Решение от 06.04.2022 по делу № 12-53/2022 от 09.02.2022

Дело №12-53/2022

РЕШЕНИЕ

6 апреля 2022 года г.Тула

Судья Советского районного суда г.Тулы Баранова Е.Е.,

с участием представителей ООО «Брянская мясная компания» по доверенности Никитина А.Л., Порсик Е.Д.,

представителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности Арсеньевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Брянская мясная компания» по доверенности Валеева М.Р. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Брянская мясная компания» к административной ответственности по ст.8.2.3 ч.1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Брянская мясная компания» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2.3 ч.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 руб.

Не согласившись с принятым постановлением, представитель ООО «Брянская мясная компания» по доверенности Валеев М.Р. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, как незаконное, ссылаясь на положения ст.1 Закона об отходах, ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» указывает, что «навоз крупного рогатого скота» и «навоз конский» не относится ни к отходам производства, ник отходам потребления, он не уничтожается и не подлежит захоронению, а является сырьем для приготовления органического удобрения. В соответствии с требованиями п.269 Санитарных правил СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утв. постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 определено, что на животноводческом или птицеводческом комплексе хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должно осуществляться обеззараживание навоза (помета), обеспечивающее отсутствие в навозе (помете) возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при определении ряда условий вправе использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в результате их хозяйственной деятельности, в том числе навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд в дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства. Указанная позиция сформирована так же Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в ряде писем, в том, числе, в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.3 Технологического регламента на переработку навоза конского и крупного рогатого скота (КРС) ООО «Брянская мясная компания» (утв.ДД.ММ.ГГГГ) исходным сырьем для производства органического удобрения является поступающий навоз КРС с ферм объектов ООО «Брянская мясная компания». Основу навоза составляет: навоз конский и крупного рогатого скота вперемешку с древесной щепой или соломой.

Пунктом 11 Регламента установлено, что органическое удобрение по завершению компостирования вносится непосредственно на земельные участки (выращивание сельскохозяйственных культур), подлежащих внесению согласно агрономической карте.

Технологический процесс, указанный в Регламенте, относит образующийся у Общества навоз, который образуется в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и является продуктом жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд.

Соответственно, требования природоохранного законодательства в части учета количества образовавшегося отхода, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, учете и декларации о воздействии на окружающую среду в отношении образующихся в результате производственной деятельности ООО «Брянская мясная компания» «навоза крупного рогатого скота» и «навоза конского» не применимы.

Просил постановление № отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представители ООО «Брянская мясная компания» по доверенности Никитин А.Л., Порсик Е.Д. доводы жалобы поддержали, настаивая на ее удовлетворении по изложенным в жалобе доводам, просили постановление отменить, производство по делу прекратить.

Представитель Приокского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности Арсеньева О.В.в судебном заседании пояснила, что ООО «Брянская мясная компания» обосновано привлечено к административной ответственности, поскольку Общество осуществляет деятельность без соблюдения норм законодательства РФ в области охраны окружающей среды, а именно не соблюдались нормы по исполнению обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, что повлекло негативное воздействие на окружающую среду. Доводы ООО «Брянская мясная компания» о том, что конский навоз и навоз крупного рогатого скота не является отходом являются несостоятельными отходы производства и потребления в виде навоза крупного рогатого скота свежего, код ФККО 11211001234, и навоз конский свежий, код ФККО 11221001334, данные виды отходов относятся к отходам IV класса опасности. Навоз крупного рогатого скота свежий и конский навоз свежий включены в Федеральный классификационный каталог отходов (утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»). Для того, чтобы навоз – отход стал навозом - продукцией или сырьем, его необходимо подвергнуть процессу обеззараживания (обезвреживания) путем его длительного выдерживания, в результате которого навоз-отход должен потерять свои токсичные свойства.

Следовательно, навоз крупного рогатого скота и конский навоз свежий IV класса опасности являются отходами.

Суд, изучив доводы жалобы, выслушав представителя заявителя, представителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч.ч.1, 3 ст.30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично, при этом судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Пунктом 1 ст.19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В целях реализации п.1 ст.19 Закона №89-ФЗ приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 №721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок).

Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Согласно пунктам 3,4, 5, 10, 11, 12, 13, действовавшего до 01.01.2021 Порядка учета в области обращения с отходами, учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом. Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов учет ведется на основании бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров. Учету подлежит все виды отходов I-V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов. Таблицы данных учета заполняются по юридическому лицу в целом, по его каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии), индивидуальному предпринимателю. Все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах и округляются: с точностью до трех знаков после запятой (с точностью до килограмма) – для отходов I, II III классов; с точностью до одного знака после запятой – для отходов IV и V классов опасности. В каждой заполняемой строке таблиц данных учета в столбцах указываются значения количества отходов или, при их отсутствии, - ноль. Для каждого вида отходов выделяется отдельная строка.

Как следует из положений пунктов 4, 7, 10, 13, 15 Правил учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 №1028, учету в области обращения с отходами подлежат все виды отходов I-V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели. При организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами : выявляются вещества, материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений. Все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах и округляются: с точностью до одного знака после запятой – для отходов IV и V классов опасности; с точностью до трех знаков после запятой – для отходов I, II и III классов опасности. При оформлении обобщенных данных учета в области обращения с отходами и данных учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов: в каждой заполняемой строке таблиц данных учета в столбцах указываются значения количества отходов или, при их отсутствии, - ноль; для каждого вида отходов выделяется отдельная строка. Строки нумеруются сквозной нумерацией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании распоряжений руководителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка деятельности ООО «Брянская мясная компания», в хоте которой установлено, что Общество эксплуатирует объект, включенный в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду за № «Ферма с пастбищным содержанием КРС вблизи <адрес>, отнесенный к объектам II категории.

Юридическим лицом ООО «Брянская мясная компания» не исполняется обязанность по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, а именно в процессе деятельности у Общества образуются отходы IV класса опасности (навоз крупного рогатого скота свежего код ФККО 11211001234 и навоз конский свежий код ФККО 11221001334), однако Общество не ведет учет данных отходов.

Представители юридического лица в обоснование доводов о незаконности вынесенного в отношении ООО «Брянская мясная компания» постановления указал, что в результате производственной деятельности ООО «Брянская мясная компания» образуется навоз крупного рогатого скота и конский навоз, которые, исходя из определения законодательства, не являются отходом, поскольку он не удаляется (не уничтожается), а является побочным продуктом, из которого Обществом производятся органические удобрения для собственных нужд.

Вместе с тем, суд не согласен с данными доводами, поскольку согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в результате содержания сельскохозяйственных животных образуются отходы: навоз крупного рогатого скота свежего (код ФККО 11211001234) и навоз конский свежий (код ФККО 11221001334), который относится к отходам IV класса опасности.

Признание помета и навоза сырьем для удобрения или самим удобрением не исключают их из списка отходов. Помет и навоз одновременно считаются и отходом, и сырьем для продукта (удобрения), и самим продуктом, и агрохимикатом. Вносить свежие помет и навоз в почву нельзя. Согласно санитарным правилам, они должны пройти процедуру обезвреживания.

Так, при осуществлении ООО «Брянская мясная компания» хозяйственной деятельности образовались отходы - навоз крупного рогатого скота свежий, конский навоз свежий, образующийся в процессе жизнедеятельности животных, который изначально относится к категории отходов производства IV класса опасности, и до переработки его в сырье для органических удобрений и оформления в продукцию является отходом производства.

Таким образом, доводы заявителя о том, что навоз является не отходом производства, а продукцией ООО «Брянская мясная компания» и сырьем для органических удобрений основаны на неверном толковании норм материального права приведенных выше, кроме того в соответствии с положениями ГОСТ Р 531117-2008 Национальный стандарт Российской Федерации. «Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия» (утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 №537-ст) основой производства органических удобрений являются отходы животного происхождения (навоз).

Вышеизложенное свидетельствует о том, что навоз крупного рогатого скота свежий и конский навоз свежий до переработки (обезвреживания) его в сырье для органических удобрений и оформления в продукцию, однозначно является отходом производства.

Согласно п.3.11 ГОСТа 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение Обращение с отходами. Термины и определения» на который ссылается в своей жалобе заявитель, отходы производства – это остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Примечание - к отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.

Вышеуказанные обстоятельства опровергают доводы представителя заявителя о том, что навоз является побочным продуктом, а не отходом животноводства, подлежащим только удалению.

Как следует из Письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и (или) иной деятельности, в том числе навоз, для собственных нужд в дальнейшем осуществления хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство), в соответствии с уставной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований.

Вместе с тем, использование навоза в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд в качестве удобрения не освобождает юридическое лицо от обязанности соблюдать санитарные правила и гигиенические нормы.

Следовательно, доводы представителей юридического лица о том, что навоз крупного рогатого скота свежий и конский навоз свежий отходом производства не является, а используется Обществом в качестве промежуточного (побочного) продукта для собственных нужд, как удобрение органическое, не основан на требованиях действующего законодательства, поскольку навоз свиней отвечает понятию отхода, данному в ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», включен в Федеральный классификационный каталог отходов и является отходом, а его вовлечение в хозяйственный оборот не освобождает Общество от обязанности соблюдать санитарные правила и гигиенические нормы, что не противоречит Разъяснениям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, на которые Общество ссылается в обоснование доводов жалобы.

Изменение состава, физических и химических свойств навоза, образующегося в результате хозяйственной деятельности, является обезвреживанием отходов, следовательно, ООО «Брянская мясная компания» в результате хозяйственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Федерального закона №89-ФЗ, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.

Указанные обстоятельства делают обоснованным и законным распространение на ООО «Брянская мясная компания» требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами, и соответственно привлечение ООО «Брянская мясная компания» к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2.3 ч.1 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

Действия ООО «Брянская мясная компания» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства об охране окружающей среды.

Порядок и срок давности привлечения ООО «Брянская мясная компания» к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции ст.8.2.3 ч.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 КоАП РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.8.2.3 ░.1 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░

12-53/2022

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Брянская мясная компания"
Суд
Советский районный суд г. Тулы Тульской области
Судья
Баранова Елена Евгеньевна
Дело на сайте суда
sovetsky.tula.sudrf.ru
09.02.2022Материалы переданы в производство судье
04.03.2022Судебное заседание
31.03.2022Судебное заседание
06.04.2022Судебное заседание
08.04.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
11.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее