УИД 34RS0№-06
Дело №а-1275/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 09 февраля 2021 года
Дзержинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Байбаковой А.Н.,
помощника судьи ФИО2,
при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО3,
с участием прокурора Ким П.В.,
представителя административного истца – ГУ МВД России по <адрес> ФИО4,
административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ГУ МВД России по <адрес> о помещении гражданина Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., подлежащего депортации, в специальное учреждение,
УСТАНОВИЛ:
ГУ МВД России по <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением о помещении гражданина Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., подлежащего депортации, в специальное учреждение. В обоснование указало, что ДД.ММ.ГГГГ приговором Волжского городского суда <адрес> гражданин Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 30, ч.1 ст. 131, п. «г» ч.2 ст. 161, п. «а» ч.2 ст. 131, п. «а» ч.2 ст. 131, п. «а» ч.2 ст. 132 УК РФ, ему назначено наказание в виде 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством юстиции РФ вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы №-рн, согласно которому пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., признано нежелательным сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 11 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
В адрес заведующего Консульским отделом Посольства Республики Узбекистан ДД.ММ.ГГГГ был направлен запрос об установлении принадлежности к гражданству Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., для дальнейшего оформления ему свидетельства на возращение в страну гражданской принадлежности.
Поскольку гражданин Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., подлежит депортации, постоянного места жительства на территории Российской Федерации не имеет и проконтролировать его пребывание на территории Российской Федерации не возможно, административный истец просит поместить его в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес> до исполнения решения о депортации, на срок, не превышающий 180 дней.
Представитель административного истца ФИО4, в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить. Суду пояснила, что в телефонном режиме получен положительный ответ Генерального Консула Республики Узбекистан. В силу закона №115-ФЗ иностранные граждане, подлежащие депортации подлежат содержанию в спецучреждении, просила в целях исполнения решения о депортации, организации командировки по препровождению административного ответчика до пункта пропуска через государственную границу удовлетворить административный, иск и поместить административного ответчика в спецучреждение на разумный срок.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании признал административные исковые требования.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заключение прокурора, находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
В силу положений ст.25.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ).
В соответствии с п. 11 и п. 12 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации (п. 5 ст. 34 Закона N 115-ФЗ).
В силу положений ч.6 ст.32.2 Закона, содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи.
В силу пп.1, 4 ст.35.1 Закона N 115-ФЗ, содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 9 ст. 31 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
В соответствии со ст. 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции) в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.
Из представленных материалов дела усматривается, что личность ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., подтверждается заключением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства.
Приговором Волжского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, гражданин Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 30, ч.1 ст. 131, п. «г» ч.2 ст. 161, п. «а» ч.2 ст. 131, п. «а» ч.2 ст. 131, п. «а» ч.2 ст. 132 УК РФ, ему назначено наказание в виде 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством юстиции РФ вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы №-рн, согласно которому пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., признано нежелательным сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
С распоряжением административный ответчик ознакомлен, что не отрицалось им в судебном заседании.
На момент рассмотрения дела данное распоряжение не признано незаконным и не отменено.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> принято решение о депортации гражданина Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., за пределы территории Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> принято решение о помещении иностранного гражданина ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., освобождающегося из мест лишения свободы в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес> на 48 часов в день освобождения из мест лишения свободы, с целью исполнения решения о депортации.
Определением Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ приведенный выше срок продлен до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Согласно справки № от 04.02.2021г., ФИО1 содержался в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что законных оснований пребывания (проживания) у административного ответчика ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на территории Российской Федерации не имеется. Постоянного места жительства на территории России, административный ответчик не имеет, в отношении него принято решение о депортации.
Таким образом, учитывая, что пребывание иностранного гражданина Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на территории РФ признано нежелательным, и противоречит требованиям Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ», суд приходит к выводу об обоснованности в части предъявленных ГУ МВД России по <адрес> требований о помещении административного ответчика в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес>, для исполнения решения о его депортации.
Помещение иностранного гражданина в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о реадмиссии этого иностранного гражданина и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав, вызванного реадмиссией.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. При этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Кроме того, Конвенция о защите прав человека и основных свобод не гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства право въезжать в определенную страну и проживать на ее территории и не быть высланными. Однако лежащая на государствах-участниках ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну при соблюдении баланса интересов права на уважение личной и семейной жизни (статья 8 Конвенции) и правомерной цели принимаемых государством решений.
Действительно, право на свободу и личную неприкосновенность относится к числу основных прав человека (ч. 1 ст. 22 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Согласно статье 22 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (часть 1); арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению; до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (часть 2).
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" содержит разъяснения судам по применению международного права, и в нем, в частности, указано, что принимая решение о заключении обвиняемых под стражу в качестве меры пресечения, о продлении сроков содержания их под стражей, разрешая жалобы обвиняемых на незаконные действия должностных лиц органов предварительного расследования, суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
При этом необходимо иметь в виду, что любое ограничение свободы, в том числе возникшее вследствие заключения лица под стражу, может рассматриваться таким лицом в качестве унижающего человеческое достоинство обращения, влекущего определенный уровень страданий. Поэтому в постановлении отмечается, что в случае заключения лица под стражу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Судом установлено, что законных оснований пребывания (проживания) административного ответчика на территории Российской Федерации не имеется.
В соответствии с п. 9 ст. 31 Федерального закона N 115-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
Таким образом, учитывая, что пребывание административного ответчика на территории РФ признано нежелательным, и противоречит требованиям Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ», получен положительный ответ на запрос из консульского отдела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований ГУ МВД России по <адрес> о помещении административного ответчика в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес>, для исполнения решения о его депортации, на срок, не превышающий 60 суток.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении №-П от 17.02.1998г. – из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи её со статьей 55 (части 2 и 3) следует, что задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права. В противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению выполнения решения о выдворении превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий указанным нормам Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении №-О от ДД.ММ.ГГГГ указал, что действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.
Часть 2 ст. 268 КАС РФ предписывает, что в мотивировочной части решения, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть также установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, а в резолютивной части - конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.
С учётом обстоятельств дела, суд считает необходимым установить срок помещения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в специальное учреждение как не превышающий 60 дней со дня его фактического помещения, то есть до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
При этом, уполномоченный орган не лишен возможности исполнить решение о депортации в более короткий срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 180, 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ГУ МВД России по <адрес> – удовлетворить частично.
Поместить гражданина Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., подлежащего депортации, в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес>, до исполнения решения о депортации на срок, не превышающий 60 дней, то есть до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения через Дзержинский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.Н.Байбакова