Решение по делу № 2-192/2023 (2-3533/2022;) от 16.11.2022

Дело № 2-192/2023

48RS0003-01-2022-004175-85

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 февраля 2023 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Москалевой И.В.,

при секретаре Чеботаревой Е.А.,

с участием помощника прокурора Правобережного района г. Липецка Юдаевой И.Ю., истца Гордеева А.А., представителя ответчика УФСИН России по Липецкой области по доверенности Будюкиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Гордеева Александра Александровича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области о признании незаконными заключения служебной проверки, приказа об увольнении, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула,

УСТАНОВИЛ:

Гордеев А.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области о признании незаконными заключения служебной проверки, приказа об увольнении, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула. В обоснование исковых требований ссылался на то, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ответчиком был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации в должности начальника отдела безопасности ФКУ ИК-6 УФСИН по Липецкой области. Указал, что приказом начальника УФСИН России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен со службы в связи с нарушением условий контракта сотрудником. Основанием для вынесения приказа послужило заключение служебной проверки УФСИН России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. Указал, что с заключением о результатах служебной проверки и приказом об увольнении не согласен. Считал, что принимая решение о совершении им дисциплинарного проступка и выбора крайне тяжелой меры дисциплинарного взыскания в виде увольнения, ответчик не учел соразмерность наказания совершенному им проступка. Просил суд признать незаконным заключение о результатах служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, приказ УФСИН России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ, восстановить его на службе в должности начальника отдела безопасности ФКУ ИК-6 УФСИН по Липецкой области, взыскать с УФСИН России по Липецкой области денежное довольствие за время вынужденного прогула.

В судебном заседании истец Гордеев А.А. исковые требования поддержал. В обоснование требований ссылался на доводы, изложенные в исковом заявлении. Объяснил, что до настоящего времени приговор о привлечении его к уголовной ответственности за совершение правонарушения судом не принят, следовательно, на момент вынесения приказа о его увольнении его вина в совершении проступка не установлена, оснований для увольнения не имелось. Просил суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика УФСИН России по Липецкой области по доверенности Будюкина Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Объяснила, что Гордеев А.А. был принят на службу в уголовно-исполнительную систему в ДД.ММ.ГГГГ, до расторжения контракта, с ДД.ММ.ГГГГ занимал должность начальника отдела безопасности ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области. Приказом УФСИН от ДД.ММ.ГГГГ Гордеев А.А. был уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по п. 14 (в связи с нарушением условий контракта сотрудником) ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 197-ФЗ между начальником УФСИН и Гордеевым А.А. был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Гордеев А.А. взял на себя обязательства, связанные с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ в ОСБ УФСИН России по Липецкой области от сотрудника УФСБ России по Липецкой области поступил телефонный звонок с просьбой выдвинуться в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области для проведения совместных оперативно-розыскных мероприятий. В ходе данных мероприятий стало известно о том, что в конце ДД.ММ.ГГГГ капитаном внутренней службы в отношении осужденного ФИО применено насилие, начальником УФСИН было принято решение о проведении служебной проверки по данному факту. Приказом УФСИН от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии и проведении служебной проверки» назначена служебная проверка по указанному выше факту. Гордеев А.А. с приказом был ознакомлен. Исходя из поступившей информации от сотрудников УФСБ России по Липецкой области, а также объяснений, данных в ходе проведения служебной проверки следует, что ДД.ММ.ГГГГ на период времени с 20:00 до 21:00 осужденный ФИО из комнаты длительного свидания забрал сумку с продуктами и направился через дежурную часть в отряд . Далее, в отряд пришел младший инспектор 1 категории группы надзора отдела безопасности ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области ФИО, который потребовал собрать сумку с продуктами, и проследовать с ним. После прибытия в дежурную часть ФИО с заместителем дежурного помощника начальника колонии дежурной части отдела безопасности ФКУ ИК-6 майором внутренней службы ФИО проследовали в кабинет отдела безопасности. В данном кабинете находились начальник отдела безопасности ФКУ ИК-6 капитан внутренней службы Гордеев А.А. и два осужденных (ФИО и ФИО). Гордеев А.А. завел в комнату отдыха ФИО и ФИО, закрыл за ними дверь. В процессе выяснения происхождения продуктов питания, которые находились в сумке, между Гордеевым А.А. и осужденным ФИО завязался разговор на повышенных тонах. В ходе данного разговора Гордеев А.А. нанес удар правой рукой в область лица ФИО После этого, ФИО вывел ФИО из кабинета отдела безопасности и поместил его в комнату для обысков. Комиссией было установлено, что в нарушение требований ст. 29, 30 Закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», при отсутствии предусмотренных указанным Законом оснований применения к осужденным физической силы, применил насилие в отношении осужденного ФИО, что повлекло существенное нарушение прав и свобод осужденного в виде причинения физической боли, унижения его чести и достоинства, охрана которых предусмотрена ст. ст. 21, 22 Конституции РФ, права на охрану государством достоинства ее личности, исключающее пытки, насилие, другое жестокое и унижающее человеческое достоинство обращение. Необоснованность действий Гордеева А.А. также подтверждается тем, что указанный факт применения физической силы в установленном законном порядке не зафиксирован, до руководства и начальника учреждения не доведен По факту совершенных действий (проступка) в отношении Гордеева А.А. возбуждено уголовное дело по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ. Полагала, что комиссия по проведению служебной проверки, пришла к правильному, законному и обоснованному выводу о том, что капитан внутренней службы Гордеев А.А., начальник отдела безопасности ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области, при отсутствии предусмотренных законодательством оснований применения к осужденным физической силы, применил насилие в отношении осужденного ФИО выразившиеся в нанесении удара правой рукой в область головы осужденному, что повлекло существенное нарушение прав и свобод осужденного в виде причинения физической боли, унижения его чести и достоинства, охрана которых предусмотрена ст. ст. 21, 22 Конституции РФ, что повлекло невыполнение требований пунктов 1.2, 12 части 1 статьи 12. пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», не выполнение подпунктов 4.3, 4.4. пункта 4 контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от ДД.ММ.ГГГГ и, впоследствии, был уволен со службы в УИС в связи с нарушением условий контракта сотрудником. Считала, что заключение служебной проверки, утвержденное начальником УФСИН ДД.ММ.ГГГГ, а также приказ об увольнении его со службы в уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ (от ДД.ММ.ГГГГ ) являются законными и обоснованным. Просила суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключение прокурора Юдаевой И.Ю., полагавшей исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника, являются предметом регулирования Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Согласно п. 1-7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с: Конституцией РФ; данным федеральным законом; Законом РФ от 21.07.1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 30.12.2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; нормативными правовыми актами Президента РФ; нормативными правовыми актами Правительства РФ; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ.

В соответствии с п. 1 и п. 6 ст. 1 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ служба в уголовно-исполнительной системе - это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в уголовно-исполнительной системе, в случаях и на условиях, которые предусмотрены названным федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с этим федеральным законом службу в уголовно-исполнительной системе в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.

В силу п. 2 и п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ сотрудник обязан: знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников); не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника.

Статьей 13 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ закреплены требования к служебному поведению сотрудника. Так, данной статьей на сотрудника возлагаются в том числе следующие обязанности: при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; осуществлять свою деятельность в рамках предоставленных полномочий; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению им служебных обязанностей; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики (пункты 1, 2, 4, 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ).

Приказом Министерства юстиции РФ от 12.09.2019 года № 202 утвержден Дисциплинарный устав уголовно-исполнительной системы РФ, предусматривающий в числе других обязанность сотрудника знать служебные обязанности и соблюдать порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав; соблюдать требования к служебному поведению (подпункты «а», «в» пункта 5 раздела II).

Кодексом этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Федеральной службы исполнения наказаний РФ от 11.01.2012 года № 5, установлено, что сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении им должностных обязанностей, избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету уголовно-исполнительной системы (подпункты «а», «г», «д», «ж», «к» пункта 8 раздела II).

Под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарным уставом уголовно-исполнительной системы, правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ).

Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ предусмотрено, что нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

За нарушение служебной дисциплины на сотрудника в соответствии со статьями 47, 49-53 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ).

Увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе в силу п. 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ является одним из видов дисциплинарного взыскания, налагаемого на сотрудника уголовно-исполнительной системы в случае нарушения им служебной дисциплины.

Порядок наложения на сотрудников дисциплинарных взысканий установлен статьей 52 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, непосредственно связана с обеспечением общественного порядка, осуществляется в публичных интересах, призвана гарантировать надлежащее исполнение уголовных наказаний и закрепленного законом порядка отбывания наказаний, охраны прав и свобод осужденных и направлена на осуществление содержания лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, их охраны и конвоирования (постановление Конституционного Суда РФ от 15.10.2013 года № 21-П). Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем определяется их правовой статус (совокупность прав и свобод, гарантируемых государством, а также обязанностей и ответственности). Установление особых правил прохождения государственной службы, связанной с обеспечением правопорядка, в том числе предъявление требований к моральному облику таких лиц, и закрепление оснований увольнения, связанных с несоблюдением указанных требований, не вступают в противоречие с конституционными предписаниями (определения Конституционного Суда РФ от 09.12.2014 года № 2749-О, от 25.01.2018 года № 159-О, от 27.03.2018 года № 766-О и от 27.09.2018 года № 2242-О).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 13.05.2019 года № 1199-О, законодатель последовательно устанавливает повышенные репутационные требования для данной категории государственных служащих (сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы), что обусловливается необходимостью обеспечения замещения должностей в уголовно-исполнительной системе лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества, в полной мере соответствующими требованиям к уровню профессиональной подготовки и морально-психологическим качествам сотрудников, а также способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя служебные обязательства. Эти требования в равной мере распространяются на всех лиц, проходящих службу в уголовно-исполнительной системе, предопределены задачами, принципами организации и функционирования такой службы, а также специфическим характером деятельности граждан, ее проходящих, а потому не могут рассматриваться как вступающие в противоречие с конституционными принципами равенства и справедливости (абзацы 2, 3 пункта 4 определения).

В силу п. 9 ч. 3 ст. 84 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник увольнению со службы в уголовно-исполнительной системе в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника.

Из содержания приведенных выше нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ следует, что для сотрудников учреждений или органов уголовно-исполнительной системы установлены повышенные требования к их поведению как в служебное, так и во внеслужебное время, вследствие чего на них возложены особые обязанности - заботиться о своей репутации, соблюдать нормы служебной, профессиональной этики, не совершать действий, которые могли бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также избегать ситуаций, способных нанести ущерб авторитету уголовно-исполнительной системы. В случае совершения сотрудником учреждений или органов уголовно-исполнительной системы проступка, порочащего честь сотрудника, он подлежит безусловному увольнению, а контракт с ним - расторжению. Применение других мер ответственности в данном случае невозможно, поскольку закон не предоставляет руководителю органа уголовно-исполнительной системы права избрания для такого сотрудника иной более мягкой меры ответственности, чем увольнение из органов уголовно-исполнительной системы. Увольнение сотрудника уголовно-исполнительной системы за совершение проступка, порочащего честь сотрудника, обусловлено особым правовым статусом указанных лиц, повышенными репутационными требованиями к сотрудникам как носителям публичной власти и возложенной на них обязанностью по применению в необходимых случаях мер государственного понуждения и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий.

Для решения вопроса о законности увольнения сотрудника со службы в учреждениях или органах уголовно-исполнительной системы в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника, то есть по п. 9 ч. 3 ст. 84 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ, юридически значимым обстоятельством является установление факта совершения сотрудником уголовно-исполнительной системы действий, вызывающих сомнение в добросовестном исполнении им должностных обязанностей, нарушающих требования к поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности и во внеслужебное время, требования по соблюдению профессионально-этических принципов, правила поведения, закрепленные приведенными выше положениями нормативных актов, а также совершения действий, подрывающих репутацию и авторитет органов уголовно-исполнительной системы.

Материалами дела установлено, что истец Гордеев А.А. проходил службу в уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между УФСИН России по Липецкой области и Гордеевым А.А. был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации , в соответствие с условиями которого Гордеев А.А. принял на себя обязательства, связанные с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации в должности начальника отдела безопасности ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области, в том числе быть верным Присяге сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации; добросовестно исполнять служебные обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 19.07.2018 года №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», настоящим контрактом и должностной инструкцией; соблюдать требования к служебному поведению сотрудника ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, установленные Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; соблюдать внутренний служебный распорядок и порядок несения службы (дежурства), в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, препятствующих исполнению своих служебных обязанностей (п.п. 4.1, 4.3 – 4.5 контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации).

Согласно приказу УФСИН России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ с капитаном внутренней службы Гордеевым А.А. начальником отдела безопасности ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» расторгнут контракт и он уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по п. 14 ч. 2 ст. 84 указанного Федерального закона (в связи с нарушением условий контракта сотрудником) с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пп. 2 п. 8 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2012 года №283-ФЗ единовременное пособие при увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе Гордееву А.А. выплачено не было. Премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей за октябрь 2022 года также выплачена не была. Выплачена денежная компенсация за 3,75 календарных дня дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе и 7,5 календарного дня дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, неиспользованных в 2022 году. В соответствии с п. 13 Порядка присвоения, подтверждения квалифицированного звания, снижения в квалифицированном звании, лишения квалифицированного звания и ведения учета сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, имеющих квалифицированные звания, утвержденного приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ Гордеев А.А. лишен квалифицированного звания «специалист второго класса», с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с приказом основанием для расторжения контракта явилось заключение служебной проверки УФСИН России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 62 приложения к приказу ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ , пункт 5 приложения к приказу ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ .

Из рапорта старшего оперуполномоченного ОСБ УФСИН России по Липецкой области ФИО на имя начальника УФСИН России по Липецкой области ФИО от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ОСБ УФСИН России по Липецкой области установлен факт применения насилия со стороны капитана внутренней службы Гордеева А.А., начальника отдела безопасности ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области в отношении осужденного ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения, которое он применил в конце мая 2022 года, находясь в кабинете отдела безопасности учреждения, путем нанесения ему удара рукой в область головы. На основании изложенного просил разрешения на проведение служебной проверки по данному факту.

