№ 2-1435/24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации01 июля 2024 года гор.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия Цыбикдоржиева Т.В.,
при секретаре Потёмкиной К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, обязании ликвидировать свалки,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, прокурор Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с учетом уточнений просит:
1. Возложить на Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на Республику Бурятия в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия обязанность в течении шести месяцев со дня вступлению решения в законную силу обеспечить в равных долях финансирование по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельных участках:
1.1. земельного участка, координатами которого являются на площади около 2,3 кв.м. в водоохранной зоне протоки :
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городского округ «город Улан-Удэ».
1.2. земельного участка, координатами которого являются на площади около 1,5 кв.м. в водоохранной зоне протоки ;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городского округ «город Улан-Удэ».
1.3. земельного участка, координатами которого являются на площади около 58 кв.м. в водоохранной зоне протоки ;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городского округ «город Улан-Удэ».
2. Обязать Администрацию г. Улан-Удэ в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, расположенных на вышеуказанных земельных участках.
Определением суда привлечены третьими лицами - Республиканская служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования (Бурприроднадзор), Минфин Республики Бурятия, Минфин России.
В судебном заседании помощник прокурора Баторов Э.Б. и представитель третьего лица Бурприроднадзора по доверенности Павлов И.А. поддержали исковые требования.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Буянтуева А.Б. с исковыми требованиями не согласилась.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства природных ресурсов Республики Бурятияпо доверенности Елбаскина А.П., представитель третьего лица Правительства Республики Бурятия по доверенности Романова О.С. с исковыми требованиями также не согласились.
В судебное заседание не явился представитель Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, извещены, направили в суд письменные возражения, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Остальные участники процессав суд не явились, извещены, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По данному делу прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования, а также в интересах Российской Федерации, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Судом установлено, что прокуратурой Октябрьского района г.Улан-Удэ выявлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельных участкахв водоохранной зоне протоки Собачка.
Так, согласно справки Управления Росреестра по Республкеи Бурятия о результатах геодезической съемки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что съемка местоположения свалки проводилась спутниковыми геодезическими GNSS-приемникамн HiperSR (свидетельство о поверке № ... от ДД.ММ.ГГГГ. ... от ДД.ММ.ГГГГ) по границам свалки. По результатам съемки установлены координаты земельных участков, на которых расположены свалки:
1.вблизи прот.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городского округ «город Улан-Удэ».
2. вблизи прот.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. |
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городского округ «город Улан-Удэ».
3. вблизи прот. Собачка остров Богородский
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городского округ «город Улан-Удэ».
Также суду представлены свидетельство о поверке средств измерений, проведенных Управлением Росреестра РБ.
В соответствии с п. 17 ст. 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон о единстве измерений) поверка средств измерений - это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона о единстве измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями Закона о единстве измерений, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством РФ об обеспечении единства измерений обязательных требований.
Поверка средств измерений является одной из форм государственного регулирования в области обеспечения единства измерений (п. 2 ст. 11 Закона о единстве измерений).
В соответствии со ст. 13 Закона о единстве измерений средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Таким образом, в отсутствие необходимой поверки предполагается, что средство измерения не является исправным, а его показания - достоверными.
В связи с изложенным, справки проверок Бурприроднадзора в части GPS координат свалок и их площади судом не принимаются, поскольку измерения произведены неизвестным прибором, не имеющим свидетельств о его поверке.
Доказательств, подтверждающих объем данных свалок, прокурором не представлено.
Проверяя довод стороны истца об обязании ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, суд исходит следующего.
Так, под несанкционированной свалкой мусора согласно ГОСТ Р 56195-понимается самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) складирование мусора на площади свыше 10 кв.м и объемом свыше 2куб.м..
Согласно Приказа Росприроднадзора от 02.02.2021 №31 «Об утверждении Методологии расчета показателя «Количество несанкционированных свалок отходов» следует, что несанкционированная свалка отходов- территория, используемая для размещения отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, но не предназначенная для размещения отходов, и (или) объект размещения отходов, не обустроенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и не включенный в государственный реестр объектов размещения отходов и (или) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, для которых выполняется хотя бы одно из следующих условий: площадь указанных территорий и (или) объекта составляет более 10 кв. метров; объем размещения отходов производства и потребления на указанных территориях и (или) объекте составляет более 5 куб. метров;
В соответствии с пунктом 16 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Таким образом, суд соглашается с доводом представителя Минприроды РБ о том, что свалки площадью 2,876кв.м, 8,315 кв.м, 2,471кв.м соответственно, не могут быть признаны несанкционированными свалками и могут быть ликвидированы в рамках мероприятий по благоустройству территорий.
В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения иска прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ (ИНН 0323076085), Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ИНН 7710256289), Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия (ИНН 0326026773) о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, обязании ликвидировать свалки оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяцапутем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ.
Решение в окончательной форме принято 08.07.2024 года.
Судья: п/п Т.В.Цыбикдоржиева
4