Докладчик БлиноваМ.А. |
Апелляционное дело №33-3394/2020 Судья Мальчугин А.Н. УИД 21RS0011-01-2020-000159-33 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 сентября 2020 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,
судей Нестеровой А.А., Стародубцевой Л.И.
при секретаре Львовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в интересах Ормонова У.А. к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, поступившее по апелляционному представлению прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики на решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 2 июля 2020 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Мариинско-Посадского района Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах Ормонова У.А. к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью не ниже установленных социальных норм в г.Мариинский Посад в течение года со дня вступления в законную силу решения суда.
Исковые требования мотивированы тем, что Ормонов У.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с приказом № от 16 февраля 1998 года *** вспомогательной школы-интернат на основании постановления № от 20 июня 1992 года «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Ормонов У.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлен на полное государственное обеспечение. Постановлением главы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики № от 14 марта 2014 года истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии со ст.ст. 51, 57 Жилищного кодекса РФ, ст.11 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 №42 «О регулировании жилищных отношений». Ормонов У.А. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, под номером №. Имеются правовые основания для предоставления Ормонову У.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, однако до настоящего времени жильем он не обеспечен, в связи с чем, ссылаясь на положения п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, прокурор просит исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании истец Ормонов У.А. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Иванов В.В. в удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Ормонова У.А. просил отказать. Не оспаривая право истца на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, указал, что жилое помещение ему будет предоставлено в порядке очередности. У муниципального образования нет свободных жилых помещений для предоставления указанной категории граждан. Администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики может отвечать по обязательствам, возникающим при выполнении государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, лишь в пределах выделенных субвенций.
Третьи лица Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 2 июля 2020 года постановлено в удовлетворении иска прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о возложении на администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Ормонову У.А. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам предоставления отказать.
На указанное решение суда прокурором Мариинско-Посадского района Чувашской Республики принесено апелляционное представление по мотивам незаконности и необоснованности. В обоснование доводов жалобы указывают, что вступившим в законную силу решением Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 3 апреля 2013 года установлено, что Ормонов У.А. в возрасте ... лет являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать умерла, а местонахождение отца длительное время не установлено, Ормонов У.А. воспитывался в школе-интернате и находился на полном государственном обеспечении. В ... году истец достиг 23 лет. Он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, с 2014г. В силу жилищного законодательства дети-сироты и лица из их числа независимо от достижения возраста 23 лет, не реализовавшие свое право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке по договорам социального найма до 1 января 2013 года, должны обеспечиваться жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения после 1 января 2013 года в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом №159-ФЗ в редакции Федерального закона №15-ФЗ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Ормонов У.А. просит предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда. Суду пояснил, что учился в ... школе-интернате примерно ... классов, затем в училище на ... и ..., не работал, только «колымит», живет в общежитии.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Прокуратуры Чувашской Республики Яковлев А.Г. поддержал доводы апелляционного представления. Суду пояснил, что Ормонов У.А. нуждается в предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей -сирот, оставшихся без попечения родителей. Несвоевременное обращение истца с заявлением о постановке на учет для получения жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было обусловлено тем, что Ормонов У.А. являлся инвалидом с детства с диагнозом «...», в настоящее время ему установлена инвалидность ... группы по указанному основанию бессрочно. С учетом этого фактора истец был поставлен на учет для получения жилья позднее, в настоящее время состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Цветкова О.В. в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика просит отказать. Суду пояснила, что истец Ормонов У.А. с 2014г. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, но его право может быть реализовано только в порядке очередности, а не во внеочередном порядке.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, проверив решение суда в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В пунктах 1, 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года №23 «О судебном решении» разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда, по мнению судебной коллегии, приведенным выше требованиям не отвечает и подлежит отмене по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Действовавшие в редакции до 01 января 2013 года пункт 1 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, предусматривали право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением. При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и было возможно при условии письменного обращения таких лиц до достижения ими возраста 23 лет в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01 января 2013 года изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
В целях реализации вышеуказанных полномочий в части 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. №42 «О регулировании жилищных отношений» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. №42 «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Ормонова У.А., суд исходил из того, что в возрасте до 23 лет Ормонов У.А. в установленном законом порядке с заявлением о включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по категории детей-сирот и лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в уполномоченный орган не обращался, доказательств уважительности причин, препятствовавших обращению истца в администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики до указанного возраста, в материалы дела не представлено. При этом суд указал, что формальное включение истца после достижения 23-х летнего возраста в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, такого права у него не порождает.
С данными выводами судебная коллегия не соглашается, поскольку они являются незаконными и необоснованными, не основаны на материалах дела и представленных сторонами доказательствах.
Как следует из материалов дела, истец Ормонов У.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, является ребенком-инвалидом с детства. В свидетельстве о рождении в графе «отец» записан ФИО1, в графе «мать» - ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ брак между родителями истца был расторгнут, что подтверждается копией свидетельства о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ мать Ормонова У.А. – ФИО2 умерла. Местонахождение отца, выехавшего в <данные изъяты>, неизвестно. После смерти матери Ормонов У.А. воспитывался в школе-интернате и находился на полном государственном обеспечении.
Согласно выписки из Приказа по *** вспомогательной школе-интернату № от 16 февраля 1998 года Ормонов У.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и поставлен на полное государственное обеспечение (л.д.29).
Как следует из материалов дела, с целью реализации своего права на получение жилого помещения по категории детей-сирот, 28 января 2013 года Ормонов У.А. обратился в администрацию Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как сироту. Однако в постановке на данный учет ему было отказано ввиду достижения возраста ... лет на момент обращения. Указано также на отсутствие документов, подтверждающих статус сироты (л.д.34, 35).
При этом Ормонов У.А. администрацией Мариинско-Посадского городского поселения 27.02.2013г. был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по договору социального найма (л.д. 35).
Решением Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 3 апреля 2013 года в удовлетворении заявления Ормонова У.А. о понуждении администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как сироту с 28 января 2013 года отказано в связи с тем, что администрация Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики не является органом, осуществляющим формирование и ведение списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
При этом указанным решением суда установлено, что в возрасте ... лет у Ормонова У.А. умерла мать, на тот момент местонахождение отца длительное время не установлено. В силу этого в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Ормонов У.А. являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей. В связи с чем суд пришел к выводу, что Ормонов У.А., как оставшийся без попечения родителей, имел право по окончании учебного заведения на дополнительные социальные гарантии в виде предоставления однократно благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Постановлением администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 14 марта 2014 года № Ормонов У.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д.10).
По состоянию на 25 марта 2020 года Ормонов У.А. состоит в указанном списке под номером №.
Действительно, по смыслу жилищного законодательства и вышеназванного Федерального закона предоставление жилья носит заявительный характер, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Факт постановки на учет нуждающихся означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения. Если лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет не поставлено на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, о предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории лиц, которым такое право гарантировано.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в признании таких лиц нуждающимися в жилом помещении, включении их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и последующего обеспечения жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г., суду следует выяснять причины, в силу которых лицо, относящееся к вышеназванной категории, своевременно не встало на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, могут признаваться, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, в которых они обучались и (или) воспитывались.
Действительно, как усматривается из материалов дела, до 28 лет Ормонов У.А. в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением как сирота с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не обращался.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что в период несовершеннолетнего возраста истец не имел попечения родителей, воспитывался в коррекционной школе-интернат, являлся инвалидом с детства, обладал правом на социальную поддержку и получение жилья после окончания попечительства. Такое право не реализовал. Истец никогда не имел и не имеет жилья по договору социального найма либо в собственности.
Истец зарегистрирован по месту пребывания на срок с 8 ноября 2017 года по 30 июня 2020 года по адресу: <адрес> (общежитие).
В собственности какого-либо жилого помещения Ормонов У.А. не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 23 апреля 2020 года № (л.д.87).
Согласно справке Бюро МСЭ от 25.03.2013г. ему установлена инвалидность ... группы бессрочно, причина инвалидности: инвалид с детства (л.д. 23).
Из письма начальника отдела образования администрации Маиинско-Посадского района от 22.09.2020г. следует, что до достижения 23 лет самостоятельно Ормонов У.А. в силу своего заболевания не мог обратиться в органы местного самоуправления о предоставлении жилья как лицу, относящемуся к категории лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Инвалидность установлена с детства, группа инвалидности третья, в связи с этим Ормонов У.А. постановлением администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 14 марта 2014 года № Ормонов У.А. включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что несвоевременная постановка ответчика до достижения возраста 23 лет на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, была вызвана уважительными причинами, а именно ненадлежащим выполнением обязанностей по защите прав Ормонова У.А., являвшегося инвалидом с детства, в тот период, когда он являлся несовершеннолетним, органами, на которых такая обязанность возложена в силу закона. Сам Ормонов У.А., являющийся инвалидом с детства, признанный инвалидом третьей группы (причина инвалидности: инвалид с детства) бессрочно, в силу имеющегося заболевания не мог самостоятельно реализовать свое право на постановку на учет для последующего получения благоустроенного жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, приняв Ормонова У.А. на учет для улучшения жилищных условий и включив его в список в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений постановлением от 14 марта 2014 года №, администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, являющаяся органом, наделенным соответствующими государственными полномочиями, признала за Ормоновым У.А. право на обеспечение таким жилым помещением, тем самым признав уважительными причины, по которым он не был включен в указанный список до достижения возраста 23 лет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд не учел названных выше сведений. Это привело к ошибочным выводам, неверному определению значимых обстоятельства и применению норм права.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что иск прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в интересах Ормонова У.А., являющегося инвалидом с детства, необходимо удовлетворить, поскольку его право на обеспечение жильем как лица, относящегося к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при установленных по делу обстоятельствах подлежит защите, несмотря на то, возраст истца на момент обращения за такой защитой превышал 23 года.
То обстоятельство, что орган местного самоуправления поставил истца на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот, после достижения возраста 23 лет не должно отражаться на его правах, ставиться в зависимость от выполнения ответчиком возложенной на него законом обязанности.
Более того, факт нуждаемости истца Ормонова У.А. в улучшении жилищных условий и его право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», стороной ответчика не оспаривалось в ходе судебного разбирательства. Сторона ответчика всего лишь настаивало на предоставлении жилья согласно очередности по списку лиц из числа детей-сирот, а не во внеочередном порядке.
Таким образом, принимая во внимание, что Ормонов У.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, является нуждающимся в улучшении жилищных условий, как не имеющий какого-либо жилья на праве собственности и социального найма, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у него права предоставление ему жилого помещения в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом доводы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о том, что правом на внеочередное обеспечение жилым помещением Ормонов У.А. не обладает и в случае удовлетворения исковых требований будут нарушены права других детей-сирот, обладающих аналогичным правом, а также доводы об отсутствии свободных жилых помещений, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку исходя из приведенных выше положений действующего законодательства с момента включения истца в список детей-сирот на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения.
Из содержания положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. №185-ФЗ, вступившего в силу с 01.09.2013 года) и статьи 109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29.02.2012 г. №15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по заявлению таких лиц завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни Закон Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. На основании изложенного, у ответчика возникла обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Следует иметь в виду, что формирование субъектом РФ сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что установлена очередность указанным списком на предоставление жилого помещения. Обращение в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения является реализацией права на меры социальной поддержки (Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2014 г. N 86-КГПР 14-7).
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем в порядке, определенном федеральным законодательством. Указанная позиция неоднократно высказывалась в определениях Верховного Суда Российской Федерации (№20-КГПР15-11 от 13.10.2015г.)
Следовательно, наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями таких лиц, на что указывается в возражениях ответчика, не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке и, соответственно, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Ормонова У.А., возложив на администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики обязанность предоставить Ормонову У.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам предоставления.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 2 июля 2020 года отменить и принять по делу новое решение, которым:
Возложить на администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики обязанность предоставить Ормонову У.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам предоставления.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи: А.А. Нестерова
Л.И. Стародубцева