Решение по делу № 2-4657/2018 от 10.04.2018

Дело № 2-4657/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Никитенковой Е.В.,

при секретаре Грасс Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 30 мая 2018 года гражданское дело по иску Яшиной А.Э. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Яшина А.Э. обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение для проживания в черте г. Сыктывкара как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании Яшина А.Э. исковые требования поддержала.

Представитель Администрации МО ГО «Сыктывкар» в судебном заседании, не оспаривая право истца на получение жилья по существу, ссылалась на отсутствие свободных жилых помещений и недостаток в бюджете МО ГО «Сыктывкар» денежных средств для приобретения жилого помещения для истца.

Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 37 действовавшего до 1 марта 2005 года Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 1 января 2013 года пункте 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст. 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, на законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при отсутствии закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения.

В соответствии с п. 7 и п. 8 ст. 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми, в том числе по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Яшина А.Э., ** ** **, ..., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

...

Распоряжением Сектора опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по ... району от ** ** **... ... Г.А. назначена опекуном Яшиной А.Э., за Яшиной А.Э. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: ...

Вступившим в законную силу решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 29.11.2016 № 2-1731/2016 Распоряжение Сектора опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по ... району от ** ** **... отменено в части сохранения за Яшиной А.Э. право пользования жилым помещением по адресу: ...

Яшина А.Э. имеет регистрацию по месту жительства по адресу: ... в жилом помещении площадью ... кв.м., принадлежащем на праве собственности ее знакомому ... Д.А.

В указанном помещении помимо истца зарегистрированы собственник квартиры ... Д.А. и ... Г.А.

Таким образом, на истца приходится ... кв.м. общей площади жилого помещения.

Согласно сведениям Федеральной кадастровой службы государственной регистрации, кадастра и картографии, АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Яшиной А.Э. жилые помещения и иные объекты недвижимости на праве собственности, ином законном праве не принадлежат.

Яшина А.Э. состоит в Администрации МО ГО «Сыктывкар» в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, с ** ** **, номер в очереди ...

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец Яшина А.Э., не имеющая в собственности или по договору найма жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, не имеющая закрепленного за нею жилого помещения, относящаяся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенная в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории МО ГО «Сыктывкар», имеет право на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.

При этом не имеют значения доводы ответчика об отсутствии у Администрации МО ГО «Сыктывкар» денежных средств для реализации государственных полномочий по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу п. 1 ст. 5 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления в Республике Коми, указанные в статьях 1 - 4 настоящего Закона, при осуществлении ими государственных полномочий, предусмотренных статьями 1 - 4 настоящего Закона, имеют право на своевременное и полное получение средств республиканского бюджета Республики Коми, предусматриваемых в форме субвенций, предназначенных для осуществления государственных полномочий; дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований в Республике Коми.

На основании п. 2 ст. 6 указанного Закона Правительство Республики Коми при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязано осуществлять финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусматриваемых в форме субвенций, предназначенных для осуществления государственных полномочий.

Таким образом, правоотношения по финансированию деятельности Администрации МО ГО «Сыктывкар» по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, складываются между ответчиком и Правительством Республики Коми, и не затрагивают прав и законных интересов истца.

Ответчик при недостаточности выделяемых на реализацию указанных целей денежных средств за счет субвенций из бюджета Республики Коми, не лишен возможность предъявлять соответствующие требования к главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета Республики Коми.

Также неосновательны доводы ответчика об ухудшении истцом жилищных условий в связи с реализацией принадлежавших ей на праве собственности жилых помещений по адресу: ... поскольку на момент отчуждения указанных жилых помещений истец являлась несовершеннолетней, находилась по опекой, и, соответственно, в силу ст. 20 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» принадлежащее ей недвижимое имущество подлежало отчуждению только по основаниям, предусмотренным законом, и только с согласия органов опеки и попечительства.

Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от 21.05.2015 по делу № 2-5217/2015 установлено, что опекун Яшиной А.Э. – ... Г.М., продала принадлежавшую ей и истцу квартиру по адресу: ... в виду тяжелых семейных обстоятельств, в связи с чем ее действия не были признаны судом намеренным ухудшением жилищных условий.

С момента отчуждения жилых помещений по адресу: ... на момент постановки истца на учет прошло более пяти лет.

На день рассмотрения спора истец поставлена на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление жилого помещения, с указанного учета не снята, что порождает обязанность ответчика предоставить ей жилое помещение.

Принимая во внимание установленные по делу факты, суд удовлетворяет требование о возложении на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности предоставить Яшиной А.Э. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, в ... на условиях договора найма специализированного жилого помещения.

При определении размера жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд руководствуется требованиями п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Решением Совета МО «Город Сыктывкар» от 28.11.2005 № 20/11-282 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 13,5 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Учитывая изложенное, суд определяет право истца на обеспечение жильем общей площадью не менее ... кв.м.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Возложить на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность предоставить Яшиной А.Э. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, предоставляемое по договорам найма специализированных жилых помещений по категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» отвечающее санитарным и техническим нормам, в г. Сыктывкаре на условиях договора найма специализированного жилого помещения, размером не менее ... кв.м. общей площади.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Председательствующий Е.В. Никитенкова

2-4657/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Яшина Анна Эдуардовна
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее