Дело №а-326/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2017 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Милошенко Н.В.,
при секретаре Кирничанском А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному заявлению Курусь В. В. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконными действий,
У С Т А Н О В И Л:
Курусь В. В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заявив требования о признании незаконным и отмене решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о земельном участке, как о ранее учтенном объекте недвижимости. Просил обязать ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке, как о ранее учтенном объекте недвижимости.
В обоснование исковых требований административный истец указывает, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, 53/114, что подтверждается государственным актом на право собственности на данный земельный участок.
Во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости на указанный участок административному истцу было отказано на основании п. 1 ч. 17 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Указанный отказ административный истец считает незаконным и необоснованным, поскольку право собственности на указанный земельный участок приобретено им правомерно, в соответствии с требованиями действовавшего на момент приобретения законодательства Украины. Право собственности никем не было оспорено, государственный акт на право собственности на земельный участок не был признан судом недействительным.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителя КужЕ. Е. С..
Представитель административного истца КужЕ. Е.С., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ уточнила исковые требования, просила признать незаконным и отменить решение ответчика об отказе во внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о земельном участке, как о ранее учтенном объекте недвижимости, от ДД.ММ.ГГГГ №. В остальной части от исковых требований отказалась, ввиду их добровольного удовлетворения ответчиком, указав, что в настоящее время Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, 53/114, в ЕГРН с присвоением кадастрового номера 91:01:058002:1344.
Представитель административного ответчика Гребенчук В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, не подтвердил факт добровольного удовлетворения требований истца, указав, что спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет не по заявлению истца. Поддержал представленный письменный отзыв на заявление, согласно которому спорный земельный участок входит в состав земель лесного хозяйства, о чем было сообщено Севреестру в ответе на межведомственный запрос, в связи с чем требования истца считал необоснованными.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Главного управления природных ресурсов города Севастополя Лавренов Г.М. заявленные исковые требования административного истца считал не обоснованными. Представил кадастровый паспорт земельного участка, согласно которому вид разрешенного использования спорного земельного участка, расположенного в квартале 91:01:058002 использование лесов, рекреация.
Представители привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц ГКУ «Севастопольское лесничество», Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамента сельского хозяйства города Севастополя в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, применяя законодательство, действующее на момент возникновения спорных правоотношений, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска по следующим основаниям.
Согласно представленным истцом документам он является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, 53/114, что подтверждается договором купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, государственным актом на право собственности на земельный участок серии ЯИ №. Данный государственный акт выдан на основании решения Севастопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №.
Оспариваемым решением от ДД.ММ.ГГГГ № административному истцу отказано во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, 53/114, со ссылкой на пункт 1 части 17 статьи 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастра недвижимости» ввиду имеющихся несоответствий представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания.
В данном случае, административный истец в соответствии с требованиями ч.1 ст. 218 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим иском. Заявление в Ленинский районный суд города Севастополя подано в установленные законом сроки.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административного исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» при поступлении заявления о внесении сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, обеспечивает включение сведений и документов о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 45 Закона о кадастре, в срок не более тридцати календарных дней со дня получения органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, соответствующих документов на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием государственной регистрации земельных участков или государственного технического учета иных объектов недвижимости и хранящихся в государственном земельном кадастре, инвентарных делах, государственном фонде документации по землеустройству.
В случае, если перечисленные документы не выявлены в государственном земельном кадастре, инвентарных делах, государственном фонде документации по землеустройству, внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости приостанавливается на срок не более месяца, при этом заявителю предлагается представить указанные в его заявлении документы. В случае непредставления заявителем указанных им в заявлении документов, органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, принимается решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на территории города федерального значения Севастополя, устанавливается постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав».
Согласно ч. 7 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, межведомственного запроса о представлении сведений государственного кадастра недвижимости, заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в срок, установленный статьей 17 настоящего Федерального закона для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании:
- имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
- документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункте 2 статьи 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета;
- документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти (в том числе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган кадастрового учета по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Согласно п. 1 ч. 17 ст. 45 вышеуказанного закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в том числе, в случае, если имеется несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
Согласно п. 21 приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №) решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления заинтересованного лица и следующих документов:
- свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения";
- государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с Постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";
- свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";
- документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;
- выписки из похозяйственной книги, форма которой устанавливается в соответствии с Законом о регистрации;
- договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета;
- иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.
В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона №-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территории города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе удостоверяющие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно Постановлению Правительства Севастополя от 07.08.2014г. N 202 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав" государственный акт на право собственности на земельный участок, изданный (выданный) в установленном порядке на территории города Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ, включен в число документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав.
Согласно ч. 2, 3 ст.8 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» в срок до ДД.ММ.ГГГГ орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, включает в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных на территории города Севастополя, с учетом установленных настоящей статьей особенностей и предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащих такие сведения документов, в том числе документов государственного земельного кадастра, инвентарных дел (инвентаризационных документов), государственного фонда документации по землеустройству, обеспечивая при этом:
1) внесение в реестр объектов недвижимости соответствующего кадастрового округа сведений об объектах недвижимости с присвоением объектам недвижимости кадастровых номеров, в порядке, установленном Законом о кадастре, с учетом изменения адреса (описания местоположения) объектов недвижимости, категории земель и вида разрешенного использования земельных участков;
2) открытие в отношении каждого объекта недвижимости кадастровых дел и помещение в них документов, на основании которых осуществлены государственная регистрация земельных участков или государственный технический учет иных объектов недвижимости, независимо от языка, на котором они были составлены, а также документов, содержащих перевод на русский язык документов, составленных не на русском языке, в со
При поступлении заявления о внесении сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, обеспечивает включение сведений и документов о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 45 Закона о кадастре, в срок не более тридцати календарных дней со дня получения органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, соответствующих документов на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием государственной регистрации земельных участков или государственного технического учета иных объектов недвижимости и хранящихся в государственном земельном кадастре, инвентарных делах, государственном фонде документации по землеустройству.
В случае, если перечисленные документы не выявлены в государственном земельном кадастре, инвентарных делах, государственном фонде документации по землеустройству, внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости приостанавливается на срок не более месяца, при этом заявителю предлагается представить указанные в его заявлении документы. В случае непредставления заявителем указанных им в заявлении документов, органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, принимается решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Согласно пункту 1 части 17 статьи 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если имеется несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания.
Перечень документов, необходимых для внесения сведений в реестр о ранее учтенном земельном участке, содержится в пункте 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 42, который не является исчерпывающим, предусматривает внесение таких сведений и на основании иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок, но не указанных в данном пункте.
Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в государственный кадастр недвижимости на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий земельный участок.
Как усматривается из поданного Курусь В.В. ДД.ММ.ГГГГ в Севреестр заявления, им были приложены следующие документы: выписка из государственного реестра сделок от ДД.ММ.ГГГГ №, государственный акт на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ № Главного управления Госкомзема в г. Севастополе, договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что оспариваемое решение, вынесено административным ответчиком с учетом поступившего в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя ответа на межведомственный запрос (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №), согласно которому, по имеющимся в Управлении земельного контроля города Севастополя сведениям, земельный участок, находящийся по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, 53/114, расположен на землях лесохозяйственного назначения, информация об изъятии данного земельного участка из земель лесохозяйственного назначения отсутствует.
В результате чего, на основании представленных документов Севреестром, в соответствии с требованиями п. 1 ч. 17 ст. 45 Закона было принято решение об отказе во внесении сведений об объектах недвижимости в связи с отсутствием оснований для внесения таких сведений в ГКН как о ранее учтенных объектах недвижимости.
Суд полагает, что административным ответчиком представлены доказательства, подтверждающие законность своих действий об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, а именно ответ от ДД.ММ.ГГГГ, направление межведомственных запросов предусмотрено требованиями действующего законодательства, а, следовательно, оспариваемые действия совершены в рамках предоставленных полномочий, соответствуют требованиям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", такими действиями Севреестра не допущено нарушения прав заявителя и не созданы препятствия для осуществления им своих прав и свобод со стороны административного ответчика.
В связи с чем ссылка административного истца, что в Управлении отсутствует информация о признании недействительными и об отмене представленных истцом для осуществления кадастрового учета ранее учтенного объекта недвижимости правоустанавливающих документов на принадлежащий истцу земельный участок, что свидетельствует о незаконности действий административного ответчика, правового значения не имеет, поскольку не относится к предмету доказывания по данному делу.
Согласно ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Как усматривается из материалов дела, административным ответчиком при принятии решения об отказе административному истцу во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости по спорному земельному участку, учтены вышеуказанные сведения, поступившие из Управления земельного контроля города Севастополя, согласно которым земельный участок, находящийся по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, 53/114, расположен на землях лесохозяйственного назначения что, безусловно, свидетельствует о законности оспариваемого решения.
Таким образом, при рассмотрении заявления о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № и представленных вместе с ним документов у Управления отсутствовали основания для внесения в ГКН сведений о земельном участке, расположенном по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, 53/114.
На основании вышеизложенного, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, установив нормы законодательства, подлежащие применению, исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 61 Постановления Пленума Верховного суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд полагает, что отказ в постановке земельного участка на кадастровый учет по изложенным в нем основаниям основан на законе, а исковые требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Из представленных доказательств судом не усматривается противоправность действий административного ответчика в части отказа административному истцу во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, в связи с чем суд считает необходимым в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Поскольку представитель административного ответчика отрицал факт добровольного удовлетворения требований истца в результате постановки спорного земельного участка на кадастровый учет, о чем свидетельствует представленная суду выписка из единого государственного реестра недвижимости, оснований для принятия судом отказа административного истца от исковых требований и прекращения производства по делу в этой части суд не усматривает.
В силу ст. 111 КАС РФ в связи с отказом в иске судебные расходы возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Административный иск Курусь В. В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Милошенко
Мотивированный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.