Решение по делу № 33-4030/2018 от 06.04.2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Председательствующий в суде первой инстанции судья Цыкуренко А.С. (№ 2-438/2018)

Судья-докладчик А.В. Пономаренко (№ 33-4030/18)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 мая 2018 года город Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Сокол В.С.,    

судей Онищенко Т.С., Пономаренко А.В.,

при секретаре Николаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чуприна Владимира Константиновича к Управлению Федеральной службы безопасности России по Республике Крым и городу Севастополю, председателю жилищной комиссии Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Крым и городу Севастополю Балабанову Сергею Александровичу об отмене решения правления жилищной комиссии, принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении

по апелляционной жалобе представителя истца Чуприна Владимира Константиновича – Захарова Дениса Александровича на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 1 февраля 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

в декабре 2017 года Чуприн В.К. обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил отменить решение жилищной комиссии УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю от 23.10 2017 года (протокол № 169) об отказе Чуприну В.К. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилищном помещении; обязать жилищную комиссию УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю поставить Чуприна В.К. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Исковые требования мотивированы тем, что истец 12.09.2017 года обратился в жилищную комиссию УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако, решением жилищной комиссии от 23.10.2017 года, которое истцом получено почтой 11.11.2017 года, Чуприну В.К. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ.

Ранее Чуприн В.К. неоднократно обращался с аналогичными заявлениями в жилищную комиссию УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю, решениями которой от 28.01.2016 года, 01.06.2017 года и 13.07.2017 года в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении было отказано.

03.11.2017 года истек срок контракта о прохождении Чуприным В.К. военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. Истец в настоящее время жильем не обеспечен и считает незаконным решение ответчика от 23.10.2017 года об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении при наличии указанных ст. 51 ЖК РФ оснований.

Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 1 февраля 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Чуприн В.К., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Указывает, что суд не принял во внимание фактические обстоятельства дела, не проверил доводы истца в полном объеме, не принял во внимание отсутствие у него реальной возможности предоставить выписку из домовой книги и копии финансовых счетов с места жительства за последние пять лет, не дал надлежащую правовую оценку представленным в дело доказательствам.

Также судом не принято во внимание неоднократный отказ со стороны ответчика в принятии истца на жилищный учет по надуманным основаниям.

Кроме того, жилищной комиссией было нарушен срок, в который надлежит довести решение комиссии до истца и принято оспариваемое решение в заочном режиме.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Ответчики участие в судебном заседании Верховного Суда Республики Крым своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, с учетом ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ, апелляционное производство, как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.

Заслушав доклад судьи, пояснения Чуприна В.К. его представителя Рада Е.А., поддержавших апелляционную жалобу, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 ст.327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в органах федеральной службы безопасности.

Согласно п. 1 и п. 5 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 960 от 11 августа 2003 г., Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в состав которой включены территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности, подразделения и организации, необходимые для реализации задач, возложенных федеральным законодательством на органы безопасности.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с абзацами 1, 12 и 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее- Закон № 76 - ФЗ)государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона № 76 - ФЗ признание военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений должно осуществляться в соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ). Поэтому, если военнослужащий (в том числе, уволенный с военной службы) и члены его семьи отвечают требованиям указанной статьи, то оснований для отказа в признании их нуждающимися в получении жилых помещений при соблюдении положений ст. 54 ЖК РФ не имеется.

Согласно ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

В пункте 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 (далее – Правила № 512), закреплено, что признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Подпунктом «г» пункта 3, а также пунктами 4 и 5 Правил № 512 определено, что для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление, к которому, помимо прочего, прилагаются выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления. В случае если по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, документы, указанные в подпункте «г» пункта 3 настоящих Правил, не могут быть получены, он представляет документы, свидетельствующие о невозможности их получения. В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил.

В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

В пункте 3 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утверждённых приказом Приказ ФСБ РФ от 24 октября 2011 года № 590 (далее - Правила № 590), также указано, что для признания нуждающимся в жилом помещении, за исключением служебных жилых помещений, и принятия на учет в качестве нуждающегося в таком жилом помещении военнослужащим подается в жилищную комиссию соответствующее заявление, к которому прикладывает выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние пять лет до подачи заявления. Прилагаемые к заявлению копии документов должны быть заверены начальником (заместителем начальника) подразделения кадров органа безопасности. В случае невозможности представления каких-либо документов, предусмотренных настоящим пунктом, военнослужащим подается рапорт с объяснением причин невозможности их представления.

Таким образом, действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки военнослужащего на учет для получения жилья, определение нуждаемости военнослужащего и членов его семьи в жилом помещении и, как следствие, признание за ним права на постановку на учет для получения жилья, осуществляются на основании представленных документов, несоблюдение данных требований дает право жилищной комиссии для отказа в постановке на такой учет.

Буквальное толкование вышеуказанных нормативных правовых актов указывает на то, что жилищная комиссия вправе признать военнослужащего нуждающимся в жилых помещениях в случае непредставления документов в связи с невозможностью из получения военнослужащим по независящим от него причинам при условии уведомления об этом военнослужащим жилищной комиссии путем подачи рапорта с объяснением причин непредставления документов.

Частью 5 ст. 52 ЖК РФ, пунктом 7 Правил № 590 установлено, что по итогам рассмотрения рапорта военнослужащего и приложенных к нему документов в срок тридцать рабочих дней со дня получения указанных в пункте 3 Правил документов жилищная комиссия принимает решение о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Отказ в принятии военнослужащего и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении производится в случаях, предусмотренных ч.1 ст. 54 ЖК РФ. Решение об отказе в принятии военнослужащего и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении должно содержать причины отказа с обязательной ссылкой на основания, предусмотренные частью 1 статьи 54 ЖК РФ (пункты 9, 10 Правил № 590).

Согласно п.1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

В силу ч.3 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, Чуприн В.К. находился на военной службе с 7ДД.ММ.ГГГГ года и с ДД.ММ.ГГГГ года, которую проходил в УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю. Приказом командира войсковой части <данные изъяты> года № прапорщик Чуприн В.Н. уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации по подпункту «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; с ДД.ММ.ГГГГ года исключен из списков личного состава. Выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ года составляет 22 года 6 месяцев 19 дней.

Истец зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту пребывания дислокации войсковой части по адресу: Республика ФИО5, <адрес>, б<адрес>, дом. .

Во время прохождения военной службы истец 12.09. 2017 года обратился в жилищную комиссию УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставив следующие документы: паспорта на Чуприна В.К. и ФИО11, свидетельство о заключении брака, справка ОК, решение Белогорского районного суда по делу ,справка с в\ч , прописка, договор аренды жилого помещения, домовая книга, выписка из ЕГРП, рапорт от ДД.ММ.ГГГГ, справка поселкового совета, паспорт РФ на ФИО12, рапорт, документы права собственности, выписка из протокола , решение суда .

Кроме того, Чуприным В.К. по собственной инициативе в жилищную комиссию представлены копия лицевого счета, справки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Иных документов не предоставлено.

Решением жилищной комиссии от 23.10. 2017 года, оформленным протоколом заседания , истцу отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях на основании п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ в связи с не предоставлением предусмотренных ч.4 ст. 52 ЖК РФ документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.

В частности, истцом предоставлены документы о его проживании по адресу <адрес> только до октября 2012 года и отсутствуют документы за период с 2012 года по 2017 год, т.е за последние пять лет до подачи заявления. Чуприным В.К. в жилищную комиссию не направлялся рапорт либо документы о невозможности получения выписки из домовых книг и копий финансовых лицевых счетов с места жительства за последние пять лет до подачи заявления (л.д. 63-65).

Отсутствие рапорта о невозможности получения вышеперечисленных документов, который в жилищную комиссию не подавался, стороной истца не оспаривалось.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что решением жилищной комиссии УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) Чуприн В.К. признан нуждающимся в служебном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Решениями жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ старшему прапорщику Чуприну В.К. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с не предоставлением документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, и документа, свидетельствующего о невозможности получения документов, указанных в пункте 3 Правил .

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что при обращении в жилищную комиссию с заявлением о постановке на жилищный учёт Чуприным В.К. не предоставлены документы, обязанность по предоставлению которых лежит на нём, а также не сообщено о невозможности их предоставления, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемого решения жилищной комиссии, обоснованно отказав в удовлетворении заявленных исковых требований.

Довод истца о том, что жилищная комиссия не уведомила его о необходимости предоставления недостающих документов обоснованно не принят судом во внимание, учитывая общедоступность нормативных актов, регулирующих вопросы обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и перечень необходимых документов для принятия на учет.

Кроме того,ДД.ММ.ГГГГ истцом в жилищную комиссию подавался рапорт о невозможности предоставления сведений о наличии (отсутствии) сделок с недвижимостью за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы о заочном решении жилищной комиссии без вызова истца и несвоевременном направлении копии оспариваемого решения Чуприну В.К. правильность выводов суда не опровергают и не являются основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Вызов военнослужащего-заявителя и участие его в заседании жилищной комиссии при разрешении спорных вопросов не является обязательным и не предусмотрен Положением о жилищных комиссиях в органах ФИО2 службы безопасности, утвержденных Приказом Директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 1 марта 2012 года № 96 и вышеуказанными Правилами.

Установленный пунктом 11 Правил № 590 срок для выдачи или направления жилищной комиссией военнослужащему надлежаще заверенной выписки из протокола заседания жилищной комиссии – не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе в принятии военнослужащего и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении – не является пресекательным и в случае его нарушения не может свидетельствовать о незаконности принятого жилищной комиссией решения.

Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права, постановил законное и обоснованное решение по существу спора в обжалуемой части, оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела и спор по существу разрешен верно.Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, не допущено.

Доводы апелляционной жалобы в целом выражают несогласие с оценкой исследованных судом по делу доказательств и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, направлены на переоценку правильных выводов суда по существу спора и каких-либо новых и существенных для дела фактов, не учтенных судом первой инстанции, не содержат.

Несогласие истца с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не является основанием для отмены в апелляционном порядке правильного судебного решения.

Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого части судебного акта, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей судебной палаты по гражданским делам,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 1 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Чуприна Владимира Константиновича – Захарова Дениса Александровича – без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи:

33-4030/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Пономаренко Алла Викторовна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
15.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее