Решение по делу № 2а-305/2017 от 18.10.2017

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело № 2а-305/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 ноября 2017 года             с. Ленинское ЕАО

Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе председательствующего судьи Копыриной В.Г.,

при секретаре Зуфаровой С.К.,

с участием помощника прокурора Ленинского района ЕАО Литовченко А.С.,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Лазаревское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО Былковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Лазаревское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области по организации на территории сельского поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в Ленинский районный суд ЕАО с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Лазаревское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области (далее администрация Лазаревского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО). Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства при организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших, установлено, что на территории Лазаревского сельского поселения размещены кладбища с. Лазарево, с. Унгун. В нарушение положений федерального законодательства, СанПиН, установление границ земельного участка вышеуказанных кладбищ на местности не произведено, постановка земельных участков на государственный кадастровый учет и регистрация права собственности на них не производилась, их межевание не проведено, не организовано содержание кладбищ, отсутствуют общественные туалеты выгребного типа, на территории кладбища отсутствуют урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с ограждением, твердым покрытием с подъездами к ним, стоянки для автотранспорта. В силу Закона ЕАО от 17.11.2014 № 607-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления местного самоуправления в ЕАО» к вопросам местного значения сельского поселения также относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Проверкой установлено, что на существующие кладбища документы, подтверждающие отвод земельных участков для гражданских захоронений, отсутствуют. Земельные участки, используемые для размещения мест погребения, на кадастровый учет не поставлены, регистрация право собственности не производилась, проект кладбищ не разработан и не утвержден, обваловка территорий не осуществлена, территории кладбищ не разделены на функциональные зоны, не оборудованы места стоянки для катафалков и автотранспорта, общественных туалетов, урн для сбора мусора, площадки для мусоросборников с ограждением, твердым покрытием с подъездами к ним. Организация на территории Лазаревского сельского поселения похоронного дела относится к полномочиям администрации Лазаревского сельского поселения. На территории сельского поселения специализированная служба по вопросам похоронного дела не создавалась.

Таким образом, по мнению прокурора, непринятие мер по приведению кладбища в соответствие с требованиями земельного законодательства, неосуществление его кадастрового учета и регистрации прав в установленном законом порядке может привести к обезличиванию территории кладбища, влечет нарушение прав жителей Лазаревского сельского поселения на организацию и благоустройство территории указанных кладбищ, на достойное отношение после погребения, а также санитарных правил и прав граждан на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронений умерших. При захоронении умерших на обезличенной территории - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Отсутствие на территории Лазаревского сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределенного круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг.

Просил признать незаконным бездействие администрации Лазаревского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО по организации на территории Лазаревского сельского поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. Обязать ответчика в срок до 01.06.2019, организовать установление границ земельных участков кладбищ с. Лазарево, с. Унгун, постановку земельных участков, занятых кладбищами на кадастровый учет; разработку и утверждение проектов кладбищ; осуществление обваловки территории; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); оборудование кладбищ местами стоянки для катафалков и автотранспорта; установку на территории кладбищ общественных туалетов, урн для сбора мусора, оборудование площадок для мусоросборников с ограждением, твердым покрытием с подъездами к ним. Обязать административного ответчика в срок до 01.06.2019, организовать на территории Лазаревского сельского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района ЕАО Литовченко А.С., административное исковое требование поддержала согласно доводам, изложенным в нем, просила удовлетворить административное исковое заявление, суду дополнила, что указанная проверка проводилась в октябре 2017 года.

Представитель административного ответчика администрация Лазаревского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО, глава администрации Былкова И.В., действующая на основании полномочий по должности, исковые требования признала в полном объеме, пояснила, что указанные в административном исковом заявлении нарушения по содержанию мест захоронения имеются, нарушения будут устранены администрацией Лазаревского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО в срок до 01.06.2019. Принята муниципальная программа по благоустройству мест захоронений в 2018-2020. Не отрицала, что указанная проверка прокуратурой Ленинского района проводилась в октябре 2017.

Представитель заинтересованного лица муниципальное образование «Ленинский муниципальный район» ЕАО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Правомерность предъявления прокурором Ленинского района ЕАО настоящего административного иска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подтверждается положениями ст. 39КАС РФ, согласно которым прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 2Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьёй 15Конституции Российской Федерации определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 22 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Статья 18 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определяет, что общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8 «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Статьей 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе.

Из положений ст. 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" следует, что специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011г. N84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее СанПиН 2.1.2882-11).

Согласно п. 1.1. СанПиН 2.1.2882-11, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.

Согласно п. 2.1. СанПиН 2.1.2882-11, размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами. Согласно п. 2.7. СанПиН 2.1.2882-11, устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее:

- обваловку территории;

- характер и площадь зеленых насаждений;

- организацию подъездных путей и автостоянок;

- планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища;

- разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища);

Пунктами 6.4, 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 предусмотрено, что на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование), при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

В судебном заседании установлено, что согласно решению Собрания депутатов муниципального образования «Ленинский муниципальный район ЕАО» от 30.06.2006 № 45, акту приема передачи муниципального имущества, перечню муниципального имущества (приложение №5 к решению Собрания депутатов от 30.06.2006 № 45), безвозмездно в собственность Лазаревского сельского поселения передано имущество, муниципального образования «Ленинский муниципальный» район ЕАО, а именно: кладбище с. Лазарево, кладбище с. Унгун.

Из ответа главы администрации Лазаревского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО Былковой И.В. от 10.10.2017 № 744 на запрос заместителя прокурора Ленинского района ЕАО, следует, что земельные участки под кладбищами в с. Лазарево, с. Унгун, не поставлены на кадастровый учет, обваловка территорий кладбищ не осуществлена, территории кладбищ не разделены на функциональные зоны, не оборудованы места стоянок для катафалков и автотранспорта, общественные туалеты, урны для сбора мусора не установлены, площадки для мусоросборников с ограждением и твердым покрытием с подъездами к ним не оборудованы. Согласно постановлению № 58 от 10.08.2017 принята муниципальная программа «Благоустройство мест захоронения и прилегающих территорий кладбищ, проведение инвентаризации кладбищ Лазаревского сельского поселения в 2018-2020».

Таким образом, установлено, что земельные участки, занятые местами погребения (кладбищами), расположенные в с. Унгун Ленинского района ЕАО, с. Лазарево Ленинского района ЕАО, находятся в муниципальной собственности Лазаревского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО.

В соответствии со ст.ст.130, 131 ГК РФ, право собственности на объекты недвижимости подлежит государственной регистрации.

При этом администрацией Лазаревского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО мер к определению границ кладбища не принято, на кадастровый учет земельные участки кладбищ не поставлены. Несоблюдение требований, указанных СанПиН 2.1.2882-11, на кладбищах в с. Унгун и в с. Лазарево, представителем административного ответчика не оспаривалось.

Отсутствие в Лазаревском сельском поселении Ленинского муниципального района ЕАО специализированной службы по вопросам похоронного дела представителем административного ответчика также не оспаривалось.

Срок прокурором на обращение в суд с административным исковым заявлением соблюден.

Таким образом, судом установлено, что на территории Лазаревского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО администрацией поселения в полном объеме не исполняются требования Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 12.01.1996 года № 8 «О погребении и похоронном деле», СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», что нарушает права и охраняемые законом интересы граждан, проживающих постоянно и временно, находящихся на территории Ленинского сельского поселения, как в настоящее время, так и в будущем, то есть неопределенного круга лиц, в связи с чем административный иск прокурора Ленинского района ЕАО подлежит удовлетворению в полном объеме.

Разрешая вопрос об установлении административному ответчику срока, до которого должны быть устранены недостатки, с учетом разумности и достаточности для решения организационных и финансовых вопросов, суд полагает разумным и достаточным срок до 01.06.2019.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст.333.36НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делу, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 227, 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Лазаревское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области по организации на территории сельского поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Лазаревское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области по организации на территории сельского поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

Обязать администрацию в срок до 01.06.2019, организовать следующие мероприятия на территории кладбищ с. Лазарево, с. Унгун:

установить границы земельных участков кладбищ;

поставить земельные участки, занятых кладбищами на кадастровый учет;

разработать и утвердить проекты кладбищ;

осуществить обваловку территории кладбищ;

разделить территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища);

оборудовать кладбища местами стоянки для катафалков и автотранспорта;

установить на территории кладбищ общественные туалеты, урны для сбора мусора с оборудованием площадок для мусоросборников с ограждением, твердым покрытием с подъездами к ним.

Обязать ответчика в срок до 01.06.2019, организовать на территории муниципального образования «Лазаревское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Сообщить об исполнении настоящего решения в Ленинский районный суд ЕАО, прокурору Ленинского района ЕАО до 15.06.2019.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 07.11.2017.

Судья                                          Копырина В.Г.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-305/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ленинского района ЕАО
Ответчики
Администрация Лазаревского сельского поселения
Суд
Ленинский районный суд Еврейской автономной области
Дело на странице суда
leninsky.brb.sudrf.ru
18.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
18.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
19.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
31.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2017[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее