Решение по делу № 2-257/2020 от 06.05.2020

    УИД 32RS0016-01-2020-000240-26

         Строка по статотчету 2.132

                                     Дело №2-257/2020

                Р Е Ш Е Н И Е

             Именем Российской Федерации

16 июня 2020 года г. Клинцы

Клинцовский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Лахтикова А.А.,

при секретаре Яковенко О.А.,

с участием представителя истцов – Шатохиной А.Е., действующей по доверенности 32 АБ 1641293 от 17.03.2020г.,

ответчика Петроченко А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведевой Е. В. к Петроченко А.Н. о прекращении права собственности, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о регистрации права собственности и сведений на недвижимое имущество,

                     установил:

Медведевой Е. В. обратилась в суд в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО5, ФИО6 к Петроченко А.Н. с указанным иском, ссылаясь на то, что на основании договора о передаче дома в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного с Рожновской сельской администрацией, она с детьми являются в равных долях по 1/4 доли каждому, собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Однако, в государственной регистрации права собственности на данное домовладение им отказывают, по причине того, что право собственности на земельный участок под домовладением, зарегистрирован на ответчика. Указывая на то, что в 2009 году Петроченко А.Н. распорядился жилым домом, отказавшись от него и получив компенсацию за утраченное имущество и, в настоящее время жилой дом передан сельской администрацией им с детьми, а ответчик до настоящего времени не отказался от права собственности на земельный участок, просила суд прекратить право собственности на земельный участок, площадью 1700 кв.м., кадастровый номер , с исключениями сведений о государственной регистрации, расположенного в <адрес>.

<адрес> обратилась в суд с иском к Лиситченко З.С. о прекращении права собственности, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности сведений на недвижимое имущество, ссылаясь на то, что Лиситченко З.С. принадлежал на праве собственности жилой дом, расположенный на земельном участке по <адрес> в <адрес> и, в 2013 году Лиситченко З.С. распорядилась жилым домом, отказавшись от него и получив компенсацию за утраченное имущество в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1991 года. В настоящее время жилой дом передан сельской администрацией в собственность ФИО8 и ее несовершеннолетней дочери ФИО9 Указывая на то, что ответчик до настоящего времени не отказалась от права собственности на земельный участок, при этом незаконно разделила участок под домом на два самостоятельных земельных участка, площадью 595 кв.м. и площадью 350кв.м., истец просит суд, прекратить право собственности на данные вновь образованные указанные земельные участки и исключить записи о регистрации их права собственности, сведений о них, восстановить в ЕГРН сведения о земельном участке, кадастровый номер , общая площадь - 945 кв.м.), расположенном по адресу: <адрес>, с прекращением права собственности Лиситченко З.С. на данный земельный участок. По данному заявлению возбуждено гражданское дело (2018).

Определением Клинцовского районного суда Брянской области от 21 августа 2018г., данные гражданские дела объединены, объединенному гражданскому делу присвоен № 2 – 497 (2018).

Истец Медведевой Е. В. в судебное заседание, надлежащим образом извещенная о дне и месте рассмотрения дела, не явилась. Делегировала полномочия представлять интересы в судебном заседании представителю, что не является препятствием для рассмотрения дела без ее участия.

В судебном заседании представитель истцов – Шатохиной А.Е. поддержала исковые требования сельской администрации в полном объеме.

Ответчик Петроченко А.Н. в судебном заседании исковые требования признал в полном объёме, указав также, что правовые последствия признания иска ему понятны.

Третье лицо Управление ФСГР кадастра и картографии по Брянской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилось, представителя для участия в судебном заседании не направило.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав стороны, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, относится к муниципальному жилищному фонду Первомайского сельского поселения Клинцовского района Брянской области.

Прежнему собственнику - ответчику Лиситченко З.С. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежал на праве собственности.

В 2013 году ответчик распорядился указанным жилым домом, получив компенсацию за утраченное имущество в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1991 года, обратившись ДД.ММ.ГГГГ с соответствующим заявлением об отказе от права собственности на жилой дом, а также надворные постройки: гараж, 2 сарая, забор. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривались.

Из свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ серии усматривается, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Лиситченко З.С. значится собственником земельного участка общей площадью 945 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно Выписке из единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, собственником земельного участка общей площадью 945 кв.м. с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> значится Лиситченко З.С.

Таким образом, до настоящего времени ответчик не исполнила обязательств по передаче земельного участка с кадастровым номером в муниципальную собственность, несмотря на то, что домовладение и надворные постройки, расположенное на спорном земельном участке, было передано и стало является муниципальной собственностью.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС" п. Первое Мая Клинцовского района Брянской области расположен на территории зоны с правом отселения.

Статьей 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", определенным данным законом категориям граждан, в том числе, гражданам, выехавшим из зоны с правом на отселение, гарантируется единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года; домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства; всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, а также утраченных садово-ягодных насаждений, посевов. В отношении имущества, за которое была выплачена единовременная денежная компенсация, предусмотренная настоящим пунктом, повторная выплата указанной денежной компенсации не осуществляется.

По смыслу данной нормы закона под утратой имущества, влекущей получение гражданином соответствующей компенсации за счет средств федерального бюджета, понимается оставление гражданином этого имущества в зоне радиоактивного загрязнения с полным прекращением всех правомочий собственника на него, то есть возмездный отказ от права собственности на оставленное в зоне радиоактивного загрязнения имущество.

В соответствии с ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1991 года Лиситченко З.С. отказалась от права собственности на дом, расположенный по адресу: <адрес>, , в следствие чего право собственности на указанный объект недвижимого имущества перешло к муниципальному образованию – Первомайская сельская администрация Клинцовского района Брянской области.

Как усматривается из материалов дела, администрацией Первомайского сельского поселения Клинцовского района Брянской области ФИО8 и ФИО9 вышеуказанный жилой дом в 2018 году передан в собственность на основании договора на передачу жилого дома в собственность граждан от ., в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1.

Согласно выписок из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателями общей долевой собственности, доля в праве по ?, жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, являются ФИО8 и ФИО9

Вместе с тем, как установлено при рассмотрении дела, в государственной регистрации права собственности ФИО8 и ее несовершеннолетней дочери ФИО9 на указанный объект недвижимого имущества межрайонным отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области отказано ввиду того, что право собственности на земельный участок, площадью 945 кв.м., кадастровый номер: расположенный по адресу: <адрес> зарегистрировано за Лиситченко З.С.

Так, согласно имеющегося в материалах дела кадастрового паспорта земельного участка, право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> зарегистрировано за ответчиком.

Кроме того, при рассмотрении дела было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после получения Лиситченко З.С. денежной компенсации за утраченное имущество, постановки этого дома на учет в качестве бесхозяйного, и передачи его в собственность иным гражданам, Лиситченко З.С. разделила единый земельный участок, площадью 945 кв.м., кадастровый номер: , находящийся под домовладением, расположенным по адресу: <адрес> на два самостоятельных участка, площадью 595 кв.м. и площадью 350 кв.м., с присвоением им отдельных кадастровых номеров: и , соответственно.

Указанные обстоятельства, подтверждаются Выпиской из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой, собственником земельных участков, площадью 595 кв.м. и 350 кв.м., кадастровые номера: и , соответственно расположенных по адресу: <адрес> значится Лиситченко З.С.

Из ответа начальника межмуниципального отдела УФСГР, кадастра и картографии по Брянской области ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером был ликвидирован по заявлению Лиситченко З.С. и, ее право собственности на него было прекращено ДД.ММ.ГГГГ, в связи с образованием двух земельных участков с кадастровыми номерами и В отношении данных земельных участков ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности за Лиситченко З.С. ДД.ММ.ГГГГ согласно заявлению Лиситченко З.С. об отказе от права собственности на земельный участок с кадастровым номером , ее право собственности было прекращено и зарегистрировано право собственности на данный земельный участок за Первомайским сельским поселением Клинцовского района Брянской области.

Согласно пункту 4 статьи 35 ЗК РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, за исключением указанных в нем случаев, проводится вместе с земельным участком. Отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу, не допускается.

Пунктом 1 статьи 273 ГК РФ также закреплен с принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, провозглашенный ЗК РФ, в соответствии с этими нормами при переходе права собственности (независимо от способа перехода) на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок.

Исходя из смысла приведенных выше правовых норм, ответчик, отказавшись от вышеназванного жилого дома и передав его муниципальному образованию, должен одновременно передать и земельный участок, закрепленный за ним, необходимый для его использования по назначению, поскольку сбалансированность и соразмерность защиты прав и законных интересов собственника объекта недвижимости по его использованию заключается в предоставлении прав пользования земельным участком, расположенным не только под зданием, строением или сооружением, но и рядом с ним.

Площадь земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением, а также хозпостройками и необходимая для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного Кодекса, которой предусмотрены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Земельный участок, закрепленный ранее за домовладением, принадлежащим ответчику, согласно кадастрового паспорта земельного участка, был предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, имел единый кадастровый номер, является целостным и неделимым, необходим для обслуживания домовладения, хозяйственных построек, от которых ответчик отказался получив денежную компенсацию за утраченное имущество, не оформив при этом отказ от права собственности на землю, путем обращения с соответствующим заявлением в орган государственной регистрации, неправомерно сохраняя за собой право на земельный участок.

В соответствии с Федеральным законом N 1244-1 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" под утратой имущества, влекущей возникновение у гражданина права на получение соответствующей денежной компенсации за счет средств федерального бюджета понимается оставление гражданином этого имущества в зоне радиоактивного загрязнения с полным прекращением всех правомочий собственника на него, т.е. возмездный отказ от права собственности на оставленное в зоне радиоактивного загрязнения имущество, обусловленный объективной невозможностью осуществления прав собственности на такое имущество. При этом частичный отказ от имущества или отказ под условием не порождает права на получение соответствующей компенсации.

Статьей 35 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Целевое назначение спорного земельного участка - личное подсобное хозяйство в пределах территории населенного пункта с возможностью возведения жилого дома и хозяйственных построек.

Более того, в силу положений ст. 135 ГК РФ в системной связи с положениями ст. 35 Земельного кодекса РФ, земельный участок, предназначенный для обслуживания жилого дома, имеет зависимое, подчиненное, обслуживающее значение по отношению к находящемуся на нем строению.

Таким образом, земельные участки и расположенные на них здания, строения, сооружения в силу ст.130 ГК РФ, действительно, могут выступать в качестве самостоятельных объектов гражданского оборота, однако по смыслу вышеприведенных подпункта 5 пункта 1 статьи 1, а также пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации не может быть произведено отчуждение здания, строения, сооружения отдельно от земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением и необходимого для их использования.

Доводы ответчика о том, что она отказалась только от права собственности на жилой дом и надворные постройки, однако сохранила за собой право собственности на земельный участок, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, поскольку отказ от права собственности, как и отчуждение имущества являются способами распоряжения имуществом, ни один из которых не может нарушать вышеназванный принцип земельного законодательства о единстве судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости.

Написав в 2013 году заявление об отказе от жилого дома и надворных построек, и получив компенсацию за утраченное имущество, находящееся в зоне радиоактивного загрязнения Лиситченко З.С. согласилась с размером такой компенсации, не оспаривала и объем, заявленного ею для выплаты компенсации утраченного имущества.

Суд приходит к выводу о том, что, избрав для себя такой способ распоряжения недвижимым имуществом, как отказ от права собственности на него с получением соответствующей компенсации из федерального бюджета, с учетом установленных судом обстоятельств, неделимости недвижимого имущества (земельного участка с расположенным на нем жилым домом), Лиситченко З.С. фактически отказалась, как от права собственности на жилой дом, так и от права собственности на земельный участок, на котором расположен этот дом, не оформив при этом отказ надлежащим образом.

Порядок государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него установлен статьей 30.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно части 1 статьи 30.2 названного Закона государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявления собственника земельного участка.

Однако с таким заявлением Лиситченко З.С. в орган государственной регистрации не обратилась, неправомерно сохраняя за собою право на недвижимое имущество.

Таким образом, последующее разделение единого земельного участка, находящегося под домовладением, на два самостоятельных земельных участка, нарушает требования ст.ст.1, 35 ЗК РФ, 273 ГК РФ, а также ст. 10 ГК РФ, не допускающей действий граждан со злоупотреблением правом.

Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а так же злоупотребление правом в иных формах.

Учитывая, что оспоренная администрацией регистрация двух самостоятельных земельных участков нарушает права муниципального образования, противоречит ст.ст.1, 35 ЗК РФ, ст.ст. 10, 273 ГК РФ, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о прекращении права собственности на земельные участки.

С учетом изложенного, право собственности Лиситченко З.С. на земельный участок, площадью 595 кв.м., кадастровый и право собственности Первомайской сельской администрации на земельный участок, площадью 350 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, как возникшее незаконно, подлежит прекращению.

Рассматривая заявление ответчика о пропуске истцом процессуального срока исковой давности, суд находит данные доводы несостоятельными, так как, установлено, что о нарушении прав на спорный земельный участок, как муниципального образования, Первомайской сельской администрации стало известно только, после того когда, передав новым собственникам по договору от ДД.ММ.ГГГГ. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, последним было отказано в государственной регистрации их права, по причине отсутствия заявления об отказе от прав собственности на указанный земельный участок от предыдущего собственника Лиситченко З.С.

В силу п. 1.1 ст.19 Земельного кодекса РФ, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

С учетом приведенных положений норм действующего законодательства, с момента государственной регистрации прекращения права частной собственности на земельный участок этот участок становится собственностью соответствующего публичного образования в силу прямого указания закона.

Ввиду прекращения права собственности Лиситченко З.С. на земельный участок, подлежат исключению и сведения из ЕГРП о регистрации указанных прав.

На основании изложенного, суд находит требования Первомайской сельской администрации Клинцовского района Брянской области подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд,     

                     решил:

Исковые требования Первомайской сельской администрации Клинцовского района Брянской области к Лиситченко З.С. о прекращении права собственности, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о регистрации права собственности и сведений на недвижимое имущество, удовлетворить.

Прекратить за Лиситченко З.С. право собственности на земельный участок, кадастровый , площадью 595 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Исключить запись о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ., а также сведения о земельном участке, кадастровый , площадью 595 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Прекратить за Первомайской сельской администрацией Клинцовского района Брянской области право собственности на земельный участок, кадастровый , площадью 350 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Исключить запись о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ., а также сведения о земельном участке, кадастровый , площадью 595 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Восстановить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности на земельный участок, кадастровый , общей площадью 945 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Прекратить за Лиситченко З.С. право собственности на земельный участок, кадастровый , площадью 945 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Клинцовский районный суд Брянской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 10 октября 2018г.

Председательствующий    судья              Лахтиков А.А.

2-257/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Медведев Василий Васильевич
Медведева Карина Васильевна
Медведева Екатерина Викторовна
Ответчики
Петроченко Александр Николаевич
Другие
Рожновская сельская администрация
Управление Росреестра по Брянской области (межмуниципальный отдел)
Шатохина Алла Евгеньевна
Суд
Клинцовский районный суд Брянской области
Судья
Лахтиков Александр Александрович
Дело на странице суда
klincovsky.brj.sudrf.ru
06.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2020Передача материалов судье
07.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2020Подготовка дела (собеседование)
26.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2020Судебное заседание
16.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее