Дело №2-1028/2023
УИД: 91RS0001-01-2023-001632-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2023 года г. Симферополь
Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
судьи - Уржумовой Н.В.,
при секретаре – Сазоновой М.В.,
с участием истца – ФИО2,
представителей истца, помощника прокурора – ФИО4, адвоката - ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес>, поданному в защиту прав и законных интересов ФИО2 к Администрации <адрес> Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилье, третьи лица Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент жилищной политики Администрации <адрес> Республики Крым, -
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора <адрес>, обратился в суд, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав и законных интересов ФИО2 к Администрации <адрес> Республики Крым (далее - Администрация <адрес>) с исковыми требованиями об обязании Администрации <адрес> обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. жилым помещением специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования <адрес>, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что в прокуратуру поступило обращение ФИО12 (Закирьяевой) Э.Ф., являющейся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, о нарушении ее права на получение жилья, в ходе проверки по которому выявлены нарушения жилищного законодательства в деятельности Администрации <адрес>. В ходе проверки также установлено, что мать ФИО2 – ФИО5 умерла, решением Киевского районного суда <адрес> отец ФИО6 лишен родительских прав в отношении Закирьяевой Э.Ф. Решением исполкома Симферопольского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ № над Закирьяевой Э.Ф. установлена опека. Местом жительства опекаемой является квартира по адресу: <адрес>, где кроме ФИО2 зарегистрированы и проживают 9 человек и на каждого члена семьи приходится 7,09 кв.м. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит Списке под №. Органы местного самоуправления в лице Администрации <адрес> уполномочены вести учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, и детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Не предоставление ему жилого помещения нарушает право ФИО2 на жилье.
Определением судьи Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Муниципальное казенное учреждение департамент жилищной политики Администрации <адрес> Республики Крым (л.д.24-25).
Истец ФИО2 в судебном заседании поддержала исковые требования, заявленные зам. прокурора <адрес> в ее интересах, пояснив, что она зарегистрирован в жилье своей тети, однако проживает в арендованной квартире, на праве собственности жилья не имеет.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 поддержала исковые требования, заявленные зам. прокурора <адрес>, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО2, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ФИО2 - адвокат ФИО7 также в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Администрация <адрес> Республики Крым явку уполномоченного представителя в суд не обеспечила, орган извещен надлежащим образом, представителем посредством функционала ГАС «Правосудие», в электронном виде, подано заявление о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие.
Представитель Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
МКУ Департамент жилищной политики Администрации <адрес> Республики Крым явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Суд, с учетом надлежащего извещения участников процесса, положений ст. 167 ГПК РФ, мнения истца и его представителей, определил о рассмотрения дела, в отсутствие неявившихся участников по делу.
Изучив доводы иска, заслушав пояснения истца и его представителей, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита.
В соответствии со ст. 2 ГПК Российской Федерации, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась к Прокурору Республики Крым с заявлением о предъявлении иска об обеспечении ее жильем (л.д.7).
Как следует из свидетельства о заключении брака, 2ДД.ММ.ГГГГ между ФИО8 и Закирьяевой Э.Ф. заключен брак, зарегистрированный Отделом регистрации брака <адрес> записи актов гражданского состояния Министерства юстиции Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, в результате чего Закирьяевой Э.Ф. присвоена фамилия ФИО12.
Мать ФИО10 – ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти I-АП №.
Согласно решению Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отца ФИО10 – ФИО6р. лишили родительских прав в отношении дочери (л.д.10-11).
Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № над ФИО10 назначена попечителем ФИО9 (л.д.12).
Из Уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N КУВИ-001/2023-143166591 следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют права ФИО2 на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимости, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с абз. четвертым п.1 ст. 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статьи 92 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, в законодательстве отсутствуют указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>" в <адрес> обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками, которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье (определение от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N).
Таким образом, только органы местного самоуправления в лице Администрации <адрес> Республики Крым уполномочены вести учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО10 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением (л.д.13,14).
Ст. 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>", предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.
Кроме того, согласно ст. 9 Закона Республики Крым N 46-ЗРК/2014 органы местного самоуправления городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Следует отметить, что ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. В законодательстве отсутствуют указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 85-В11-2 указывается, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Частью 1 статьи 11 Закона Республики Крым N 46-ЗРК/2014 предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского фонда компенсаций, образуемого в бюджете Республики Крым, а также бюджетах городских округов и муниципальных районов.
Таким образом, непредставление ФИО2 жилого помещения нарушает гарантированные ей Конституцией и иным законодательством Российской Федерации права на жилье, и поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, и свои обязательства, установленные Федеральным законом, не исполнило, право на получение жилья не реализовано, установлено нарушение прав истца, которые подлежат восстановлению путем удовлетворения требований о понуждении Администрации <адрес> Республики Крым предоставить истцу жилое помещение специализированного жилого фонда на территории муниципального образования <адрес>.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 321 ГПК РФ, -
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> – удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку <адрес>. Респ. Крым Украина жилым помещением специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования <адрес>, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее 25 кв.м общей площади жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Н.В.Уржумова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Н.В. Уржумова