дело № 2-4255/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«13» октября 2017 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Зиминой А.Е.,
при секретаре Коробовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степаненко О. В. к Администрации Пушкинского муниципального района Московской области об обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить в подпрограмму государственных обязательств,
установил:
Истица обратилась в суд с требованиями обязать Администрацию Пушкинского муниципального района Московской области Комитет по управлению имуществом признать истца нуждающейся в улучшении жилищных условий без учета предписания ч.2 ст. 49 ЖК РФ, поставить ее на учет, включить истицу в подпрограмму выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством - Федеральной целевой программы «Жилище 2015-2020 гг.».
Свои требования истица мотивировала тем, что она является выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение из населенного пункта, подвергшегося радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, у нее имеется удостоверение установленного образца, ответчиком в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий путем обеспечения жилой площадью за счет средств федерального бюджета ей было отказано без законных на то оснований.
В судебном заседании представитель истца Титова Н.Ф. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, при этом пояснила, что фактически основанием к отказу истцу послужило требование Администрации предоставить истцу сведения по вопросу признания ее малоимущей. С этим истец не согласна, поскольку на нее такие требования распространятся не должны.
Представители администрации в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены в соответствии с требованиями ст113 ГПК РФ.
Выслушав сторону истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей.
Порядок возмещения вреда и меры социальной поддержки таких граждан установлены ст. 17 Закона.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с абзацем 14 раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В силу пп. "е" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Постановлением от 30 января 2013 года N 3-П Конституционный Суд дал оценку конституционности пункта 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Конституционный Суд оценивал конституционность данного нормативного регулирования в той мере, в какой перечисленным категориям граждан не гарантируется возможность обеспечения жильем за счет получения из средств федерального бюджета соответствующей социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) наравне с гражданами, также относящимися к указанным категориям, но принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
Принятым решением оспариваемое законоположение признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой установленный им правовой механизм обеспечения жилыми помещениями указанных категорий граждан не гарантирует равным образом - вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (до 1 января 2005 года или после этой даты) - однократное предоставление жилых помещений всем относящимся к этим категориям гражданам.
Как следует из материалов дела, Степаненко О.В., 12.06.1979 года рождения, является добровольно выехавшей из зоны проживания с правом на отселение из населенного пункта, подвергшемуся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 2004 года.
Согласно удостоверению выехавшей из зоны проживания с правом на отселение серии АЮ №072298 от 26.05.2016 г. (л.д. 31), заявитель проживала в данной зоне – г. Клинцы Брянской области с 26.04.1986 г. по 30.04.2014 г. Удостоверение является бессрочным и действует на всей территории РФ.
Истица с 14.11.2015 г. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: Московская обл., Пушкинский р-н, г. Пушкино, ул. Горького, д. 6, кв. 14, принадлежащем на праве собственности Титову Н.А. (л.д. 18, 19, 33, 34, 35).
Степаненко О.В. на праве собственности жилых помещений на территории РФ не имеет, что подтверждено документально (л.д. 28, 29).
Судом установлено, что 10.07.2017 г. Степаненко О.В. обратилась в Администрацию Пушкинского муниципального района Московской области с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий без учета предписания ч.2 ст. 49 ЖК РФ и включения в Федеральную целевую программу «Жилище 2015-2020гг.» (л.д. 10).
Письмом от 18.07.2017 г. №239/ог15613эд Комитетом по управлению имуществом Администрации Пушкинского муниципального района Московской области истице предложено предоставить документы для признания ее малоимущей (л.д. 38).
Оценив представленные суду доказательства, исходя из смысла приведенных выше норм права, суд приходит к выводу, что истица относится к категории граждан, которые в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (на основании заявлений данных граждан).
Частью 2 ст. 52 ЖК РФ установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, Жилищный кодекс РФ устанавливает различные требования для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма: жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, которые не только являются нуждающимися в жилых помещениях, но и признаны малоимущими; жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Материалами дела подтверждается наличие оснований для признания истицы нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, за счет средств бюджета Российской Федерации, поскольку ее право на такое обеспечение предусмотрено Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Судом отклоняются доводы Администрации, изложенные в ответах истцу на ее обращения, о том, что ее право на постановку на учет по указанному ей основанию зависит от признания ее малоимущей, поскольку, как следует из положений ст. 49 ЖК РФ, закон различает граждан, являющихся малоимущими и которым предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, и граждан, которым предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда.
В последнем случае право гражданина на обеспечение жилым помещением должно быть предусмотрено федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из содержания требований истца усматривается, что она при обращении в Администрацию просила поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не как малоимущую и не за счет средств муниципального бюджета, а как имеющую право на обеспечение жилым помещением, которое установлено в федеральным законом и за счет федерального бюджета по Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в силу ст.17 которого в качестве обязательного условия для возникновения права на обеспечение жилым помещением у гражданина, переселенного (выехавшего добровольно) из зоны отселения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, является нуждаемость в улучшении жилищных условий, не устанавливая при этом требований к длительности проживания соответствующей категории граждан на территории того или иного субъекта Российской Федерации и признания их малоимущими.
Ответ Администрации Пушкинского муниципального района МО на обращение истца с требованиями предоставить документы по вопросу признания истца малоимущей при установленной по делу правовой ситуации не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, нарушает права и законные интересы истца.
Поскольку иных оснований для отказа истице Администрацией района в ответах не указано, в ходе рассмотрения дела не заявлено, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Степаненко Ольги Валерьевны к Администрации Пушкинского муниципального района Московской области об обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить в подпрограмму государственных обязательств удовлетворить.
Обязать Администрацию Пушкинского муниципального района Московской области Комитет по управлению имуществом признать Степаненко Ольгу Валерьевну нуждающейся в улучшении жилищных условий без учета предписания ч.2 ст. 49 ЖК РФ, поставить ее на учет, включить в подпрограмму выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством - Федеральной целевой программы «Жилище 2015-2020 гг.».
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 20.10.2017
Судья