Дело № 2-7584/2022
УИД 03RS0003-01-2022-007587-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2022 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Мухиной Т.А., при секретаре Акбашевой И.А.
с участием представителя истцов Дусалиева Р.С., представителя ответчика Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан Яфаевой А.З., представителя третьего лица Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан Рамазановой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якуповой Альфиды Ахсановны, Якуповой Ригины Рамилевны, Якупова Айдара Рамилевича, Серовой Алины Рамилевны к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (ОГРН 1100280001260, ИНН 0275069800) о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, заключении договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Якупова А.А., Якупова Р.Р., Якупов А.Р., Серова А.Р. обратились с иском в суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее – Управление Росимущества в Республике Башкортостан), в котором просили признать незаконным отказ предварительно согласовать предоставление земельного участка, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) и заключить с ними долгосрочный договор аренды земельного участка.
В обоснование исковых требований истцы указали, что в их общей долевой собственности находится жилой дом, площадью 47,2 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности на указанный жилой дом было зарегистрировано на основании решения Кировского районного суда г.Уфы от 28 апреля 2009 года.
В настоящее время какой-либо вид права на земельный участок не оформлен, хотя фактически истцы пользуются земельным участком с момента приобретения жилого дома.
11 мая 2022 года Якупова А.А., Якупова Р.Р., Якупов А.Р., Серова А.Р. обратились в Управление Росимущества в Республике Башкортостан c заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка и заключении с ними долгосрочного договора аренды земельного участка. К указанному заявлению были приложены все предусмотренные законом документы, в т.ч. схема расположения земельного участка.
Управление Росимущества в Республике Башкортостан письмом № от 24 мая 2022 года отказало истцам предварительно согласовать предоставление земельного участка, утвердить схему расположения земельного участка и заключить с ними договор аренды.
Представитель истцов адвокат Дусалиев Р.С полностью поддержал требования, изложенные в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Представитель Управления Росимущества в Республике Башкортостан Яфаева А.З. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Представитель Администрации городского округа город Уфа Рамазанова Р.Р. возражала против удовлетворения иска, представила суду письменное возражение.
Выслушав стороны, оценив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 196 ГПК суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Судом установлено, что в общей долевой собственности Якуповой А.А., Якуповой Р.Р., Якупова А.Р., Серовой А.Р. находится жилой дом, площадью 47,2 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности на указанный жилой дом было зарегистрировано на основании решения Кировского районного суда г.Уфы от 28 апреля 2009 года.
Испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 157 964,00 кв.м., с видом разрешенного использования: «Земли общего пользования», на который оформлено право собственности Российской Федерации.
Ранее спорный земельный участок состоял на кадастровом учете, ему был присвоен кадастровый №, имел площадь 4653 кв.м., разрешенный вид использования: «Для ведения личного подсобного хозяйства». Данный земельный участок имел статус «временный», в настоящее время снят с государственного кадастрового учета.
11 мая 2022 года Якупова А.А., Якупова Р.Р., Якупов А.Р., Серова А.Р. совместно обратились в Управление Росимущества в Республике Башкортостан c заявлением (вх.№ 11.05.2022 № 02-8431) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка и заключении с ними долгосрочного договора аренды земельного участка.
Управление Росимущества в Республике Башкортостан письмом № от 24 мая 2022 года отказало истцам в удовлетворении их обращения на том основании, что в представленных материалах отсутствует информация об утвержденном проекте межевания территории, сведения о красных линиях, о зданиях, строениях, сооружениях, расположенных на данном земельном участке, о зонах с особыми условиями использования территории.
Кроме того, по мнению ответчика, площадь испрашиваемого земельного участка не обоснован с учетом установленных предельных размеров земельных участков и иных технических регламентов, предусмотренных для выбранной истцами цели использования земельного участка.
Суд считает, что заявленный истцами иск о признании незаконным отказа ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка является обоснованным и законным на основании следующего.
Пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Согласно пункту 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства).
В силу пункта 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории перечислены в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, среди которых несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (ч.1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ); полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (ч.2 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ); 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (ч.3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ); несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (ч.4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ); расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (ч.5 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).
По мнению суда, в спорном случае нет ни одного основания, предусмотренного законом, для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Кроме того, решением Совета городского округа город Уфа от 22 августа 2008 года № 7/4 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (с изменениями на 25 марта 2020 года, т.е. действующими на момент обращения истцов) разработаны Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Правила).
Согласно пункту 8 статьи 43 Правил к территориальным зонам относятся рекреационные зоны:
1) зона Р-1 – для зелёных насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, организации городских парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения;
2) зона Р-2 – для пассивного отдыха, объектов здравоохранения, размещения учреждений рекреационно-оздоровительного назначения, объектов санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма, а также обслуживающих объектов, вспомогательных по отношению к основному назначению зоны. Допускается строительство обслуживающих культурно-развлекательных объектов, спортивных сооружений и комплексов, связанных с выполнением рекреационных функций территории. Зона предназначена для сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды, а также для организации отдыха и досуга населения. Хозяйственная деятельность на территории городских лесов осуществляется в соответствии с режимом, установленным для городских лесов, на основе лесного законодательства.
В таблице № 1 статьи 44 Правил приведены виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам городского округа, в соответствии с которыми, в зоне Р-2 разрешается следующий вид разрешенного использования: «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)», т.е. размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешённого использования с кодом 2.1 (размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.
Как установлено судом, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования: «Земли общего пользования», площадью 157 964,00 кв.м., входит в территориальную зону: «РБ, г.Уфа, Зона рекреационного назначения, реестровый №, индекс Р-2».
Истцы обратились с заявлением к ответчику из исходного земельного участка с кадастровым номером 02:55:040174:3 образовать путем выдела нового земельного участка с кадастровым номером 02:55:040174:3У1, с видом разрешенного использования: «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)».
При указанных обстоятельствах, требования истцов о постановке на кадастровый учет земельного участка, который фактически сформирован и используется еще с 1990 г., не противоречит действующему законодательству, градостроительным нормам.
Вместе с тем, доводы представителей ответчика и третьего лица о том, что площадь испрашиваемого земельного участка не обоснована с учетом установленных предельных размеров земельных участков и иных технических регламентов, судом не принимаются на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В силу пункту 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков устанавливаются в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне.
Документом градостроительного зонирования, который включает в себя градостроительные регламенты, являются правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В статье 45 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа установлены предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно Таблице № 2 к статье 45 Правил предельный минимальный размер земельного участка в Р-2 установлен в размере 1000 кв.м., предельный максимальный размер не регламентирован.
Кроме того, определение градостроительными регламентами предельных (максимальных и минимальных) размеры земельных участков (в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются данные градостроительные регламенты) в соответствии с пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации является одним из общих требований к образуемым земельным участкам.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами земельного законодательства и градостроительными правилами городского округа город Уфа в рекреационной зоне Р-2 разрешается размещение земельного участка с видом разрешенного использования: «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)».
При указанных обстоятельствах, отказ ответчика предварительно согласовать и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории нельзя признать законным.
Разрешая спор в части возложения на ответчика обязанности заключить с истцами долгосрочный договор аренды земельного участка, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.
В силу части 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);
3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10)инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Между тем, спорный земельный участок не изъят из гражданского оборота, судом не установлены какие-либо иные ограничения, препятствующие передаче земельного участка в аренду, на испрашиваемом земельном участке расположен принадлежащий истцам на праве собственности жилой дом.
Судом установлено, что право общей долевой собственности истцов на жилой дом был зарегистрировано на основании решения Кировского районного суда г.Уфы от 28 апреля 2009 года. Данным судебным актом установлено, что 22 января 1996 года с истцами был заключен договор о передаче в совместную собственность жилого дома.
В соответствии с техническим паспортом домовладения фактическая площадь земельного участка под домовладением составляет 4653 кв.м. Из кадастровой выписки о земельном участке от 05.06.2012 № следует, что земельному участку ранее был присвоен кадастровый №, площадь земельного участка составляла 4653 кв.м., разрешенный вид использования: Для ведения личного подсобного хозяйства, адрес объекта: <адрес>
Как пояснил в судебном заседании представитель истцов Дусалиев Р.С., земельный участок был отведен еще вначале 1990 г. под домовладение по адресу: <адрес>. Истцы фактически пользуются земельным участком свыше 25 лет. На участке расположены дом, гараж, баня, другие хозяйственные постройки, имеются сад и огород.
При указанных обстоятельствах, Якупова А.А., Якупова Р.Р., Якупов А.Р., Серова А.Р. обладают исключительным правом на приобретение в долгосрочную аренду спорного земельного участка без проведения торгов. Иное толкование закона было бы ограничением конституционных прав истцов на приобретение в собственность или аренду земельного участка.
Таким образом, оспариваемое решение Управления Росимущества в Республике Башкортостан не соответствует требованиям действующего законодательства, иск Якуповой А.А., Якуповой Р.Р., Якупова А.Р., Серовой А.Р. подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 197-199, 223 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Якуповой Альфиды Ахсановны,, Якуповой Ригины Рамилевны, Якупова Айдара Рамилевича, Серовой Алины Рамилевны к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (ОГРН 1100280001260, ИНН 0275069800) о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, заключении договора аренды земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан предварительно согласовать предоставление земельного участка, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, заключить договор аренды, выраженный в письме № от 24 мая 2022 года.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан предварительно согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории со следующими координатами характерных точек границ:
Условный номер земельного участка 02:55:010474:ЗУ1 |
||
Площадь земельного участка 2500 |
м 2 |
|
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
Х |
Y |
|
1 |
2 |
3 |
1 |
652865,36 |
1363312,04 |
2 |
652841,88 |
1363343,27 |
3 |
652813,85 |
1363320,46 |
4 |
652809,54 |
1363316,65 |
5 |
652796,70 |
1363307,10 |
6 |
652781,44 |
1363296,44 |
7 |
652795,61 |
1363276,99 |
8 |
652810,34 |
1363288,69 |
9 |
652819,65 |
1363296,29 |
10 |
652829,50 |
1363283,15 |
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан в срок, не более чем тридцать дней, со дня предоставления истцами выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, заключить с Якуповой Альфидой Ахсановной, Якуповой Ригиной Рамилевной, Якуповым Айдаром Рамилевичем, Серовой Алиной Рамилевной долгосрочный договор аренды земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ (ред. от 28.06.2010 г.) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.
Судья Т.А.Мухина