Приказом УФСИН России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ было назначено проведение служебной проверки по сведениям, изложенным в рапорте от ДД.ММ.ГГГГ подполковника внутренней службы ФИО, старшего оперуполномоченного ОСБ УФСИН России по Липецкой области о том, что ОСБ УФСИН России по Липецкой области установлен факт применения насилия со стороны капитана внутренней службы Гордеева А.А., начальника отдела безопасности ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области в отношении осужденного ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения, которое он применил в конце мая 2022 года, находясь в кабинете отдела безопасности учреждения, путем нанесения ему удара рукой в область головы. Для проведения служебной проверки была создана комиссия. С данным приказом истец Гордеев А.А. ознакомлен, что подтверждается его подписью и не оспаривалось в судебном заседании.

Приказом УФСИН России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в приказ УФСИН России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии и проведении служебной проверки», в части членов комиссии.

Согласно Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России от 12.04.2012 года № 198, служебная проверка проводится по факту нарушения (грубого нарушения) сотрудником служебной дисциплины; при необходимости наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка; при этом решение о проведении проверки принимается начальниками территориальных органов ФСИН России – в отношении сотрудников соответствующего территориального органа ФСИН России и подведомственных ему учреждений УИС; служебная проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, информации, являющейся основанием для ее назначения, и должна быть завершена не позднее чем через 30 дней со дня издания приказа о назначении проверки.

Служебная проверка проводится с целью документально подтвердить факт совершения дисциплинарного проступка, а также определить степень вины сотрудника и обстоятельства, влияющие на характер ответственности сотрудника, как отягчающие, так и смягчающие его вину; по результатам проверки комиссией готовится заключение, которое должно содержать выводы о виновности (невиновности) сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, в отношении которого проведена проверка; о причинах и условиях, способствовавших совершению дисциплинарного проступка; предложения о применении (неприменении) к виновному(ым) мер дисциплинарного взыскания. По итогам служебной проверки издается приказ о наложении дисциплинарного взыскания, срок издания приказа составляет до 30 дней с момента утверждения заключения, в течение 10 дней сотрудник должен быть ознакомлен с указанным приказом.

Из объяснений Гордеева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ он был вызван со сборов начальников отделов безопасности в <адрес>, в расположение ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области вместе с его заместителем – майором ФИО Прибыв к месту службы, его встретили сотрудники ОСБ УФСИН России по Липецкой области и сотрудники ФСБ России по Липецкой области находившиеся в отделе безопасности колонии, которые показав ему какое-то постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий фактически произвели обыск в его служебном кабинете и его личном автомобиле. В ходе данных мероприятий в помещении отдела безопасности были изъяты системный блок и монитор, который не является его служебным, а в его автомобиле марки <данные изъяты> был изъят его личный мобильный телефон марки <данные изъяты>. После этого, в ходе беседы с сотрудником УФСБ России по Липецкой области, данный сотрудник показал ему на мобильном телефоне аудиовидеозапись обстоятельств его беседы с осужденным отряда Ф в мае 2022 года в помещении отдела безопасности ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области, на которой якобы запечатлено, что он применяет насилие к данному осужденному. Со слов сотрудника УФСБ, на данной записи зафиксировано, что он якобы нанес несколько ударов Ф в область головы. Данную видеозапись ему показали не полностью. Обстоятельства той встречи с Ф он не очень хорошо помнит, так как прошел длительный период времени и он не придал значение данной встрече. Физическую силу к Ф он ни в ходе той встречи, ни когда-либо еще не применял. В период его дежурства в качестве ответственного по колонии в мае 2022 года, в вечернее время около 21 часа 00 минут, он находился в своем служебном кабинете в отделе безопасности колонии и проводил беседу с кем-то их осужденных. В это время в помещение отдела безопасности пришел дежурный помощник начальника колонии майор ФИО, который привел с собой осужденного Ф из отряда . Со слов ФИО, Ф похитил из комнаты свиданий у осужденного ФИО продукты питания, запрещенные к проносу на охраняемую территорию учреждения. Пакет с продуктами находился в руках у Ф, который потом поставил его на пол в кабинете. Ф подтвердил, что собирался незаконно пронести эти продукты питания в отряд. ФИО должен был действовать по инструкции и самостоятельно зафиксировать данное нарушение в установленном ведомственными документами порядке. Гордеев А.А. стал ругаться на Ф в присутствии ФИО, высказывать свое недовольство тем, что Ф собирался совершить действия, которые запрещены на территории колонии. Возможно, в ходе данного разговора Гордеев А.А. употребил грубые слова, но только с целью профилактического воздействия на Ф, чтобы он более не совершал подобных действий. Каких-либо ударов Ф ни по каким частям тела он не наносил, может быть, размахивал руками. В течение данного длительного периода времени Ф к нему лично какие-либо претензии не предъявлял, насколько ему известно, с заявлением о причинении побоев в администрацию колонии не обращался, за оказанием ему медицинской помощи также не обращался. По его мнению, ФИО, который ранее неоднократно допускал незаконное перемещение через окно приема продуктов питания пищи. якобы для сотрудников дежурной части, что было им пресечено, попытался опорочить его перед сотрудниками правоохранительных органов, так как он всегда мешал совершать ФИО действия, не предусмотренные ведомственными документами.

Согласно объяснениям осужденного ФИО отбывающего наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области, примерно ДД.ММ.ГГГГ с 20:00 до 21:00 часов, находясь на территории ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области, он проследовал к дежурной части учреждения и прошел в комнату, где проходят длительные свидания посетителей с осужденными. В данной комнате он забрал сумку с продуктами у старшины отряда ФИО После этого, он направился в сторону расположения отряда через дежурную службу ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области. В этот период времени обязанности дежурного исполнял сотрудник УФСИН ФИО ФИО его заметил, но не обратил внимания на то, что у него при себе находилась сумка с продуктами. Далее, он зашел в отряд, после чего пришел сотрудник ФКУ ИК-6 УФСИН ФИО потребовал собрать сумку с продуктами, которые он занес в отряд, и проследовать с ним. Они пришли в дежурную часть с ФИО, после чего с ФИО проследовали в кабинет отдела безопасности. В данном кабинете находились сотрудники учреждения Гордеев А.А. и два осужденных: ФИО, ФИО Гордеев А.А. завел в комнату отдыха ФИО и ФИО закрыл за ними дверь. Затем, Гордеев А.А. начал его расспрашивать откуда у него сумка с продуктами, он ему сообщил, что забрал ее из комнаты длительного свидания. При этом он признал, что нарушил режим содержания и предложил вернуть сумку с продуктами обратно. После чего, получил удар от Гордеева А.А. в область виска. Гордеев А.А. нанес удар правой рукой. ФИО испытал физическую боль от удара и моральное унижение, так как все происходящее слышали другие осужденные, находящиеся в соседней комнате. После чего Гордеев А.А. на него кричал, выражаясь нецензурной бранью. Гордеев А.А. дал указание ФИО вывести его из кабинета. При этом, сумка с продуктами осталась в кабинете Гордеева А.А. Дальнейшая судьба вышеуказанной сумки с продуктами питания ему неизвестна, какие-либо акты изъятия при нем не составлялись. После этого, его отправили в отряд, в котором он отбывает наказание.

Из объяснений ФИО следует, что в 20-х числах мая 2022 года после 19:00 часов сотрудником дежурной смены ФИО в отряде был задержан осужденный ФИО, при котором находились продукты питания, которые он ухищренным способом вынес из комнаты длительных свиданий учреждения. После этого, ФИО был доставлен в дежурную часть учреждения и он доставил его в кабинет отдела безопасности, расположенный на втором этаже административного здания. В этот момент, в кабинете отдела безопасности находился капитан внутренней службы Гордеев А.А., начальник отдела безопасности ФКУ ИК-6 УФСИН. Гордеев А.А. начал выяснять, откуда продукты питания у ФИО в этот момент между ними завелся разговор на повышенных тонах. В ходе разговора Гордеев А.А. нанес удар правой рукой в область лица ФИО После происходящего, он подошел к сумке ФИО и увидел, что там находились продукты, требующие тепловой обработки, которые осужденным запрещено иметь при себе. После этого, он вывел ФИО из кабинета отдела безопасности и поместил его в комнату для обысков, расположенную на первом этаже, рядом с дежурной частью учреждения, для составления материалов о нарушении ФИО ПВР ИУ, а именно о самовольном покидании локального участка . Составлять материалы о нарушении режима содержания он поручил ФИО

В соответствии с объяснениями ФИО он заступил на службу ДД.ММ.ГГГГ инспектором по жилой зоне согласно суточной ведомости надзора. Вечером после 19:00 он получил радиосигнал по радиостанции от ФИО команду доставить осужденного ФИО в дежурную часть, якобы он бежал по жилой зоне с сумкой. Когда он выходил из 10 отряда он увидел, как осужденный ФИО пробежал мимо отряда в отряд с сумкой и проследовал за ним. В отряде осужденный ФИО на заданный им вопрос, что за сумка была у него, он сказал, что незаконно вынес ее из комнаты длительного свидания. После чего, он доставил осужденного ФИО в дежурную часть вместе с сумкой. ФИО отвел ФИО в отдел безопасности к Гордееву А.А., который в тот день был ответственным по учреждению. Затем через некоторое время его вызвал ФИО и дал команду написать рапорт на осужденного ФИО, что он самовольно покинул изолируемый участок.

Из объяснений осужденного ФИО отбывающего наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ он находился на длительном свидании в комнате повышенного комфорта совместно с женой ФИО За несколько дней до указанной даты к нему обратился осужденный ФИО и осужденный ФИО с просьбой, чтобы его супруга привезла для них продукты питания. Вечером того же дня, к окну комнаты свидания в которой он находился подошел осужденный ФИО и он передал ему пакет с продуктами питания, после чего он ушел. На тот момент о том, куда он пошел, и что случилось ему не известно, но предполагал, что он проследовал в расположение отряда. Как ему стало известно после, осужденного ФИО встретили сотрудники и изъяли все продукты питания.

Согласно объяснениям осужденного Губанова А.А. отбывающего наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области, ДД.ММ.ГГГГ в вечернее время он находился в кабинете начальника отдела безопасности ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области Гордеева А.А. Заводили ли в его присутствии в кабинет отдела безопасности осужденного ФИО он не помнит. Обстоятельства данного дня он не помнит.

Из объяснений осужденного ФИО отбывающего наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области следует, что ДД.ММ.ГГГГ, примерно в период с 20:00 до 21:00 часов, он и осужденный Губанов А. по вызову начальника отдела безопасности ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области Гордеева А.А. пришли к нему в кабинет в целях получения указаний по ремонту одежды осужденных ШИЗО/ПКТ. В указанный период времени в кабинет Гордеева А.А. зашел сотрудник ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области старший прапорщик ФИО и завел осужденного ФИО Гордеев А.А. попросил его переместиться в обеденный кабинет. В связи тем, что вход в данное помещение оборудован двумя дверьми, о чем происходил разговор Гордеева А.А. с ФИО ему не известно.

Из заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссией в ходе проведения служебной проверки был установлен факт нарушения Гордеевым А.А. условий контракта сотрудником.

В ходе служебной проверки правомерно установлен факт нарушения служебной дисциплины, не выполнение пунктов 1, 2, 12 части 1 статьи 12, пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в части не соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, не выполнение подпунктов 4.3, 4.4 пункта 4 контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от ДД.ММ.ГГГГ, в части не добросовестного исполнения служебных обязанностей, не соблюдения требований к служебному поведению, выразившееся в нанесении удара правой рукой в область головы осужденному ФИО Комиссией рекомендовано с начальником отдела безопасности ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области капитаном внутренней службы Гордеевым А.А. расторгнуть контракт, и уволить со службы в уголовно-исполнительной системе по основанию пункта 14 части 2 (в связи с нарушением условий контракта сотрудником) статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Из материалов служебной проверки следует, что истец Гордеев А.А. был ознакомлен с заключением ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется его подпись.

Поскольку, действия Гордеева А.А. были оценены как нарушение служебной дисциплины, нарушение условий контракта, нарушение дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, выразившиеся в нанесении удара правой рукой в область головы осужденному ФИО, приказом УФСИН России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ контракт о службе в уголовно-исполнительной системе с ним был расторгнут, и он был уволен по п. 14 ч. 2 ст. 84 (в связи с нарушением условий контракта сотрудником) Федерального закона от 19.07.2018 года №197-ФЗ с 21.10.2022 года.

При увольнении Гордеев А.А. был ознакомлен с указанным приказом, а также им на руки получена трудовая книжка, что истцом в судебном заседании не оспаривалось.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО, ФИО показали, что в беседе осужденный ФИО пояснил, что претензий к Гордееву А.А. он не имеет, физической боли он не испытывал.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО показал, что ФИО3 24-25 мая 2022 года в ходе беседы с осужденным ФИО, нанес ему удар в боковую часть головы.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО показал, что работает в должности старшего оперуполномоченного ОСБ УФСИН России по Липецкой области, в августе 2022 года ему позвонил коллега ФИО и сообщил, что установлен факт применения насилия со стороны Гордеева А.А. в отношении осужденного ФИО, которое он применил в конце мая 2022 года.

Проанализировав все представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Гордеев А.А. допустил нарушение требований, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе.

Порядок применения в отношении осужденных физической силы, специальных средств и оружия регламентирован Законом РФ от 21.07.1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Согласно ст. 28 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, на охраняемых объектах уголовно-исполнительной системы, при исполнении обязанностей по конвоированию.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если не силовые способы не смогли обеспечить выполнение возложенных на него обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для задержания осужденного или лица, заключенного под стражу;

3) для пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

В силу ст. 30 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц;

2) для пресечения преступлений:

3) для пресечения физического сопротивления, оказываемого осужденным или лицом, заключенным под стражу, сотруднику уголовно-исполнительной системы;

4) для пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы, связанных с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья;

5) для пресечения массовых беспорядков в учреждении, исполняющем наказания, следственном изоляторе, на объектах, находящихся под охраной и надзором сотрудников уголовно-исполнительной системы;

6) для пресечения групповых нарушений, дезорганизующих деятельность учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;

8) при конвоировании, охране или сопровождении осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществлении надзора за осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях, если они своим поведением дают основание полагать, что намерены совершить побег, либо причинить вред окружающим или себе;

9) при попытке насильственного освобождения осужденных и лиц, заключенных под стражу, из-под охраны при конвоировании;

10) для задержания осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц при наличии достаточных оснований полагать, что они могут оказать вооруженное сопротивление;

11) для задержания осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания, а также для пресечения побега;

12) для защиты охраняемых объектов уголовно-исполнительной системы блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования;

13) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над исправительными учреждениями, следственными изоляторами уголовно-исполнительной системы и прилегающими к ним территориями, на которых установлены режимные требования, в целях предусмотренных частью шестой статьи 12 Закона.

Согласно п. 3 ст. 28.1 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закреплено, что при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник уголовно-исполнительной системы обязан доложить, непосредственному начальнику и начальнику учреждения уголовно-исполнительной системы в письменной форме в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия о каждом случае их применения.

Начальник учреждения уголовно-исполнительной системы должен обеспечить подготовку и направление прокурору материалов по факту применения его сотрудниками физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения наказании.

Таким образом, оснований для применения физической силы Гордеевым А.А. к осужденному ФИО не имелось, сам факт применения физической силы в установленном законом порядке не зафиксирован, до руководства и начальника учреждения не доведен.

В соответствии с ч. 3 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

В силу ч. 7 ст. 82 УИК РФ порядок производства обысков и досмотров определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Согласно ч. 8 ст. 82 УИК РФ перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В соответствии с ч. 9 ст. 82 УИК РФ обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания. Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт. Деньги, ценные бумаги и иные ценности, владелец которых не установлен, обращаются в доход государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования утвержден приказом Минюста России от 20.03.2015 года №64дсп.

Согласно п. 191 главы XIX Порядка проведения обысков изъятие запрещенных предметов у осужденных является обязанностью всех сотрудников УИС. Запрещенные вещи изымаются в момент обнаружения.

Перечень запрещенных предметов (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрен

приложением № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста № 295 от 16.12.2016 года и включает в себя, в том числе, вещи и предметы, продукты питания, полученные либо приобретенные в не установленном УИК РФ и Правилами.

Приобретение осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости регламентировано ст. 88 УИК РФ, согласно которой осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств.

В силу п. 93 главы XVI Правил внутреннего распорядка, осужденным разрешается получение установленного ст. 121, 123, 125, 127 и 131 УИК РФ числа посылок, передач и бандеролей.

Согласно п. 106 XVII Правил внутреннего распорядка, для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в ИУ организуются магазины (интернет-магазины), работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету. Осужденным, содержащимся в колониях-поселениях разрешается приобретать продукты питания, вещи и предметы первой необходимости за наличный расчет.

В соответствии с пунктом 192 главы XIX Порядка проведения обысков изъятые у осужденных запрещенные вещи, не относящиеся к ценным, сдаются на склад для хранения, о чем осужденному выдается квитанция либо уничтожаются комиссионно по постановлению начальника учреждения УИС в присутствии осужденного, о чем составляются соответствующее постановление на уничтожение запрещенных к использованию осужденными в учреждении УИС вещей и предметов и акт уничтожения запрещенных к использованию осужденными в учреждении УИС вещей и предметов с ознакомлением осужденного под роспись. Такое же решение принимается и в отношении продуктов питания, полученных с нарушением установленного порядка.

В силу п. 17 главы III Правил внутреннего распорядка осужденным запрещается, в том числе, продавать, покупать, дарить, принимать в дар, отчуждать иным способом в пользу других осужденных либо присваивать предметы и вещи, находящиеся в личном пользовании, приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными вещами и продуктами питания, предусмотренными перечнем Приложения № 1 к Правилам внутреннего распорядка, выходить без разрешения администрации ИУ за пределы изолированных участков жилых и производственных зон.

Согласно п. 49 главы XI Правил внутреннего распорядка осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Личный обыск проводится лицами одного пола с осужденными. Обыск жилых помещений при наличии в них осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства. Запрещенные вещи, а также вещи, имеющиеся у осужденных сверх установленного веса, изымаются в момент обнаружения, о чем составляется акт.

Таким образом, в момент изъятия продуктов питания у ФИО, полученных с нарушением установленного порядка, должен был быть составлен соответствующий акт, который в дальнейшем предоставляется начальнику учреждения для принятия решения о сдачи их на склад для хранения либо уничтожения, что сделано не было.

Нарушение осужденным ФИО требований Правил внутреннего распорядка в части передачи, получения и хранения продуктов питания, полученных с нарушением установленного порядка также не было зафиксировано и не отражено соответствующим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 (нарушение служебной дисциплины) Федерального закона № 197-ФЗ под нарушением служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник должен соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне, в целях обеспечения эффективной работы учреждении и органов уголовно-исполнительной системы; осуществлять свою деятельность в рамках предоставленных полномочий; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации либо авторитету учреждения или органа уголовно-исполнительной системы (пункты 1, 2, 9 части 1 статьи 13 Федеральное закона от 19.07.2018 года №197-ФЗ).

Так, в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 главы I (Общие положения) Инструкции, капитан внутренней службы Гордеев А.А. в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 19.07.2018 года №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», Приказом Минюста России от 13.07.2006 года № 252-дсп «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях», Законом Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», Приказом Минюста России от 16.12.2016 года № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», Приказом Минюста России от 20.03.2015 года № 72 «Об утверждении инструкции по профилактике правонарушении среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», Приказом Минюста России от 20.03.2015 года № 64дсп «Об утверждении Порядка проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системе и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования», Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об Административных правонарушениях, иными нормативно-правовыми актами ФСИН России, УФСИН России по Липецкой области, субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах их полномочий.

Однако, вопреки законным интересам службы совершенные Гордеевым А.А. действия, выразившиеся в нанесении удара правой рукой в область головы осужденному ФИО, повлекли за собой нарушение его прав и свобод, причинив ФИО физическую боль и моральное унижение.

Из материалов дела, усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ с Гордеевым А.А. был заключен Контракт о службе в уголовно-исполнительной системе на период замещения должности в уголовно-исполнительной системе, п. 8 ч. 9 ст. 22 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ, по условиям которого он принял на себя обязательства связанные с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе РФ (пункт 1); быть верными Присяге сотрудника уголовно-исполнительной системе РФ (пункт 4.1); добросовестно исполнять служебные обязанности, предусмотренные Федеральным законом, настоящим контрактом и должностной инструкцией (пункт 4.3); соблюдать требования к служебному поведению сотрудника, ограничения и запреты, связанные со службой в УИС РФ, установленные Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ (пункт 4.4).

Как любое соглашение, контракт о прохождении службы в УИС предполагает неукоснительное соблюдение его положений, возлагающих на сотрудника обязательства проходить службу на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в УИС, а также непосредственно положениями Контракта, соблюдать Присягу и правила внутреннего распорядка, честно и добросовестно выполнять все предусмотренные ими требования, а также предусмотренные по занимаемой штатной должности обязанности.

Безусловное соблюдение Контракта необходимо для обеспечения эффективного функционирования правового механизма исполнения наказаний, имеющего целью не только подчинение установленному законом порядку отбывания наказаний, но и достижение целей предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также определение средств исправления осужденных и оказание им помощи в социальной адаптации. Поэтому в интересах службы законодатель вправе - действуя в рамках своей дискреции - установить специальные основания прекращения служебных отношений с теми сотрудниками, которые допускают нарушения условий Контракта.

Граждане, добровольно избирая такого рода деятельность, в свою очередь, соглашаются с ограничениями, которые обусловливаются приобретаемым ими правовым статусом, а потому установление особых правил прохождения государственной службы, включая правоохранительную службу, и требований к избравшим ее лицам само по себе не может рассматриваться как нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации права на равный доступ к государственной службе и права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Данные правовые позиции носят общий характер и в равной мере применимы к гражданам, проходящим службу в учреждениях и органах УИС (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 года № 23-О).

Увольнение за нарушение условий контракта сотрудником не является увольнением в дисциплинарном порядке, поскольку это самостоятельное основание для увольнения. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 09.12.2014 года № 2749-О, такое основание для увольнения сотрудника со службы в УИС, как «в связи с нарушением условий контракта сотрудником» предусматривает лишь основание увольнения, не определяя процедуру и сроки прекращения служебных отношений.

Служебная проверка проведена в порядке и сроки, установленные Федеральным законом № 197-ФЗ от 19.07.2018 года, каких-либо нарушений при проведении служебной проверки допущено не было. В рамках проведения служебной проверки Гордеев А.А. давал объяснения. Срок привлечения к ответственности по результатам проведения служебной проверки пропущен не был.

При указанных обстоятельствах, учитывая характер совершенного проступка, выразившегося в нанесении удара правой рукой в область головы осужденному ФИО, ответчик правомерно привлек истца к ответственности в виде увольнения из органов уголовно-исполнительной системы, оснований для признания незаконным заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, приказа от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении, восстановлении на службе в органах уголовно-исполнительной системы, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула не имеется, требования истца Гордеева А.А. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Гордеева Александра Александровича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области о признании незаконным заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Липецка.

Председательствующий            

Решение в окончательной форме принято 06.03.2023 года.

2-192/2023 (2-3533/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Гордеев Александр Александрович
Ответчики
УФСИН России по Липецкой области
Суд
Правобережный районный суд г. Липецк
Судья
Москалева И.В.
Дело на странице суда
pravsud.lpk.sudrf.ru
16.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2022Передача материалов судье
21.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2022Подготовка дела (собеседование)
02.12.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.12.2022Предварительное судебное заседание
22.12.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.01.2023Предварительное судебное заседание
15.02.2023Судебное заседание
27.02.2023Судебное заседание
06.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее