Дело № 3а- 116- 2021 г.
УИД 21ОS0000- 01- 2020- 000243- 98
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации28 декабря 2021 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Нестеровой Л. В.,
при секретаре Филиппове К. С.,
с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью « Татнефть- АЗС Центр»- Запаловой А. В.,
административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики- Михайловой Р. Г.,
административного ответчика бюджетного учреждения Чувашской Республики « Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики- Артемьевой А. В.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью « Татнефть- АЗС Центр» к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, бюджетному учреждению Чувашской Республики « Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости земельных участков и
у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью « Татнефть- АЗС Центр» ( далее также- Общество) обратилось в суд с административным иском к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики ( далее также- Министерство), бюджетному учреждению Чувашской Республики « Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики ( далее также- Учреждение), в котором с учетом уточнения просило установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельных участков из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для эксплуатации нежилых помещений, расположенных по адресу: ..., с кадастровым номером 1 площадью 149534 кв. метра в размере 115290714 рублей;
с кадастровым номером 2 площадью 19899 кв. метра в размере 22477910 рублей.
Требования мотивировало тем, что указанные земельные участки принадлежат ему ( Обществу) на праве собственности. Однако их кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2019 года соответственно в размере 175258521 рубля 08 коп., 31592846 рублей 34 коп., не соответствует рыночной стоимости, установленной экспертом, проводившим повторную судебную строительно- техническую экспертизу.
Между тем в случае определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной.
Поскольку рыночная стоимость спорных земельных участков значительно меньше их кадастровой стоимости, то результаты определения кадастровой стоимости напрямую затрагивают его ( административного истца) права и обязанности, т. к. влияют на исчисление земельного налога.
В судебном заседании представитель Общества- Запалова А. В. административное исковое заявление поддержала в уточненном варианте по основаниям, изложенным в нем.
Представитель Министерства- Михайлова Р. Г. разрешение спора оставила на усмотрение суда.
Представитель Учреждения- Артемьева А. В. против удовлетворения требования в уточненном варианте не возражала, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для отказа в иске.
Представители административного ответчика- Кабинета Министров Чувашской Республики, заинтересованных лиц- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, администрации города Чебоксары Чувашской Республики, Федерального государственного бюджетного учреждения « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явились.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные доказательства, включая письменные объяснения представителей Кабинета Министров Чувашской Республики,Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, оставивших разрешение спора на усмотрение суда, признав возможным рассмотрение дела при данной явке, суд приходит к следующим выводам.
По смыслу ч. 1 ст. 245,п. 2 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее- КАС РФ), п. 5 ст. 65, п. 1- 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации ( далее- ЗК РФ), п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 3, ч. 1, 3, 4, 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237- ФЗ « О государственной кадастровой оценке» ( далее- Федеральный закон № 237- ФЗ) под кадастровой стоимостью объекта недвижимости понимается результат оценки объекта недвижимости, полученный на определенную дату, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Федеральным законом № 237- ФЗ и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В частности для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель.
Но установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, в том числе юридическими лицами, если эти результаты затрагивают их права или обязанности, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости обязательным не является.
При этом Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269- ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ( далее также- Федеральный закон № 269- ФЗ) соответствующие изменения внесены и в Федеральный закон № 237- ФЗ.
В частности ст. 22 Федерального закона № 237- ФЗ признается утратившей силу с 1 января 2023 года ( ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 269- ФЗ).
Федеральный закон № 237- ФЗ дополнен ст. 22. 1, из ч. 1 которой следует, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино- места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности ( за исключением случаев, предусмотренных ст. 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ).
В связи с этими изменениями до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения ст. 22, 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ с учетом, в том числе следующих особенностей:
1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости ( далее- решение);
2) в течение переходного периода до дня, указанного в решении ( в случае отсутствия принятого решения- до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения ст. 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ не применяются;
3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации применяются положения ст. 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
не применяются положения ст. 22 Федерального закона № 237- ФЗ;
рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24. 18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135- ФЗ « Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.
Рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со ст. 22 Федерального закона № 237- ФЗ ( п. 1, подп. « а» п. 2, подп. « а- в» п. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 269- ФЗ).
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения его кадастровой стоимости. При этом, поскольку высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики решение о дате перехода к применению положений ст. 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ не принято, заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается судом.
Из настоящего дела видно, что земельные участки с кадастровыми номерами: 1 площадью 149534 кв. метра и 2 площадью 19899 кв. метра, расположенные по адресу: ..., по поводу кадастровой стоимости которых возник спор, принадлежат Обществу на праве собственности с 9 ноября 2018 года.
Согласно распоряжению Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 26 февраля 2018 года № 130- р, принятому исходя из положений ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 237- ФЗ, в 2019 году на территории Чувашской Республики с применением норм, содержащихся в Федеральном законе № 237- ФЗ, Методических указаниях о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года № 226, проведена государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов.
При этом полномочиями по определению кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2016 года № 391 наделено бюджетное учреждение « Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 ноября 2019 года № 485, вступившим в силу с 1 января 2020 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики, в том числе по состоянию на 1 января 2019 года утверждена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 1, составляющая 175358521 рубль 80 коп.; 2, составляющая 31592846 рублей 34 коп.
В Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 1 внесены 17 января 2020 года, земельного участка с кадастровым номером 2- 16 января 2020 года, а с вышеуказанным административным исковым заявлением Общество обратилось в суд 15декабря 2020 года.
В соответствии с п. 2 ст. 65 ЗК РФ, п. 1 ст. 388, п. 1, 2 ст. 389, п. 1 ст. 390, п. 1, 1. 1, 4 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее- НК РФ) налогоплательщиками земельного налога являются, в том числе юридические лица, обладающие земельными участками, в том числе на праве собственности, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, если иное не установлено п. 1 ст. 388 НК РФ.
Налоговая база указанного налога определяется в отношении каждого земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 391 НК РФ.
По общему правилу изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим данные правоотношения.
Вместе с тем в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости, в том числе по решению суда, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Таким образом, из данных норм следует, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Следовательно, результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости затрагивают права и обязанности Общества, т. к. от этого напрямую зависит размер земельного налога, уплачиваемого административным истцом.
В подтверждение того, что рыночная стоимость земельных участков меньше их кадастровой, административный истец представил отчет № 2020/ 11- 08 от 20 ноября 2020 года, составленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью « ...», из которого следует, что по состоянию на 1 января 2019 года стоимость земельного участка с кадастровым номером 1 составляет 116358387 рублей, а земельного участка с кадастровым номером 2- 20688791 рубль.
Поскольку между лицами, участвующими в деле, возникли разногласия по поводу возможности принятия указанного отчета в качестве надлежащего доказательства и определения исходя из сведений, содержащихся в нем, рыночной стоимости упомянутых земельных участков, в том числе ввиду того, что его составлял оценщик, одновременно на основании доверенности, выданной административным истцом, являющийся его представителем, то по настоящему делу назначена судебная строительно- техническая экспертиза на предмет определения их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года.
Из заключения № 127Ш/ 06- 21 от 21 июня 2021 года, изготовленного экспертом общества с ограниченной ответственностью « ...» Ш. по результатам ее проведения, следует, что по результатам проведенного анализа рынка объектов экспертизы, сопоставления объектов исследования с результатами предложений подобных объектов на рынке недвижимости, проведения необходимых расчетов с использованием в рамках сравнительного подхода метода сравнимых продаж эксперт пришел к выводу, что по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 1 составляет 141907800 рублей, а земельного участка с кадастровым номером 2- 26027900 рублей.
Однако представитель административного истца с этими выводами не согласился, среди прочего указав, что площади объектов- аналогов значительно отличаются друг от друга, в связи с чем для применения табличных значений корректирующих коэффициентов на площадь, использованных экспертом, оснований не было. В подтверждение своих объяснений о том, что заключение № 127Ш/ 06- 21 от 21 июня 2021 года нельзя принять в качестве надлежащего доказательства, он представил рецензию № 2021/ 08- 15 от 27 августа 2021 года, составленную специалистом общества с ограниченной ответственностью « ...». В соответствии с данной рецензией указанное заключение эксперта не соответствует требованиям нормативно- правовой базы в области судебной экспертизы, поскольку содержит не все обязательные сведения, предусмотренные Федеральным законом от 31 мая 2001 года № 73- ФЗ « О государственной судебно- экспертной деятельности в Российской Федерации», а также имеет нарушения методологии определения стоимости объектов, предусмотренной Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135- ФЗ « Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральными стандартами оценки.
В связи с этими возражениями эксперт, проводивший судебную строительно- техническую экспертизу, по собственной инициативе подготовил дополнение от 16 сентября 2021 года к заключению № 127Ш/ 06- 21 от 21 июня 2021 года, из которого усматривается, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 1 составляет 108860800 рублей, а земельного участка с кадастровым номером 2- 22585400 рублей.
По вопросам, связанным с проведенным исследованием и данным им заключением, в судебном заседании допрошен и сам эксперт. Из его показаний следует, что расчеты, изложенные в заключении № 127Ш/ 06- 21 от 21 июня 2021 года, проведены с использованием специальной таблицы, содержащей соответствующие величины корректировок на площадь объекта, которую он посчитал возможным применить, а в дополнении к заключению вместо табличных значений корректирующих коэффициентов на площадь применил степенную зависимость по определенной формуле.
Оценив совокупность данных доказательств, суд пришел к выводу, что заключение № 127Ш/ 06- 21 от 21 июня 2021 года, составленное экспертом общества с ограниченной ответственностью « ...» по результатам проведения судебной строительно- технической экспертизы по оценке земельных участков, вызывает сомнения в его правильности и обоснованности.
В силу ч. 2 ст. 83 КАС РФ в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта ( комиссии экспертов) или наличия противоречий в выводах эксперта ( комиссии экспертов) суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту ( другой комиссии экспертов).
Поскольку дополнение от 16 сентября 2021 года, подготовленное экспертом Ш., с применением иных расчетов, чем при составлении заключения № 127Ш/ 06- 21 от 21 июня 2021 года, является ничем иным как попыткой исправить неточности, допущенные первоначально, а согласно законодательству об административном судопроизводстве в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта суд назначает повторную экспертизу, а не эксперт исправляет эти недостатки по своей инициативе путем составления дополнения к первоначальному заключению, то суд назначил по настоящему делу повторную судебную строительно- техническую экспертизу по оценке земельных участков.
Из заключения № 06/ 21 от 19 ноября 2021 года, составленного экспертом- индивидуальным предпринимателем З. по результатам проведения повторной экспертизы, следует, что по состоянию на 1 января 2019 года стоимость земельного участка с кадастровым номером 1 составляет 115290714 рублей, а земельного участка с кадастровым номером 2- 22477910 рублей.
Данный эксперт прошел профессиональную переподготовку, имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по специальности « Оценка недвижимости», стаж работы в этой области 12 лет.
При этом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения он предупрежден; лицам, участвующим в деле, возможность выбора экспертного учреждения или конкретного эксперта, представления вопросов, подлежащих разрешению при проведении экспертизы, заявления отвода эксперту, ознакомления с определением о назначении экспертизы и заключением эксперта предоставлена. Само заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате этого выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Представители лиц, участвующих в деле, выводы, изложенные в заключении № 06/ 21 от 19 ноября 2021 года, не оспаривают.
Оценив вышеуказанные отчет, рецензию и заключения экспертов в совокупности с другими доказательствами в соответствии с правилами их оценки, предусмотренными ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 1 составляет 115290714 рублей, а земельного участка с кадастровым номером 2- 22477910 рублей.
При изложенных обстоятельствах требование Общества об определении кадастровой стоимости земельных участков суд удовлетворяет и принимает решение об определении их кадастровой стоимости в размере рыночной, составляющей 115290714 рублей для земельного участка с кадастровым номером 1, 22477910 рублей- для земельного участка с кадастровым номером 2.
Руководствуясь ст. 175- 180, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л :
определить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельных участков из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для эксплуатации нежилых зданий, расположенных по адресу: ..., с кадастровыми номерами:
1 площадью 149534 кв. метра в размере 115290714 рублей ( ста пятнадцати миллионов двухсот девяноста тысяч семисот четырнадцати рублей);
2 площадью 19899 кв. метра в размере 22477910 рублей ( двадцати двух миллионов четырехсот семидесяти семи тысяч девятисот десяти рублей).
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости обществом с ограниченной ответственностью « Татнефть- АЗС Центр» является 15 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.
Председательствующий Нестерова Л. В.
Мотивированное решение изготовлено 19 января 2022 года.