиров, ожидающих оформления, и линии остановки перед СТСО ДРМ; отгородить зону вылета международных авиалиний от общего зала аэровокзала аэропорта Анадырь (Угольный); разграничить (изолировать) в багажном отделении зоны размещения и нахождения багажа (груза) международных и внутренних авиалиний; установить в зоне прилета международных авиалиний стационарную видеокамеру с направлением на зону таможенного оформления; оборудовать рабочие места должностных лиц таможенного органа в зонах прилета и вылета международных воздушных авиалиний; оборудовать систему бесперебойного гарантированного энергоснабжения; оборудовать серверную системой кондиционирований с поддержанием температуру, влажности и чистоты воздуха, обеспечивающими комфортные условия для персонала и аппаратуры; предоставить помещение для размещения серверной площадью, достаточной для установки всего необходимого оборудования (л. д. 22-24).

Указанные обстоятельства сторонами и участниками судебного заседание не оспаривались. При таких обстоятельствах суд считает установленным факт несоответствия установленным требованиям технического оснащения зон пограничного и таможенного контроля в воздушном грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска Анадырь (Угольный).

Рассматривая вопрос о возложении обязанности устранить выявленные недостатки на Правительство Чукотского автономного округа, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 12 Закона «О государственной границе» проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу).

В соответствии с пп. 29,30 Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 482, в редакции, действовавшей по состоянию на дату издания приказа Росграницы № 92ПП от 06.07.2011 г) под реконструкцией пункта пропуска понимается реконструкция имеющихся, строительство новых зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, а также проведение работ, направленных на изменение пропускной способности и (или) пределов пункта пропуска.

Предложение о проведении реконструкции пункта пропуска может вноситься федеральным органом исполнительной власти или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот пункт пропуска.

Предложение о проведении реконструкции пункта пропуска вносится в Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации с приложением следующих документов:

обоснование целесообразности реконструкции пункта пропуска;

сведения о планируемой пропускной способности и сроках открытия пункта пропуска после завершения реконструкции;

сведения о порядке функционирования пункта пропуска на период проведения реконструкции с приложением проекта технологической схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

подробный расчет затрат средств из федерального бюджета на реконструкцию пункта пропуска и содержание зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска.

Требования к форме и содержанию документов, прилагаемых к предложению о проведении реконструкции пункта пропуска, устанавливаются Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 10 настоящих Правил.

В соответствии с указанными требованиями 17 марта 2009 г. исх. 11-05/31 Губернатором Чукотского автономного округа от имени Правительства Чукотского автономного округа (которое согласно ч. 2 ст. 11 Устава Чукотского АО является высшим исполнительным органом государственной власти Чукотского АО) на имя руководителя Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации было направлено предложение об издании приказа о реконструкции и образовании межведомственной комиссии по проверке пункта пропуска в здании аэровокзала аэропорта Анадырь (Угольный) с приложением, в том числе, сведений о финансировании реконструкции пункта пропуска и содержании здания, помещений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видом контроля (т. 2, л. д. 86-92).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что прилагавшиеся к письму сведения (приложение 2) о финансировании с учетом издания на основании предоставленных данных приказа о реконструкции пункта пропуска через государственную границу являются предусмотренными п. 30 Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации подробным расчетом затрат средств из федерального бюджета на реконструкцию пункта пропуска и содержание зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска.

Доказательств иного заявителем и другими участниками процесса не предоставлено.

Более того, как указывалось выше, в соответствии со ст. 12 Закона "О государственной границе" реконструкция и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу).

Финансирование реконструкции пункта пропуска через государственную границу за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (Правительства Чукотского автономного округа) законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Так, в соответствии с п. «н» ст. 71 Конституции РФ определение статуса и защита государственной границы относится к ведению Российской Федерации.

Статья 29 Закона «О государственной границе» не предусматривает для государственных органов субъектов Российской Федерации возможности финансировать работы, связанные с организацией пункта пропуска через государственную границу.

Ссылка заявителя на распоряжение Правительства РФ от 02.04.2002 г. № 406-р, которым Правительству Чукотского автономного округа было поручено обеспечить проектирование, строительство, обустройство и техническое оснащение пункта пропуска в аэропорту Анадырь (Угольный) не может быть принята во внимание, т. к. в 2002 г. действовала редакция ст. 12 Закона «О государственной границе», предусматривавшая возможность финансирования работ по строительству (реконструкции) и оснащению пунктов пропуска за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Решение о проведении реконструкции пункта пропуска через государственную границу принималось в 2011 г, когда финансирование указанных работ за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации предусмотрено не было.

По той же причине не принимаются во внимание доводы заявителя и третьего лица, ФГКУ «Росгранстрой», о принятии Правительством Чукотского АО на себя обязанности по дооснащению пункта пропуска необходимым оборудованием в ходе различных совещаний, при подготовке писем и проч.

Согласно п. п. 4, 5.5, 5.6.5, 5.8, 5.11.1 Положения о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2007 N 734, Росграница осуществляет обеспечение функционирования (эксплуатации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, включая содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов) указанных зданий, помещений и сооружении, а также обеспечение функционирования (эксплуатации), содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений в местах пересечения государственной границы Российской Федерации.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 N 1308-р подведомственной Росгранице организацией является Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы".

Согласно Уставу ФГКУ Росгранстрой, утвержденному приказом Росграницы от 04.02.2009 N 6, Дирекция является федеральным государственным казенным учреждением, предназначенным для обеспечения выполнения функций, связанных с техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации (пункт 1.2 Устава).

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований Магаданского транспортного прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении требований Магаданского транспортного прокурора об обязании Правительства Чукотского автономного округа устранить нарушения и недостатки в воздушном грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации в международном аэропорту Анадырь (Угольный) – отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано путем подачи на него апелляционной жалобы в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 20 января 2016 г.

Судья         (подпись)     ФИО7

Копия верна:

Судья                                             ФИО7

2-18/2016 (2-553/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Магаданский транспортный прокурор
Ответчики
правительство Чукотского автономного округа
Суд
Анадырский городской суд Чукотского автономного округа
Дело на сайте суда
anadyrgor.chao.sudrf.ru
06.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2015Передача материалов судье
11.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2015Судебное заседание
29.10.2015Судебное заседание
30.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2015Судебное заседание
07.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2016Судебное заседание
15.01.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее