Решение по делу № 8а-3532/2020 [88а-4564/2020] от 29.05.2020

Дело № 2а-12309/2019

88а-4564/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                                      15 июля 2020 года

Кассационное определение в окончательной форме изготовлено 27 июля 2020 года.

    Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.,

судей Римского Я.А., Зайцевой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Баймоноловой Г.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 3 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 февраля 2020 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Баймоноловой Г.А. к Окружной администрации г. Якутска, МКУ «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Баймонолова Г.А. обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решения от 9 сентября 2019 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности устранить последствия нарушения права.

Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2019 года в качестве административного соответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск».

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она, как многодетная мать, 20 августа 2019 года в порядке статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления выбранного ей земельного участка в г. Якутске для целей индивидуального жилищного строительства. Письмом МКУ «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» от 9 сентября 2019 года № 7778-ДИЗО/19 ей отказано в согласовании предоставления земельного участка на основании пункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

С данным решением заявитель не согласна, считает его незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок не изъят из оборота, к землям, ограниченным в обороте, не относится, расположен в территориальной зоне Ж-2А, которая предусматривает индивидуальное жилищное строительство.

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 3 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 февраля 2020 года, Баймоноловой Г.А. отказано в удовлетворении административных исковых требований. Суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о законности оспариваемого решения в связи с наличием у административного ответчика оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления Баймоноловой Г.А. земельного участка.

13 мая 2020 года административным истцом Баймоноловой Г.А. через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 29 мая 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на принятие решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в отсутствие предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Республики Саха (Якутия) оснований.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы и материалов административного дела, судебная коллегия кассационного суда приходит к выводу о наличии оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Из материалов дела следует, что Баймонолова Г.А. на основании заявления от 8 мая 2014 года включена в список граждан, имеющих трех и более детей, на получение земельного участка, номер в списке очередности 2725.

20 августа 2019 года Баймонолова Г.А. обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка в г. Якутске для использования под индивидуальное жилищное строительство.

Рассмотрев заявление, МКУ «Агентство земельных отношений городского округа «город Якутск» 9 сентября 2019 года сообщило заявителю о невозможности предварительного согласования предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельный участок не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования, а также расположен на территории, определенной для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности.

Оставляя требования Баймоноловой Г.А. без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования, поскольку через участок проходит красная линия.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом нижестоящего суда в части несоответствия испрашиваемого земельного участка ограничениям по линии градостроительного регулирования (красным линиям), но при этом нашел оспариваемый отказ Окружной администрации г. Якутска законным в связи с тем, что территория, на которой расположен испрашиваемый заявителем земельный участок, определена для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности, ссылаясь на наличие утвержденной схемы расположения земельных участков, подготовленной и утвержденной уполномоченным органом.

Действительно оспариваемое Баймоноловой Г.А. решение органа местного самоуправления от 9 сентября 2019 года содержит два основания к отказу в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка: несоответствие участка ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии) и расположение земельного участка на территории, определенной для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности.

Суд апелляционной инстанции установил, что на момент принятия оспариваемого решения в отношении спорного земельного участка красные линии не были установлены, административным ответчиком не были учтены изменения, внесенные в градостроительную документацию. Данный вывод апелляционного суда подтвержден имеющимися в деле доказательствами, поэтому оснований не согласиться с ним не имеется.

Между тем при проверке законности решения органа местного самоуправления в части отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка по причине его расположения на территории, определенной для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности судами не учтены следующие обстоятельства.

В силу пункта 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации порядок постановки граждан, имеющих трех и более детей, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, в Республике Саха (Якутия) установлены Земельным кодексом Республики Саха (Якутия), принятым постановлением Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года З № 674-IV.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) граждане Российской Федерации, имеющие трех и более детей, имеют право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и сайылычного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства.

Согласно части 9 статьи 24.2 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) постановка граждан, указанных в части 1 статьи 24.1 настоящего Кодекса, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, является основанием для предоставления земельных участков в порядке, установленном статьей 24.3 настоящего Кодекса.

Положениями части 3 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявителю на основании решения органа, уполномоченного на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Кодекса, осуществляется в случае предоставления:

1) земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет по правилам части 4 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);

2) земельного участка с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, по правилам части 5 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);

3) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, в случае, если не утвержден проект межевания территории, по правилам части 6 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);

4) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной заявителем, в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, по правилам части 7 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).

Признавая отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка законным в связи с его расположением в территории, определенной для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности, суд апелляционной инстанции руководствовался установленным частью 6 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) порядком предоставления такого земельного участка, исходя из наличия утвержденной схемы расположения земельных участков, подготовленной органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, и отсутствия утвержденного проекта межевания территории.

Как следует из материалов дела, распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 13 января 2016 года № 17/1р утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории общей площадью 136600 кв.м., кадастровый квартал , в границах которой расположен испрашиваемый Баймоноловой Г.А. земельный участок. Пунктом 3 данного распоряжения определен срок его действия в течение 2 лет с момента принятия.

Согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельного участка осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.

В силу пункта 15 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

В оспариваемом ответе административного ответчика указано, что в распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 13 января 2016 года № 17/1р «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, территория, определенная для граждан, имеющих трех и более детей, в городском округе «город Якутск» внесены изменения распоряжением Департамента от 14 марта 2019 года № 80-р, однако, в материалах дела указанное распоряжение отсутствует.

Факт наличия в отношении испрашиваемого административным истцом земельного участка действующей схемы расположения земельного участка (земельных участков), подготовленной уполномоченным органом, судами не проверен.

Кроме того, информационная система обеспечения градостроительной деятельности содержит сведения о наличии разработанной градостроительной документации – проекта планировки и межевания территории квартала «100» городского округа «город Якутск» на основании распоряжений Окружной администрации г. Якутска от 19 мая 2016 года № 796р и от 19 декабря 2017 года № 2168р (л.д.48, 61-64).

Однако указанные обстоятельства судебными инстанциями также оставлены без внимания, вопрос утверждения проекта межевания территории, в границах которой находится спорный земельный участок, не исследован.

Таким образом, выводы нижестоящих судов не соответствуют обстоятельствам административного дела, что привело к принятию неправильных судебных актов, поэтому на основании пункта 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 3 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 февраля 2020 года подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 3 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 февраля 2020 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в ином составе судей.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

8а-3532/2020 [88а-4564/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с возвращением на новое рассмотрение
Истцы
Баймонолова Гульзар Абдыманаповна
Ответчики
ОА г. Якутска
Муниципальное казенное учреждение «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск»
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зиганшин Игорь Камильевич
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
15.07.2020Судебное заседание
15.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее