Решение по делу № 33-1262/2023 от 10.01.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело 91RS0024-01-2021-007625-44

№2-873/2022

№33-1262/2023

Председательствующий судья первой инстанции

Каралаш З.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 февраля 2023 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Готовкиной Т.С.,

судей – Курской А.Г., Любобратцевой Н.И.,

при секретаре – Затонском М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, правопреемником которого является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, правопреемником которого является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 19 октября 2022 года,

УСТАНОВИЛА:

В ноябре 2021 года ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, в котором, с учетом принятых в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнений, просила признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялта Республики Крым об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости от 24.06.2021 года незаконным и отменить его; обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым засчитать архивные справки о заработной плате от 19.10.2020 года № Г-204, Г-205, Г-206, Г-207, выданные отделом по работе с ликвидированными учреждениями Управления по архивным делам Администрации города Ялта Республики Крым за период работы с 01.12.1992 года по 31.12.1994 года в Ялтинском родильном доме Ялтинского отдела здравоохранения, с 01.01.1995 года по 31.12.1997 года, с 01.01.1998 года по 31.12.2000 года, с 01.01.2001 года по 31.12.2003 года в Ялтинском родильном доме управления здравоохранения исполнительного комитета Ялтинского городского совета в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости; обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым засчитать периоды работы с 27.05.1997 года по 04.04.2002 года и с 10.02.2005 года по 14.09.2006 года фельдшером-лаборантом Ялтинского родильного объединения в стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости; засчитать в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости выходные (праздничные) дни, установленные в Республики Крым: 18.03.2015 года, 13.04.2015 года, 01.06.2015 года, 05.07.2015 года, 17.07.2015 года, 24.02.2015 года, 18.03.2016 года, 20.06.2016 года, 05.07.2016 года, 12.02.2016 года, 20.03.2017 года, "7.04.2017 года, 05.06.2017 года, 26.06.2017 года, 04.09.2017 года, 12.03.2018 года, 09.04.2018 года, 28.05.2018 года, 15.06.2018 года, 18.03.2019 года, 22.04.2019 года, 04.06.2019 года, 17.06.2019 года, 12.08.2019 года, 18.03.2020 года, 20.04.2020 года, 25.05.2020 года, 08.06.2020 года, 31.07.2020 года, 13.05.2021г.; определить возникновение права на досрочную страховую пенсию по старости с 16.03.2021 года; обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 16.03.2024 года.

Исковые требования мотивированы тем, что 09.03.2021 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от 24.06.2021 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа истца.

С таким решением пенсионного органа ФИО1 не согласна, считает его незаконным и необоснованным, в связи с чем обратилась в суд с данным иском.

Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 19 октября 2022 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично; признано решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялта Республики Крым об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по стрости от 24.06.2021 года незаконным в части не включения в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы: с 27.05.1997 года по 04.04.2002 года, с 10.02.2005 года по 14.09.2006 года фельдшером-лаборантом Ялтинского родильного дома; на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы: с 27.05.1997 года по 04.04.2002 года, с 10.02.2005 года по 14.09.2006 года фельдшером-лаборантом Ялтинского родильного дома; выходные дни, в связи с празднованием региональных праздников, установленных в Республике Крым: 18.03.2015 года, 13.04.2015 года, 01.06.2015 года, 17.07.2015 года, 18.03.2016 года, 20.06.2016 года, 05.07.2016 года, 20.03.2017 года, 17.04.2017 года, 05.06.2017 года, 26.06.2017 года, 04.09.2017 года, 12.03.2018 года, 09.04.2018 года, 28.05.2018 года, 15.06.2018 года, 18.03.2019 года, 04.06.2019 года, 17.06.2019 года, 12.08.2019 года, 18.03.2020 года, 20.04.2020 года, 25.05.2020 года, 08.06.2020 года, 31.07.2020 года, 13.05.2021 года; возложена на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обязанность учесть при назначении пенсии ФИО1 архивные справки о заработной плате от 19.10.2020 года, выданные Управлением по архивным делам Администрации города Ялта Республики Крым ФИО1: № ; в удовлетворении остальной части требований отказано.

На указанное решение Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в лице представителя ФИО2 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, апеллянт указывает на незаконность, необоснованность обжалуемого решения суда, вынесенного с нарушением норм материального права.

Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 17.01.2023г. произведена замена ответчика – Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на правопреемника – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.

Истец в неудовлетворенной части исковых требований решение суда не обжалует.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель
ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, доводы
апелляционной жалобы поддержала, ссылаясь на незаконность решения суда первой инстанции.

Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. О дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в порядке ст.ст.167, 327 ГПК РФ.

Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, обозрев оригинал отказного выплатного дела ФИО1, приходит к нижеследующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09.03.2021 года ФИО1 обратилась в Государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялта Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях".

Решением Государственного учреждения - управления
Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым от 24.06.2021г. ФИО1 отказано в
назначении досрочной страховой пенсии по старости, так как специальный
стаж истца составляет 23 года 05 месяцев 2 дня, что менее необходимых 30
лет работы.

При этом, ответчик не учел в стаж по осуществлению медицинской
деятельности истицы периоды работы: с 27.05.1997 года по 04.04.2002 года, с 10.02.2005 года по 14.09.2006 года в должности фельдшера-лаборанта Ялтинского родильного дома, так как наименование учреждения не соответствует Списку №781; архивные справки о заработной плате от 19.10.2020 года № , выданные отделом по работе с ликвидированными учреждениями Управления по архивным делам Администрации г. Ялта Республики Крым за период работы с 01.12.1992 года по 31.12.1994 года в Ялтинском родильном доме Ялтинского городского отдела здравоохранения, с 01.02.1995 года по 31.12.1997 года. С 01.01.1998 года по 31.12.2000 года, с 01.01.2001 года по 31.12.2003 года в Ялтинском родильном доме Управления здравоохранения исполкома Ялтинского городского совета, так как отсутствуют сведения о денежных единицах, в которых выплачивалась заработная плата, а также выходные (праздничные) дни, установленные в Республике Крым: 18.03.2015, 13.04.2015, 01.06.2015, 17.07.2015, 18.03.2016, 20.06.2016, 05.07.2016, 20.03.2017, 17.04.2017, 05.06.2017, 26.06.2017, 04.09.2017, 12.03.2018, 09.04.2018, 28.05.2018, 15.06.2018, 18.03.2019, 04.06.2019, 17.06.2019, 12.08.2019, 18.03.2020, 20.04.2020, 25.05.2020, 08.06.2020, 31.07.2020, 13.05.2021, так как не предусмотрено включение данных периодов Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсия в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.20002г. №516.

Согласно трудовой книжке истца серии от 22.06.1988 года ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осуществляла трудовую деятельность с 01.08.1988 года по 12.11.1992 года в должности фельдшера-лаборанта в клинической лаборатории в Крымской областной клинической детской больнице; с 01.12.1992 года в должности фельдшера-лаборанта ГБУЗ РК «Ялтинский родильный дом» по настоящее время (л.д.17-21).

Согласно справке о специальном стаже, дающем право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения, от 06.10.2021 года №970, выданной ГБУЗ Республики Крым «Ялтинский родильный дом», ФИО1 осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в Ялтинском родильном доме с 01.12.1992 года, принята фельдшером -лаборантом в лабораторию женской консультации на 1 ставку. Вышеуказанная должность относится к списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ.

В указанной справке приведены сведения о переименовании лечебного учреждения. На основании распоряжения Ялтинского городского совета № 271-р от 27.05.1997 года Ялтинский родильный дом переименован в «Ялтинское родильное объединение». На основании решения Ялтинского городского совета № 16 от 15.09.2006 года Ялтинское родильное объединение переименовано в «Ялтинский родильный дом». На основании Приказа Министерства здравоохранения Республики Крым от 05.12.2014 года № 256 наименование «Ялтинский родильный дом» изменено на ГБУЗ РК «Ялтинский родильный дом».

Указано, что женская консультация является структурным подразделением ГБУЗ РК «Ялтинский родильный дом». Лаборатория являлась структурным подразделением ГБУЗ РК «Ялтинский родильный дом» (л.д.22).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Крым обязанности включить в специальный стаж ФИО1 периоды работы с 27.05.1997 года по 04.04.2002 года, с 10.02.2005 года по 14.09.2006 года в должности фельдшера-лаборанта Ялтинского родильного дома, суд первой инстанции пришел к выводу, что данные периоды подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам по делу и сделаны при верном применении норм материального права, ввиду нижеследующего.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

18 марта 2014 года Республика Крым принята в состав Российской Федерации в результате ратификации 21 марта 2014 года Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.

Согласно части 6 статьи 11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республику Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.

С 01.01.2015 года на территории Российской Федерации пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.

Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа необходимого для назначения досрочной пенсии по старости до введения в действие нового правового регулирования, действовавшие до 31 декабря 2001 года.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" (пункт 19) разъяснил, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года N464 установлено, что среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров исчисление сроков выслуги лет производится Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа необходимого для назначения досрочной пенсии по старости до введения в действие нового правового регулирования, действовавшие до 31 декабря 2001 года.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Аналогичное правовое регулирование закреплено в настоящее время в части 1 статьи 8, пункте 20 части 1 и части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации удалее - Правила от 29 октября 2002 г. N 781).

В соответствии с разделом "Наименования должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы в должностях: фельдшер-лаборант, медицинский лабораторный техник. Раздел "Наименование учреждений" содержит указание на Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Российской Федерации (независимо от наименований); по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что периоды работы истца с 27.05.1997 года по 04.04.2002 года, с 10.02.2005 года по 14.09.2006 года в должности фельдшера-лаборанта Ялтинского родильного дома, подлежат включению в специальный стаж работы истца с учетом приведенных выше норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1 о возложении обязанности на пенсионный орган включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды нерабочих (праздничных) дней отдыха, установленных органами государственной власти Республики Крым; а именно: 18.03.2015 года, 13.04.2015 года, 01.06.2015 года, 17.07.2015 года, 18.03.2016 года, 20.06.2016 года, 05.07.2016 года, 20.03.2016 года, 17.04.2017 года, 05.06.2017 года, 26.06.2017 года, 04.09.2017 года, 12.03.2018 года, 09.04.2018 года, 28.05.2018 года, 15.06.2018 года, 18.03.2019 года, 04.06.2019 года, 17.06.2019 года, 12.08.2019 года, 18.03.2020 года, 20.04.2020 года, 25.05.2020 года, 08.06.2020 года, 31.07.2020 года, 13.05.2021 года, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что положениями закона Республики Крым от 29.12.2014 года №55-ЗРК/2014 «О праздничных и памятных датах в Республике Крым» установлены нерабочие/праздничные дни.

При этом, Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит положения о том, что установление нерабочих праздничных дней является исключительной компетенцией федеральных органов государственной власти, таким образом нерабочие/праздничные дни установленные субъектом Российской Федерации подлежат включению в подсчет специального стажа.

Также в Правилах подсчета стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсию по старости Утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, нет прямого указания на невозможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах РФ, равно как и выходных дней.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на правильном применении вышеприведенных норм материального права, подлежащих применению в данном случае.

Исходя из того, что пенсионным органом дни региональных праздников в Республике Крым необоснованно исключены из подсчета специального стажа работы истца, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным в данной части решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части не включения периодов педагогической деятельности в специальный стаж.

Кроме этого, решением ГУ - УПФ РФ в г. Ялта Республики Крым от 24.06.2021 года ФИО1 отказано в принятии к учету сведений заработной платы в соответствии с данными архивных справок о заработной плате от 19.10.2020 года № , выданных Отделом по работе с ликвидированными учреждениями Управления по архивным делам Администрации города Ялта Республики Крым за периоды работы с 01.12.1992 года по 31.12.1994 года в Ялтинском родильном доме Ялтинского городского отдела здравоохранения, с 01.01.1995 года по 31.12.1997 года, с 01.01.1998 года по 31.12.2000 года, с 01.01.2001 года по 31.12.2003 года в Ялтинском родильном доме Управления здравоохранения исполнительного комитета Ялтинского городского совета.

Пенсионным органом указано, что указанные архивные справки о заработной плате не могут быть учтены, в связи с отсутствием в них сведений относительно денежных единиц, в которых выплачивалась заработная плата.

Согласно данных архивных справок о заработной плате от 19.10.2020 года № Отделом по работе с ликвидированными учреждениями Управления по архивным делам Администрации города Ялта Республики Крым за периоды работы с 01.12.1992 года по 31.12.1994 года в Ялтинском родильном доме Ялтинского городского отдела здравоохранения, с 01.01.1995 года по 31.12.1997 года, с 01.01.1998 года по 31.12.2000 года, с 01.01.2001 года по 31.12.2003 года в Ялтинском родильном доме Управления здравоохранения исполнительного комитета Ялтинского городского совета в карточках лицевых счетов по заработной плате за 1992-1994 годы, 1995-1997 годы, 1998-2000 годы, 2001-2003 годы, с января 2004 года по январь 2005 года денежные единицы не указаны (л.д. 23-27).

В соответствии со ст.1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года), пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно ст.6 Соглашения исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

Как предусмотрено п.п.10,11 Указаний Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996 года №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» - в случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, Центральным банком России не установлен (например, переходных денежных единиц), соответствующие суммы заработка исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В периоды, когда на территории государств - бывших республик Союза ССР действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсий по представленным сведениям о заработке. Разъяснено, что национальная валюта являлась единственным платежным средством на территории государства.

В случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года Центральным Банком России не установлен, соответствующие выплаченные суммы заработка исключаются из подсчета.

Согласно Приложению №1 к Указаниям до 01 апреля 1992 года заработная плата на территории Украины начислялась и выплачивалась в рублях, с апреля 1992 года по 11 ноября 1992 года была введена и действовала переходная денежная единица «купон», с 12 ноября 1992 года введена национальная валюта «карбованец».

Согласно Указу Президента Украины «О денежной реформе в Украине» №762/96 от 25.08.1996 года со 2 сентября 1996 года в Украине введена гривна, предусмотрен обмен украинских карбованцев на гривну в соотношении 100000/1.

В соответствии с п.11 раздела III Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 года №99р (ред. от 28.01.2005 года) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» при обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 года перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 года (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним. Информация о сроках введения национальной валюты содержится в Указании Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 года У1-1 -У).

Согласно п.1 Указа Президента РФ от 4 августа 1997 года №822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» принято решение об укрупнении российской денежной единицы, проведении с 1 января 1998 года деноминации рубля и замене обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах, обеспечив параллельное обращение старых и новых денежных знаков в течение 1998 года.

В соответствии с Указаниями Министерства социальной защиты населения РФ от 20 августа 1992 года №1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» утверждена форма справки о заработке для рекомендации её всем предприятиям, учреждениям, организациям.

Определено, что справки подписываются должностными лицами предприятий, организаций или архивов. В форме справки предусматривается, что сведения о суммах заработной платы и, соответственно, сведения о среднемесячном заработке и среднемесячном скорректированном заработке отражаются обязательно с указанием денежных единиц.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования в части возложения обязанности на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым учесть при назначении пенсии истцу архивные справки о заработной плате от 19.10.2020 года № от 19.10.2020 года, выданные Управлением по архивным делам Администрации города Ялта Республики Крым, суд первой инстанции исходил из того, что законных оснований не учитывать сведения, содержащиеся в указанных справках о заработной плате, у органа пенсионного обеспечения не имелось, поскольку информация относительно национальной валюты, действовавшей на территории Украины в периоды, указанные в данных справках, является общепризнанной и не требует дополнительного письменного подтверждения.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они являются верными, сделаны с учетом фактических обстоятельств по делу и соответствуют вышеприведенным требованиям действующего законодательства.

Отсутствие в архивных справках о заработной плате указания на денежную единицу не является препятствием к её зачету при назначении пенсии. Вышеуказанные сведения являются общедоступными, в связи с чем, ответчик может самостоятельно определить вид денежной единицы, подлежащий применению к заработной плате.

Разрешая требование ФИО1 о возложении обязанности на ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости, судом первой инстанции проверены условия для назначения досрочной страховой пенсии, указанные в пп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в том числе, продолжительность специального страхового стажа с учетом периодов работы, включенных в расчет ответчиком и судом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Как ранее было указано, в соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 30 Закона РФ "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1.1 этой же статьи страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Согласно приложению N 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если дата возникновения права на страховую пенсию по старости приходится на 2019 год, то назначение страховой пенсии по старости происходит не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

При этом частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" закреплено, что гражданам, которые указаны в пунктах 19 - 21 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью указанной категории граждан считается отложенным, но не более чем на 6 месяцев со дня возникновения такого права.

При этом днем возникновения права на досрочное назначение пенсии является не день подачи соответствующего заявления в пенсионный орган, а наступление совокупности условий, указанных в ч. 1 ст. 8 и пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

С днем подачи заявления в пенсионный орган законодатель связывает лишь срок назначения пенсии, но не возникновение на нее права.

В рассматриваемом случае, при включении спорного периода работы в специальный стаж, продолжительность данного стажа на дату обращения ФИО1 с заявлением о назначении пенсии (16.06.2021 года) по предоставленной ответчиком информации составит 29 лет 11 месяцев 08 дней работы в городе (с учетом вышеуказанных периодов, включенных пенсионным органом в бесспорном порядке, и спорного периода работы, включенного в судебном порядке), то есть менее необходимых 30 лет, следовательно, на дату обращения 13 июня 2021 года у истца не возникло право на назначение пенсии по пп. 20 п. 1 ст. 30 Закона РФ "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ.

Исходя из вышеприведенных положений ч. 1.1. ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий" отсутствуют основания назначения истцу досрочной пенсии с даты обращения с заявлением о назначении пенсии – с 16.06.2021 года.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, и переоценке исследованных судом доказательств, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом даны надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 19 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, правопреемником которого является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.02.2023.

Председательствующий - Т.С. Готовкина

    

Судьи - А.Г. Курская

Н.И. Любобратцева

33-1262/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Габдрахманова Елена Владимировна
Ответчики
ГУ ОПФ РФ по РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Готовкина Татьяна Сергеевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
10.01.2023Передача дела судье
13.02.2023Судебное заседание
27.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2023Передано в экспедицию
13.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее