Дело №12-53/2022
РЕШЕНИЕ
6 апреля 2022 года г.Тула
Судья Советского районного суда г.Тулы Баранова Е.Е.,
с участием представителей ООО «Брянская мясная компания» по доверенности Никитина А.Л., Порсик Е.Д.,
представителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности Арсеньевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Брянская мясная компания» по доверенности Валеева М.Р. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора №№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Брянская мясная компания» к административной ответственности по ст.8.2.3 ч.1 КоАП РФ,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора №№ от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Брянская мясная компания» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2.3 ч.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, представитель ООО «Брянская мясная компания» по доверенности Валеев М.Р. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, как незаконное, ссылаясь на положения ст.1 Закона об отходах, ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» указывает, что «навоз крупного рогатого скота» и «навоз конский» не относится ни к отходам производства, ник отходам потребления, он не уничтожается и не подлежит захоронению, а является сырьем для приготовления органического удобрения. В соответствии с требованиями п.269 Санитарных правил СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утв. постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 определено, что на животноводческом или птицеводческом комплексе хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должно осуществляться обеззараживание навоза (помета), обеспечивающее отсутствие в навозе (помете) возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при определении ряда условий вправе использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в результате их хозяйственной деятельности, в том числе навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд в дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства. Указанная позиция сформирована так же Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в ряде писем, в том, числе, в письме от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Согласно п.3 Технологического регламента на переработку навоза конского и крупного рогатого скота (КРС) ООО «Брянская мясная компания» (утв.ДД.ММ.ГГГГ) исходным сырьем для производства органического удобрения является поступающий навоз КРС с ферм объектов ООО «Брянская мясная компания». Основу навоза составляет: навоз конский и крупного рогатого скота вперемешку с древесной щепой или соломой.
Пунктом 11 Регламента установлено, что органическое удобрение по завершению компостирования вносится непосредственно на земельные участки (выращивание сельскохозяйственных культур), подлежащих внесению согласно агрономической карте.
Технологический процесс, указанный в Регламенте, относит образующийся у Общества навоз, который образуется в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и является продуктом жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд.
Соответственно, требования природоохранного законодательства в части учета количества образовавшегося отхода, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, учете и декларации о воздействии на окружающую среду в отношении образующихся в результате производственной деятельности ООО «Брянская мясная компания» «навоза крупного рогатого скота» и «навоза конского» не применимы.
Просил постановление №№ отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представители ООО «Брянская мясная компания» по доверенности Никитин А.Л., Порсик Е.Д. доводы жалобы поддержали, настаивая на ее удовлетворении по изложенным в жалобе доводам, просили постановление отменить, производство по делу прекратить.
Представитель Приокского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности Арсеньева О.В.в судебном заседании пояснила, что ООО «Брянская мясная компания» обосновано привлечено к административной ответственности, поскольку Общество осуществляет деятельность без соблюдения норм законодательства РФ в области охраны окружающей среды, а именно не соблюдались нормы по исполнению обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, что повлекло негативное воздействие на окружающую среду. Доводы ООО «Брянская мясная компания» о том, что конский навоз и навоз крупного рогатого скота не является отходом являются несостоятельными отходы производства и потребления в виде навоза крупного рогатого скота свежего, код ФККО 11211001234, и навоз конский свежий, код ФККО 11221001334, данные виды отходов относятся к отходам IV класса опасности. Навоз крупного рогатого скота свежий и конский навоз свежий включены в Федеральный классификационный каталог отходов (утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»). Для того, чтобы навоз – отход стал навозом - продукцией или сырьем, его необходимо подвергнуть процессу обеззараживания (обезвреживания) путем его длительного выдерживания, в результате которого навоз-отход должен потерять свои токсичные свойства.
Следовательно, навоз крупного рогатого скота и конский навоз свежий IV класса опасности являются отходами.
Суд, изучив доводы жалобы, выслушав представителя заявителя, представителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч.ч.1, 3 ст.30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично, при этом судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 1 ст.19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В целях реализации п.1 ст.19 Закона №89-ФЗ приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 №721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок).
Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
Согласно пунктам 3,4, 5, 10, 11, 12, 13, действовавшего до 01.01.2021 Порядка учета в области обращения с отходами, учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом. Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов учет ведется на основании бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров. Учету подлежит все виды отходов I-V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов. Таблицы данных учета заполняются по юридическому лицу в целом, по его каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии), индивидуальному предпринимателю. Все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах и округляются: с точностью до трех знаков после запятой (с точностью до килограмма) – для отходов I, II III классов; с точностью до одного знака после запятой – для отходов IV и V классов опасности. В каждой заполняемой строке таблиц данных учета в столбцах указываются значения количества отходов или, при их отсутствии, - ноль. Для каждого вида отходов выделяется отдельная строка.
Как следует из положений пунктов 4, 7, 10, 13, 15 Правил учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 №1028, учету в области обращения с отходами подлежат все виды отходов I-V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели. При организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами : выявляются вещества, материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений. Все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах и округляются: с точностью до одного знака после запятой – для отходов IV и V классов опасности; с точностью до трех знаков после запятой – для отходов I, II и III классов опасности. При оформлении обобщенных данных учета в области обращения с отходами и данных учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов: в каждой заполняемой строке таблиц данных учета в столбцах указываются значения количества отходов или, при их отсутствии, - ноль; для каждого вида отходов выделяется отдельная строка. Строки нумеруются сквозной нумерацией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании распоряжений руководителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № проведена плановая выездная проверка деятельности ООО «Брянская мясная компания», в хоте которой установлено, что Общество эксплуатирует объект, включенный в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду за №№ «Ферма с пастбищным содержанием КРС вблизи <адрес>, отнесенный к объектам II категории.
Юридическим лицом ООО «Брянская мясная компания» не исполняется обязанность по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, а именно в процессе деятельности у Общества образуются отходы IV класса опасности (навоз крупного рогатого скота свежего код ФККО 11211001234 и навоз конский свежий код ФККО 11221001334), однако Общество не ведет учет данных отходов.
Представители юридического лица в обоснование доводов о незаконности вынесенного в отношении ООО «Брянская мясная компания» постановления указал, что в результате производственной деятельности ООО «Брянская мясная компания» образуется навоз крупного рогатого скота и конский навоз, которые, исходя из определения законодательства, не являются отходом, поскольку он не удаляется (не уничтожается), а является побочным продуктом, из которого Обществом производятся органические удобрения для собственных нужд.
Вместе с тем, суд не согласен с данными доводами, поскольку согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в результате содержания сельскохозяйственных животных образуются отходы: навоз крупного рогатого скота свежего (код ФККО 11211001234) и навоз конский свежий (код ФККО 11221001334), который относится к отходам IV класса опасности.
Признание помета и навоза сырьем для удобрения или самим удобрением не исключают их из списка отходов. Помет и навоз одновременно считаются и отходом, и сырьем для продукта (удобрения), и самим продуктом, и агрохимикатом. Вносить свежие помет и навоз в почву нельзя. Согласно санитарным правилам, они должны пройти процедуру обезвреживания.
Так, при осуществлении ООО «Брянская мясная компания» хозяйственной деятельности образовались отходы - навоз крупного рогатого скота свежий, конский навоз свежий, образующийся в процессе жизнедеятельности животных, который изначально относится к категории отходов производства IV класса опасности, и до переработки его в сырье для органических удобрений и оформления в продукцию является отходом производства.
Таким образом, доводы заявителя о том, что навоз является не отходом производства, а продукцией ООО «Брянская мясная компания» и сырьем для органических удобрений основаны на неверном толковании норм материального права приведенных выше, кроме того в соответствии с положениями ГОСТ Р 531117-2008 Национальный стандарт Российской Федерации. «Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия» (утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 №537-ст) основой производства органических удобрений являются отходы животного происхождения (навоз).
Вышеизложенное свидетельствует о том, что навоз крупного рогатого скота свежий и конский навоз свежий до переработки (обезвреживания) его в сырье для органических удобрений и оформления в продукцию, однозначно является отходом производства.
Согласно п.3.11 ГОСТа 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение Обращение с отходами. Термины и определения» на который ссылается в своей жалобе заявитель, отходы производства – это остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Примечание - к отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.
Вышеуказанные обстоятельства опровергают доводы представителя заявителя о том, что навоз является побочным продуктом, а не отходом животноводства, подлежащим только удалению.
Как следует из Письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и (или) иной деятельности, в том числе навоз, для собственных нужд в дальнейшем осуществления хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство), в соответствии с уставной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований.
Вместе с тем, использование навоза в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд в качестве удобрения не освобождает юридическое лицо от обязанности соблюдать санитарные правила и гигиенические нормы.
Следовательно, доводы представителей юридического лица о том, что навоз крупного рогатого скота свежий и конский навоз свежий отходом производства не является, а используется Обществом в качестве промежуточного (побочного) продукта для собственных нужд, как удобрение органическое, не основан на требованиях действующего законодательства, поскольку навоз свиней отвечает понятию отхода, данному в ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», включен в Федеральный классификационный каталог отходов и является отходом, а его вовлечение в хозяйственный оборот не освобождает Общество от обязанности соблюдать санитарные правила и гигиенические нормы, что не противоречит Разъяснениям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, на которые Общество ссылается в обоснование доводов жалобы.
Изменение состава, физических и химических свойств навоза, образующегося в результате хозяйственной деятельности, является обезвреживанием отходов, следовательно, ООО «Брянская мясная компания» в результате хозяйственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Федерального закона №89-ФЗ, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Указанные обстоятельства делают обоснованным и законным распространение на ООО «Брянская мясная компания» требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами, и соответственно привлечение ООО «Брянская мясная компания» к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2.3 ч.1 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Действия ООО «Брянская мясная компания» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства об охране окружающей среды.
Порядок и срок давности привлечения ООО «Брянская мясная компания» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции ст.8.2.3 ч.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ №№ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.8.2.3 ░.1 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░