№ 77-1881/2024
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток 18 декабря 2024 года
Судебная коллегия по уголовным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Горенко В.А.,
судей Балашовой И.В., Малышевой Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Хомяковой А.В.,
с участием
прокурора Кожевникова Р.В.,
адвоката Тарасенко А.А.,
осужденной Пономаревой Е.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденной Пономаревой Е.Б. на приговор Индустриального районного суда г. Хабаровска от 19 марта 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Хабаровского краевого суда от 30 мая 2024 года.
Заслушав доклад судьи Горенко В.А. об обстоятельствах уголовного дела, содержании судебных решений и доводах кассационной жалобы, выступления осужденной и адвоката об изменении приговора и апелляционного определения, прокурора, полагавшего необходимым кассационную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия.
у с т а н о в и л а:
по приговору Индустриального районного суда г. Хабаровска от 19 марта 2024 года
Пономарева Елена Борисовна, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ранее судимая:
6 декабря 2019 года по п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ к 2 годам лишения свободы;
освобождена 8 сентября 2020 года условно-досрочно на 3 месяца, -
осуждена по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ к 7 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима;
взята под стражу в зале суда, произведен зачет в срок лишения свободы времени содержания под стражей в соответствии со ст. 72 УК РФ.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Хабаровского краевого суда от 30 мая 2024 года приговор изменен;
уточнен вид рецидива преступлений, который является опасным,
в остальном приговор оставлен без изменения.
Пономарева Е.Б. осуждена за покушение на убийство ФИО6
Преступление совершено 10 августа 2023 года в г. Хабаровске, при изложенных в приговоре обстоятельствах.
В кассационной жалобе осужденная просит судебные решения изменить, переквалифицировать ее действия на ст. 115 УК РФ.
Ссылаясь на заключение судебно-медицинской экспертизы о причинении здоровью потерпевшего легкого вреда и настаивает на том, что оборонялась от его действий, умысла на убийство не имела, и не высказывала соответствующих угроз.
Обращает внимание на то, что самостоятельно прекратила нанесение ударов потерпевшему, хотя имела возможность лишить его жизни, и кроме того, интересовалась его самочувствием.
Отмечает, что потерпевший находился в стационаре одни сутки и покинул больницу самостоятельно.
Ставит под сомнение заключение дополнительной судебно-медицинской экспертизы относительно количества телесных повреждений, нанесенных потерпевшему.
Ссылается на то, что потерпевший претензий к ней не имел и ходатайствовал перед судом о прекращении уголовного дела в связи с примирением.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор, приводя доводы в подтверждение законности и обоснованности судебных решений, просит их оставить без изменения.
Проверив уголовное дело, заслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40115 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Однако таких нарушений закона не установлено.
Приговор в отношении Пономаревой соответствует ст.ст. 307, 309 УПК РФ, содержит описание места, времени, способа совершения доказанного преступления и обстоятельств, отражающих объективную и субъективную стороны преступления. Обстоятельства, установленные в ходе судебного следствия, указаны в приговоре.
Выводы суда о виновности Пономаревой в покушении на убийство соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства, и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании, содержание которых подробно изложено в приговоре.
Все доказательства судом проверены в соответствии с требованиями ст. 87 УПК РФ, оценены с учетом правил, предусмотренных ст. 88 УПК РФ, с точки зрения их допустимости, достоверности и относимости к рассматриваемому событию, а в совокупности - достаточности для признания Пономаревой виновной в совершенном преступлении.
При этом суд в соответствии со ст.ст. 87 - 88, 307 УПК РФ указал мотивы, по которым в основу его выводов положены одни и отвергнуты другие доказательства, в том числе показания осужденной в части, не соответствующей установленным обстоятельствам.
В судебном заседании были соблюдены права сторон на представление доказательств, судопроизводство по делу велось на основе состязательности сторон.
Ссылки осужденной о неверной квалификации ее действий по существу повторяют ее позицию в судах первой и апелляционной инстанций, где также оспаривались обстоятельства совершенного преступления и представленные доказательства, приводилась их интерпретация с собственной оценкой, оспаривалась достоверность и допустимость, как доказательств, заключений экспертов. Все доводы в полном объеме проверены и отвергнуты как несостоятельные с приведением соответствующих аргументов.
С подробным, содержащимся в приговоре, анализом доказательств, их процессуальной оценкой как допустимых и достоверных, соглашается и судебная коллегия.
Тот факт, что произведенная судом оценка доказательств не совпадает с позицией осужденной, не свидетельствует о нарушении судом требований закона и, в силу ст. 40115 УПК РФ, не является основанием для отмены или изменения судебных решений.
Использование в качестве доказательств по делу заключения дополнительной судебно-медицинской экспертизы № 3623, которое проверено на предмет допустимости, достоверности и относимости, соответствует требованиям закона. При этом суд учитывал полноту проведенного исследования и отсутствие противоречий в выводах эксперта, взаимосвязь с другими доказательствами по делу.
Каких-либо противоречий, повлиявших на выводы суда о квалификации действий Пономаревой, не имеется. Заинтересованности в искусственном создании доказательств обвинения, как и причин для оговора осужденной, не выявлено.
Оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд правильно квалифицировал действия Пономаревой по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ, как покушение на убийство.
Доводы осужденной об отсутствии умысла на причинение потерпевшему смерти, и действиях в пределах необходимой обороны, проверялись судами и обоснованно отвергнуты, с приведением мотивов принятого решения, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Показания потерпевшего и свидетелей, а также характер действий Пономаревой, нанесшей множественные удары ножом, в том числе в область шеи, грудной клетки и живота потерпевшего, смерть которого не наступила лишь в силу стечения обстоятельств, ввиду своевременно оказанной медицинской помощи, указывают на наличие у осужденной умысла на убийство потерпевшего.
То обстоятельство, что потерпевший на следующий день после госпитализации покинул самовольно стационар, не ставит под сомнение выводы суда о наличии у осужденной умысла на убийство.
С учетом изменений, внесенных апелляционным судом, при определении вида и размера наказания приняты во внимание фактические обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности осужденной, наличие смягчающих и отягчающего обстоятельств, влияние назначенного наказания на ее исправление и условия жизни ее семьи.
Все заслуживающие внимания обстоятельства были надлежащим образом учтены при решении вопроса о виде, размере наказания, которое является справедливым, соразмерным содеянному, соответствующим личности осужденной.
Выводы суда о том, что исправление Пономаревой возможно только в условиях изоляции от общества, а также об отсутствии оснований для применения положений ст.ст. 64 и 73 УК РФ, и к изменению категории преступления на менее тяжкую в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ, в приговоре подробно мотивированы.
Каких-либо обстоятельств, которые могли бы повлиять на смягчение назначенного осужденной наказания, но не были учтены судом первой инстанции, не установлено. Позиция потерпевшего относительно наказания не является определяющим фактором при решении и вопроса об уголовной ответственности, тем более, что он об этом не просил.
Учитывая осуждение Пономаревой за особо тяжкое преступление оснований для прекращения уголовного дела у суда не имелось.
Вид исправительного учреждения, в котором осужденному надлежит отбывать наказание, определен верно.
Апелляционное определение соответствует требованиям ст. 38928 УПК РФ. При рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке доводы осужденной и прокурора проверены и в приговор внесены соответствующие уточнения.
Существенных нарушений уголовного и уголовно-процессуального законов, которые бы путем лишения или ограничения прав участников уголовного судопроизводства, или иным путем повлияли или могли повлиять на законность и обоснованность судебных решений, не допущено.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 40114 УПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
кассационную жалобу осужденной Пономаревой Е.Б. на приговор Индустриального районного суда г. Хабаровска от 19 марта 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Хабаровского краевого суда от 30 мая 2024 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Горенко
Судьи И.В. Балашова
Н.В. Малышева