Дело № 2-1449/16г. *
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 ноября 2016 года г. Петушки
Петушинский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи И.В. Язева,
при секретаре судебного заседания С.М.Кулигиной,
с участием:
- помощника прокурора Петушинского района Глуховой Г.В.;
- представителя ответчика ФКУ Т-1 УФСИН России по Владимирской области Чулкова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петушинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ Т-1 УФСИН России по Владимирской области об устранении выявленных нарушений,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Петушинского района обратился в суд с уточненным иском к ФКУ Т-1 УФСИН РФ по Владимирской области об обязании в срок до апреля 2017 года (включительно) совершить следующие действия:
- обеспечить в камерах ПФРСИ №№ 21,22,23,24,41 и 42 гладкие внутренние поверхности стен, окрашенные клеевой краской;
- обеспечить в помещении для хранения лекарственных средств гладкие внутренние поверхности стен и потолка, допускающие возможность проведения влажной уборки;
- заключить договор обслуживания автоматической пожарной сигнализации;
- установить систему оповещения и управления эвакуации 3-го типа;
- установить в дежурной части учреждения приемно-контрольные приборы и приборы управления на конструкции, изготовленной из негорючего материала.
Определением Петушинского районного суда от 14.11.2016г. производство по делу прекращено в части следующих требований:
- заключить договор обслуживания автоматической пожарной сигнализации;
- установить систему оповещения и управления эвакуации 3-го типа;
- установить в дежурной части учреждения приемно-контрольные приборы и приборы управления на конструкции, изготовленной из негорючего материала.
В обоснование требований указано, что проведенной проверкой установлено нарушение администрацией ФКУ Т-1 УФСИН России по Владимирской области требований ст. 1, 6.1 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Помощник прокурора Петушинского района исковые требования в судебном заседании поддержала.
Представитель ответчика ФКУ Т-1 УФСИН России по Владимирской области» Чулков А.А., в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, факт нарушений не отрицал, просил отказать в удовлетворении требований. Дополнительно пояснил, что в настоящее время в учреждении денежных средств на проведение всех указанных работ не имеется.
Третье лицо УФСИН России по Владимирской области в судебное заседание представителя не направило, извещено.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Петушинского района 29.06.2016 в ходе обследования помещений ответчика выявлены нарушения требований пожарной безопасности, требующие проведения следующих мероприятий:
- обеспечить в камерах ПФРСИ №№ 21,22,23,24,41 и 42 гладкие внутренние поверхности стен, окрашенные клеевой краской;
- обеспечить в помещении для хранения лекарственных средств гладкие внутренние поверхности стен и потолка, допускающие возможность проведения влажной уборки.
По результатам ранее проведенной проверки в июне 2016 года в отношении обеспечения пожарной безопасности в ФКУ Т-1 УФСИН России по Владимирской области были выявлены аналогичные нарушения, которые до настоящего времени не устранены.
Конституцией Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст.ст. 18, 45, 46 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в России гарантируется. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 21 УИК РФ за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.
В соответствии с требованиями ст. 1, 6.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69, администрация ФКУ Т-1 обязана разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Соблюдение правил пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны является обязанностью руководителей организаций.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, в числе прочего, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а так же персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
В соответствии с п. 4 приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «Об утверждении правил пожарной безопасности в РФ» от 18.06.2003 № 313 руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
В соответствии с Правилами пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН, утвержденных приказом ФСИН России от 30.03.2005 № 214 (пункт 3.1.5) противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т. п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.
Пунктом 1.6 «Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний» определено, что начальник учреждения обязан обеспечивать организацию и выполнение работ по пожарной безопасности, в том числе противопожарных мероприятий, приобретение средств пожаротушения, сигнализации, связи.
В реализацию приведенных положений федеральных законов, нормами пожарной безопасности - «Перечнем зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 315 предусматривается обязательная установка автоматических устройств пожарной сигнализации в жилых зданиях, общественного и административно-бытового назначения.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В ФКУ Т-1 УФСИН России по Владимирской области содержится неопределенный круг лиц, состав которого постоянно меняется.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Поэтому прокуратурой предъявляется исковое заявление о возложении на руководителя обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности в натуре и обеспечить надлежащее противопожарное состояние на объектах с массовым пребыванием людей, к которым непосредственно относится ФКУ Т-1 УФСИН России по Владимирской области.
Таким образом, начальником ФКУ Т-1 УФСИН России по Владимирской области не выполняется возложенная на него законом обязанность соблюдать требования правил пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, допускается бездействие, чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности состояние защищенности личности от пожара, гарантированное ст. 1, 6.1 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Исходя из положений статьи 5 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Согласно статье 7 вышеуказанного Закона территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно Положению об УФСИН по Владимирской области последние является распорядителем средств федерального бюджета и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Как установлено положением п. 5.8 Устава ФКУ Т-1 источниками финансирования деятельности Учреждения являются средства федерального бюджета (п. 1).
Как предусмотрено п. 5.12 Устава ФКУ Т-1 при недостаточности Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Владимирской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд пришел к выводу, что требования прокурора по Петушинскому району являются обоснованным и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Оценивая значимость негативных последствий выявленных нарушений, особенности финансирования ответчика, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения - апрель 2017г. (включительно).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования прокурора Петушинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ Т-1 УФСИН России по Владимирской области об устранении выявленных нарушений.
Обязать ФКУ Т-1 УФСИН России по Владимирской области» в срок до апреля 2017 года (включительно) осуществить следующие действия:
- обеспечить в камерах ПФРСИ №№ 21,22,23,24,41 и 42 гладкие внутренние поверхности стен, окрашенные клеевой краской;
- обеспечить в помещении для хранения лекарственных средств гладкие внутренние поверхности стен и потолка, допускающие возможность проведения влажной уборки.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме во Владимирской областной суд через Петушинский районный суд Владимирской области.
*
*
*
Судья Петушинского районного суда И.В. Язев