№2-1147/2023
УИД 18RS0004-01-2023-000114-80
Решение
именем Российской Федерации
9 июня 2023 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе судьи Петуховой О.Н., при секретаре Перевощиковой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токаревой ФИО8 к Администрации муниципального образования «Город Ижевск», Администрации Индустриального района г.Ижевска о возмещении ущерба,
установил:
Токарева О.А. обратилась в суд с иском к указанным ответчикам о взыскании материального ущерба, причиненного в результате падения дерева на автомобиль, судебных расходов по оплате госпошлины.
В обоснование исковых требований указала, что 25 октября 2022 года в 15 час. 30 мин. у многоквартирного жилого ... на принадлежащий истцу припаркованный автомобиль Chevrolet Cruze, государственный регистрационный знак №, упало дерево и причинило многочисленные механические повреждения. Согласно заключению экспертизы, проведённой в АНО Бюро независимой экспертизы и оценки «ПрофЭксперт», стоимость восстановительного ремонта автомобиля составляет 376 000 руб.
Актом осмотра ООО УК «ЖРП №8» от 25.10.2022 установлено, что упавшее на автомобиль истца дерево (тополь) произрастает на муниципальной территории. Данное обстоятельство подтверждается топографической съемкой МКД № по ... и скриншотом публичной кадастровой карты, на котором числится, что земельный участок с кадастровым номером 18:26:020174:4935 относится к категории земель: земли поселений (земли населенных пунктов). Кроме того, ООО УК «ЖРП №8» обратилось в специализированную земельно-кадастровую организацию ООО «Землемер-Центр» для изготовления плана земельного участка с нанесением места произрастания упавшего дерева с указанием расстояния до границ придомовой территории МКД № 179 по л. 9-е Января г.Ижевска. Согласно плана, упавшее дерево произрастало на земельном участке с кадастровым номером 18:26:020174:4935, который относится к государственной собственности с видом разрешенного использования «Благоустройство территории» (код 12.02).
Истец полагает что указанный ущерб был причинён по вине ответчиков, которые не проконтролировали наличие на обслуживаемой территории аварийных деревьев, не приняли меры к благоустройству территории. Поскольку ответчики ненадлежащим образом осуществляли содержание и уход за земельными насаждениями, не приняли мер по обследованию деревьев и кустарников, подлежащих вырубке, не приняли мер к своевременной санитарной вырубке аварийных деревьев, что привело к причинению вреда имуществу истца, истец просит взыскать солидарно с ответчиков сумму причинённого ущерба, а также расходы по плате госпошлины в размере 6960 руб.
В судебное заседание истец, представитель ответчика Администрации МО «город Ижевск» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Истец просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя.
От представителя ответчика Администрации МО «город Ижевск» Полушкиной О.А. поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с занятостью представителя в другом судебном процессе. Суд, с учетом мнения сторон, не усмотрел оснований для отложения судебного заседания, поскольку занятость в другом процессе не является безусловным основанием для отложения рассмотрения дела.
В связи с чем, суд определил: рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца Михайлов А.В., действующий по доверенности, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации Индустриального района г.Ижевска Брилева М.П., действующая по доверенности, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Представила письменный отзыв на исковое заявление. Пояснила, что упавшее дерево на территории участка не было выявлено как обладающее признаками аварийности, без применения специальных знаний невозможно было определить аварийность данного дерева. Они проводят проверки, осматривают территории. Полагает, что ими были предприняты все меры, которые были возможны. Истец, оставляя машину под деревом, также не предполагал его падения, на внешний осмотр оно было в хорошем состоянии. На момент падения дерева, факт его аварийности не был подтвержден. При составлении акта падении дерева администрацию района не пригласили. Принимая во внимание, что бюджетной сметой на 2023 год не предусмотрена статья расходов на возмещение ущерба, полагает, что в случае удовлетворения исковых требований, обязанность по возмещению ущерба следует возложить на муниципальное образование «Город Ижевск», как на главного распорядителя бюджетных средств МО «Город Ижевск».
Представитель третьего лица ООО УК «ЖРП № 8» - Шибаева И.В., действующая на основании доверенности, полагала исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению. Указала что упавшее дерево прорастало на муниципальной территории, в связи с чем, обязанность выявлять факт аварийности дерева лежит на ответчиках.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Порядок содержания деревьев и кустарников, система оценки состояния озеленения территорий предусмотрены Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными Приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 N 153 (далее - Правила).
Согласно пункту 5.3 Правил оценку состояния озелененных территорий осуществляют либо специализированные учреждения (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами.
В силу п. 5.4 Правил N 153 оценка состояния озелененных территорий осуществляется:
- долгосрочная оценка - один раз в 10 лет; - ежегодная (плановая) оценка - два раза в год;
- оперативная оценка - по специальному распоряжению.
Обследование проводится по единым утвержденным методикам, показатели состояния фиксируются в установленном порядке.
В силу пунктов 5.6 и 5.7 Правил N 153 ежегодная плановая оценка проводится путем ежегодного обследования озелененных территорий. Кроме ежегодных плановых осмотров может при необходимости проводиться оперативный осмотр. Ежегодный плановый осмотр проводится в течение всего вегетационного периода (весной и осенью - обязательно). При этом обследование охватывает все элементы зеленых насаждений и благоустройства.
На основании пункта 5.8 Правил N 153 ежегодный плановый весенний осмотр (в конце апреля) проводится с целью проверки состояния озелененных территорий, включая состояние деревьев, кустарников, газонов, цветников, дорожек и площадок, оборудования, инвентаря и готовности их к эксплуатации в последующий летний период. В процессе осмотра уточняются объемы работ по текущему ремонту, посадке и подсадке растений, определяются недостатки, неисправности и повреждения, устранение которых требует специального ремонта.
В соответствии с п. 5.9 Правил N 153 по данным ежегодных плановых весеннего и осеннего осмотров составляется ведомость дефектов и перечень мероприятий, необходимых для подготовки объекта к эксплуатации в летний период и по подготовке к содержанию в зимних условиях. По окончании осмотра составляется акт в двух экземплярах.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Токарева О.А. является собственником автомобиля Chevrolet Cruze, государственный регистрационный знак О953ЕО/18, что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства №.
25 октября 2022 года в 15 час. 30 мин. у многоквартирного жилого ... на принадлежащий истцу припаркованный автомобиль Chevrolet Cruze, государственный регистрационный знак №, произошло падение дерева.
Для фиксации обстоятельств повреждения автомобиля, полученных вследствие указанного события, истец обратилась в ООО УК «ЖРП № 8», которым был составлен акт осмотра. Согласно акту, зелёное насаждение (тополь, ф41), расположенное на территории Администрации Индустриального района упало на автомобиль Chevrolet Cruze г/н №, повредив заднее стекло, крышу, а также капот, дворник переднего стекла, спойлер, заднюю правую дверь.
Согласно отчету № об определении рыночной стоимости восстановительного ремонта транспортного средства Chevrolet Cruze, государственный регистрационный знак №, выполненному АНО Бюро независимой экспертизы и оценки «ПрофЭксперт», стоимость восстановительного ремонта автомобиля по состоянию на -Дата- составляет 376 000 руб.
Из дела следует, что 19.10.2022 ООО УК «ЖРП № 8» обращалось Управление благоустройства и охраны окружающей среды администрации г.Ижевска с заявлением о выдаче порубочных билетов на вырубку зеленых насаждений, находящихся, в том числе, на придомовой территории МКД по адресу г.Ижевск, ул.9 Января, 177.
В соответствии с актом обследования зеленых насаждений № 986/В от 28.10.2022, произрастающих по адресу г.Ижевск, ул. 9 Января, 177, комиссией принято решение разрешить санитарную вырубку деревьев, в том числе, тополя бальзамического, диаметром 47,44 см, находящегося в аварийном состоянии (корневая гниль, вывал с корнем одного ствола).
28.10.2022 Администрацией города выдан порубочный билет на санитарную вырубку указанного дерева, находящегося в аварийном состоянии.
Согласно скриншоту публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером 18:26:020174:4935 относится к категории земель: земли поселений (земли населенных пунктов).
Кроме того, по заказу ООО УК «ЖРП №8» специализированная земельно-кадастровая организация ООО «Землемер-Центр» изготовила план земельного участка с нанесением места произрастания упавшего дерева с указанием расстояния до границ придомовой территории МКД № 179 по л. 9-е Января г.Ижевска. Согласно плану, упавшее дерево произрастало на земельном участке с кадастровым номером 18:26:020174:4935, который находится в государственной собственности с видом разрешенного использования «Благоустройство территории (код 12.0.2)».
При определении лица, ответственного за причинение вреда имуществу истца, суд исходит из того, что на земельном участке, на котором произошло происшествие имело место ненадлежащее исполнение ответчиком Администрацией Индустриального района г.Ижевска своих обязанностей по надлежащему содержанию спорной территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Устава МО «город Ижевск» (принят решением Городской думы г.Ижевска от 16.06.2005 № 333) территорию муниципального образования «Город Ижевск» составляют все земли, находящиеся в границах муниципального образования «Город Ижевск», независимо от форм собственности и целевого назначения. В собственности муниципального образования «Город Ижевск» находится следующее муниципальное имущество: земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности городского округа в соответствии с федеральными законами (п. 15); земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер (п.23).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п. 3); утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п. 19).
К вопросам местного значения городского округа относятся организация благоустройства и озеленения территории городского округа (ст. 9 Устава МО «город Ижевск»).
В соответствии с п. 6.1 Правил благоустройства г. Ижевска озеленение территорий и содержание зеленых насаждений осуществляется лицами, ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства в соответствии с п. 4.2 настоящих Правил.
В соответствии с п. 6.2 Правил благоустройства г. Ижевска ответственность за содержание и уход за зелеными насаждениями на территориях общего пользования возлагается на физических, юридических лиц. определенных по результатам размещения заказов и в соответствии с условиями муниципальных контрактов (договоров), а при отсутствии таковых - на администрации районов города Ижевска.
В соответствии с п. 6.4 Правил благоустройства г. Ижевска лица, указанные в п. 4.2 настоящих Правил, обязаны сохранять зеленые насаждения, проводить агротехнические мероприятия по уходу за деревьями, кустарниками, газонами и цветниками, своевременно восстанавливать насаждения, плодородный слой земли в местах их повреждения, своевременно принимать меры по санитарной вырубке аварийных деревьев в соответствии с Порядком вырубки деревьев и кустарников на территории муниципального образования «Город Ижевск», утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 29 ноября 2006 года № 199, а также регулярно осуществлять работы по скашиванию травы и вырубке поросли.
В соответствии с п. 6.5. Правил благоустройства г. Ижевска лица, указанные в п. 4.2 настоящих Правил, обязаны производить работы по озеленению территорий и содержанию зеленых насаждений в соответствии с Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153, а также Порядком вырубки деревьев и кустарников на территории муниципального образования «Город Ижевск», утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 29.11.2006 № 199.
В соответствии с Уставом муниципального образования «Город Ижевск», принятым решением Городской думы г. Ижевска от 16 июня 2005 года № 333, муниципальное образование «Город Ижевск» наделено статусом городского округа.
Администрация муниципального образования «Город Ижевск» (далее – Администрация г. Ижевска) входит в структуру органов местного самоуправления городского округа (статья 24 Устава). Администрация г.Ижевска (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Ижевск») наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 38 Устава). Администрация города состоит, в частности из территориальных органов - администраций районов города, являющихся структурными подразделениями Администрации города, наделяемых в установленном порядке статусом юридического лица (статья 41 Устава).
Согласно п.1.1 Положения об Администрации Индустриального района г.Ижевска, утверждённому решением Городской Думы г.Ижевска от 06.06.2006 № 109, Администрация Индустриального района г.Ижевска (далее – Администрация района) является территориальным органом – структурным подразделением Администрации г.Ижевска (далее – Администрация города), осуществляющим управленческие функции в соответствии с полномочиями, закрепленными настоящим Положением.
В силу п.1.3 Положения, Администрация района наделяется правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, имеет печать с изображением герба города Ижевска и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, выступает истцом, ответчиком, третьим и заинтересованным лицом в судах.
В соответствии с п.3.6.5. Положения Администрация района осуществляет содержание и уход за зелеными насаждениями на территории общего пользования в административных границах района.
Согласно п.3.4.1 Администрация района осуществляет участие в Комиссии по обследованию деревьев и кустарников, подлежащих вырубке на территории района.
Поскольку земельный участок, на котором произрастало дерево, упавшее на автомобиль истца, расположен в пределах границ Индустриального района города Ижевска муниципального образования «город Ижевск», отсутствуют сведения о нахождении указанного земельного участка в собственности граждан, юридических лиц, постольку суд приходит к выводу, что земельный участок, на котором произрастало упавшее дерево, находится в муниципальной собственности МО «город Ижевск» на территории Индустриального района города Ижевска.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм суд приходит к выводу, что в функции Администрации Индустриального района города Ижевска входило не только разрешение вопроса о согласовании разрешающих документов на вырубку аварийных деревьев, но и контроль за состоянием деревьев, обеспечение удовлетворительного состояния и нормального развития зеленых насаждений, а также имелась обязанность по своевременному выявлению деревьев, имеющих неудовлетворительное состояние и подлежащих вырубке (как элемент организация благоустройства и озеленения территории района).
Упавшее на автомобиль истца Токаревой О.А. дерево, находилось в неудовлетворительном состоянии, подлежало санитарной рубке в связи с тем, что являлось аварийным, однако соответствующие работы по организации вырубки указанного дерева не были проведены Администрацией Индустриального района города Ижевска. В связи с чем, бездействие указанного ответчика привело к падению дерева, и, как следствие, к повреждению автомобиля истца и причинению ему ущерба.
В материалы дела ответчиком представлен муниципальный контракт № ЭА-18639, заключенный между Администрацией Индустриального района г. Ижевска и ООО «Ясень Пень» на выполнение работ по валке аварийных деревьев на территории Индустриального района «МО г. Ижевск» в период с 01.02.2023 по 31.10.2023.
Из указанного муниципального контракта следует, что вид и объемы работ по валке аварийных деревьев указаны в Приложении 1 к контракту (п. 1.2 Контракта).
В приложении № 1 к Контракту указано, что работы выполняются на основании заявок заказчика с указанием наименования, объема, места и сроков выполнения работ. Заявка направляется в форме, согласованной сторонами.
Письма-заявки по валке упавшего дерева у МКД № 177 по ул. 9-е Января г.Ижевска ответчиком не предоставлены, доказательств заключения договора на вырубку именно упавшего дерева ответчиком не предоставлено.
Поскольку падение дерева произошло на обслуживаемой Администрацией Индустриального района территории, в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей в части ухода за насаждениями и осуществления ненадлежащего контроля за их содержанием, оснований освобождения ее от ответственности не имеется.
Доказательств отсутствия вины указанного ответчика в падении дерева либо действия обстоятельств непреодолимой силы, не имеется.
Согласно п. 2 ст. 1083 ГК РФ, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
Доказательств того, что ущерб причинен в результате грубой неосторожности истца суду не представлено. Доказательств запрета на осуществление стоянки транспортного средства на земельном участке, на котором произрастало упавшее дерево, материалы дела не содержат. Также не представлено доказательств, что истец должен был и мог определить возможность падения дерева, расположенное в тот момент рядом с его автомобилем, либо определить дерево как аварийное.
На основании положений ст. 98 ГПК РФ в пользу истца с надлежащего ответчика подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 6960 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Токаревой ФИО9 удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации Индустриального района г.Ижевска (ИНН 1833039798) в пользу Токаревой ФИО10 (паспорт №) в счет возмещения ущерба 376 000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 6960 руб.
В удовлетворении исковых требований Токаревой ФИО11 к Администрации муниципального образования «Город Ижевск» о возмещении ущерба, судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Верховный Суд Удмуртской Республики с подачей жалобы через Индустриальный районный суд г.Ижевска.
Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2023 года.
Судья О.Н. Петухова