Решение по делу № 33-1026/2021 от 24.02.2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Смирнова Ю.А.

Поступило 24 февраля 2021 года

дело №33-1026/2021

АПЕЛЛЯЦИОННО Е ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 марта 2021 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего Урмаевой Т.А.,

судей коллегии Базарова В.Н., Чупошева Е.Н.,

при секретаре Цыденжаповой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации об обязании организовать проведение кадастровых работ,

по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны РФ Лебедева С.Г. на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 8 декабря 2020 года, которым постановлено:

исковые требования Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации на основании ранее направленных ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации документов, необходимых для проведения кадастровых работ, организовать проведение в ... году кадастровых (межевых) работ в отношении земельного участка с кадастровым номером ... расположенного по адресу: <...>, в том числе, путем заключения государственного контракта с уполномоченным органом.

Заслушав доклад председательствующего, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ об обязании организовать проведение кадастровых работ в ... году в отношении земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: <...>, в том числе, путем заключения государственного контракта с уполномоченным органом.

Исковые требования мотивировал тем, что на указанном земельном участке располагаются казарменно-жилищный фонд, воинские части, полигон войсковой части ... и иные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность Министерства обороны РФ.

Участок поставлен на кадастровый учет до вступления в силу Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» на основании дополнительного перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала ... утвержденного Городским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Улан-Удэ ... г., в связи с чем имеет статус «ранее учтенный».

Проверкой выявлено, что граница участка не установлена, отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границы земельного участка, о согласовании границ. Перечисленные нарушения требований земельного законодательства, допущенные должностными лицами ФГКУ «СибТУИО» Министерства обороны РФ, могут привести к незаконному захвату части земельного участка третьими лицами.

Определением суда производство по делу по иску Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в части требований к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ было прекращено.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца по доверенности Стукалов И.Д. настаивал на иске.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ Лебедев С.Г., действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, в письменном возражении просил в иске отказать, рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица ФГКУ «СибТУИО» Министерства обороны РФ Совпель Т.Ю., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, направила письменный отзыв.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства обороны РФ Лебедев С.Г. просит решение суда отменить ввиду того, что земельный участок с кадастровым номером ... находится на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «СибТУИО» Министерства обороны РФ. Поскольку государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления собственника либо пользователя земельного участка, оснований для возложения обязанности по организации кадастровых работ на Министерство обороны РФ не имелось.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Стукалов И.Д., действующий по доверенности, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Представители ответчика Министерства обороны РФ, третьего лица ФГКУ «СибТУИО» Министерства обороны РФ в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежаще.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии со ст.210, ст.309 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов

Согласно ч.3 ст.6, ст.ст.8, 27, 42, ч.1 ст.69, 70 и ч.1 ст.93 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Собственники земельных участков обязаны сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки установленные на земельных участках в соответствии законодательством. Землеустройство проводится по инициативе собственников земельных участков, а также уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с ч.3 ст.1, ч.1 ст.7, ч.2 ст.8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе.

В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с законом требований.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В соответствии с п.10 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» земли, другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

Согласно п.12 ст.1 указанного закона имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 17.12.2010 г. №1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (в данном случае ЦТУИО), с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Как следует из материалов дела и установлено судом, собственником земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, Советский район, является Российская Федерация.

Земельный участок передан с баланса ФГУ «Улан-Удэнская КЭЧ района» Министерства обороны РФ в пользование ФГКУ «СибТУИО» Министерства обороны РФ.

Прокурорской проверкой выявлено, что на указанном земельном участке располагаются казарменно-жилищный фонд, воинские части, полигон войсковой части ... и иные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность Министерства обороны РФ.

Земельный участок поставлен на кадастровый учет до вступления в силу Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» на основании дополнительного перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала ..., утвержденного Городским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Улан-Удэ ..., в связи с чем имеет статус «ранее учтенный».

Собственником в лице ФГКУ «СибТУИО» Министерства обороны РФ граница земельного участка не установлена, отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границы земельного участка, о согласовании границ.

Указанные нарушения привели к ... фактам незаконного занятия гражданами части указанного земельного участка.

С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, с чем соглашается судебная коллегия, так как до настоящего времени кадастровые работы в отношении спорного земельного участка не проведены, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Неисполнение должностными лицами Министерства обороны РФ требований земельного законодательства привело к незаконному захвату третьими лицами земель Министерства обороны РФ, возведению на них самовольных построек непосредственно в границах запретных зон объектов обороны и нарушению функционирования военных объектов обороны.

При этом судом первой инстанции верно установлено, что СибТУИО в Департамент имущественных отношений Минобороны России направлялась техническая документация на земельный участок с кадастровым номером ..., необходимая для проведения кадастровых (межевых) работ.

Довод жалобы о том, что исковое заявление предъявлено к ненадлежащему ответчику, получил надлежащую оценку в суде первой инстанции, в связи с чем подлежит отклонению ввиду его несостоятельности.

Согласно п.п. 71 п.7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного указом Президента РФ от 16.08.2004 г. №1082, п.1 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. №1053 «О некоторых вопросах управления федеральным имуществом», Министерство обороны РФ осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

Таким образом, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных учреждений.

Согласно п.2 указанного постановления Правительства РФ Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных организаций и его приватизации, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных организаций, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что организация проведения кадастровых работ в отношении данного земельного участка на основании документов, представленных Департаментом имущественных отношений Министерства обороны, относится к компетенции Министерства обороны РФ.

Довод апелляционной жалобы о том, что землеустройство, кадастровые работы и государственный кадастровый учет в отношении земельных участков осуществляются на основании заявления собственника либо пользователя земельного участка в пределах их компетенции, основан на неверном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем основанием для отмены постановленного решения служить не может.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам.

Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным судом обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, в связи с чем оснований для признания их неправильными, в том числе и по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 8 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1026/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона
Ответчики
Министерство Обороны РФ
Другие
Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Урмаева Тамара Александровна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
24.02.2021Передача дела судье
17.03.2021Судебное заседание
29.03.2021Судебное заседание
31.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2021Передано в экспедицию
29.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее