Дело № 2 - 61/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2017 г. п. Терней Приморского края
Тернейский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи – Скачковой Л.В., при секретаре Рысай А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приморского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Пластунского городского поселения Тернейского муниципального района, Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальный комплекс п. Пластун» о возложении обязанности проведения реконструкции очистных сооружений биологической очистки сточных вод в п. Пластун Тернейского района,
у с т а н о в и л :
Приморский межрайонный природоохранный прокурор, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Пластунского городского поселения Тернейского муниципального района и Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальный комплекс п. Пластун», в котором просил обязать ответчиков произвести реконструкцию очистных сооружений биологической очистки (инв. №, лит. I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX), расположенных по адресу: Приморский край, Тернейский район, пгт. Пластун, <адрес>, в соответствии с техническими нормами до состояния, обеспечивающего очистку сбрасываемых после очистных сооружений сточных вод в водный объект – Японское море, - без превышения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Росрыболовства от 18.01.2010 №, в срок не позднее 24 месяцев со дня вступления решения суда в
законную силу.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка по факту бездействия администрации Пластунского городского поселения Тернейского муниципального района и Муниципального унитарного предприятия «Коммунальный комплекс п. Пластун» (далее МУП «Коммунальный комплекс п. Пластун»), по реконструкции очистных сооружений биологической очистки сточных вод в п. Пластун Тернейского района, в ходе которой установлено следующее. Очистные сооружения биологической очистки, переданы в собственность Пластунского городского поселения в составе имущественного комплекса МУП «Коммунальный комплекс п. Пластун», согласно Закона Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Тернейским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Тернейского муниципального района" на основании акта приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ Право собственности Пластунского городского поселения на очистные сооружения, зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное имущество, предназначенное для отведения сточных вод, в т.ч. очистные сооружения, закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Коммунальный комплекс п. Пластун», которому постановлением администрации Пластунского городского поселения от 30.04.2014 г. № 58 присвоен статус гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Пластунского городского поселения Тернейского района. В результате деятельности МУП «Коммунальный комплекс п. Пластун» по водоотведению, в бухту Пластун Японского моря, являющуюся водным объектом рыбохозяйственного значения высшей категории, осуществляется сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод ежегодно в объеме 196,32 тыс. куб. м., с превышением нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Данный факт подтверждается заключениями на основании протоколов результатов анализа сточных вод, выполненных ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу» - ЦЛАТИ по Приморскому краю. Причиной загрязнения водного объекта является непринятие ответчиками мер по капитальному ремонту и реконструкции сооружений биологической очистки сточных вод. С учетом действующего законодательства ответственность за содержание в исправном состоянии своего имущества, должна нести администрация Пластунского городского поселения, которая с 2007 г. не принимает действенных мер к проведению реконструкции очистных сооружений. Не осуществляются мероприятия по внесению изменений в проектную документацию «Реконструкция сооружений для биологической очистки сточных вод в п. Пластун Тернейского района», предусмотренные на 2016 г. Муниципальной целевой программой «Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Пластунского городского поселения на 2013 – 2016 годы», утвержденной решением муниципального комитета Пластунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №. Аварийное состояние очистных сооружений также вызвано непроведением МУП «Коммунальный комплекс п. Пластун» капитального ремонта эксплуатируемого имущества. На протяжении длительного времени ответчиками не соблюдаются требования природоохранного законодательства, что нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральным законами.
Прокурор просит суд обязать администрацию Пластунского городского поселения и МУП «Коммунальный комплекс п. Пластун» произвести реконструкцию очистных сооружений биологической очистки, в срок не позднее 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель Приморского межрайонного природоохранного прокурора - помощник прокурора Тернейского района Червонопрапорный Р.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации Пластунского городского поселения в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 199).
Представитель ответчика МУП «Коммунальный комплекс п. Пластун», по доверенности ФИО4, в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что согласно дополнительному соглашению к договору № от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения МУП «Коммунальный комплекс п. Пластун» были переданы сети канализации, насосная станция очистных стоков, насосная станция подачи сточных вод, канализационные сооружения. Согласно техническому паспорту в комплексе «Очистные сооружения биологической очистки», должны быть в следующем составе: приемная камера, горизонтальная песколовка, двухярусные отстойники, аэрофильтры, вторичные отстойники, хлораторная, насосная станция подачи сточных вод, иловые поля, но они им не передавались. Очистные сооружения эксплуатируются в отсутствие горизонтальной песколовки, трех двухярусных отстойников, трех аэрофильтров, двух вторичных отстойников, хлораторной, что ведет к сбросу неочищенных сточных вод с превышением нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ. В соответствии с п. 3.2.5 договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, МУП «КК п. Пластун» обязано осуществлять только капитальный и полный текущий ремонт имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, но не производить его реконструкцию. Единственным источником финансирования расходов по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту является тариф, утверждаемый Департаментом по тарифам Приморского края. МУП «КК п. Пластун» ежегодно предоставляет в орган по регулированию тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предложение об установлении тарифов с включением затрат на текущий и капитальный ремонт очистных сооружений. Данные предложения не подлежат удовлетворению в связи с превышением установленных предельных индексов роста тарифов на коммунальные услуги. Так, за 2015 г. МУП КК п. Пластун произвело затраты на капитальный и текущий ремонт очистных сооружений на сумму 365,55 тыс. рублей, департаментом по тарифам утвержден объем финансирования в сумме 150,25 тыс. рублей. На 2016 – 2018 годы на капитальный ремонт систем водоотведения утверждена сумма 189,83 тыс. рублей, вместо предложенной предприятием суммы 233,23 тыс. рублей. Предприятие несет ежегодные убытки, связанные с текущим и капитальным ремонтом очистных сооружений биологической очистки, сетей водоотведения. Следовательно, вывод прокурора о том, что предприятие не проводит капитальный и текущий ремонта очистных сооружений, не обоснован. В настоящее время для надлежащей эксплуатации очистных сооружений требуется восстановление объектов, входящих в состав очистных сооружений (горизонтальной песколовки, трех двухярусных отстойников, трех аэрофильтров, двух вторичных отстойников, хлораторной). Такие работы являются реконструкцией объектов капитального строительства, что не является компетенцией МУП «Коммунальный комплекс п. Пластун». Считает, что требование истца о возложении на МУП КК п. Пластун обязанности провести реконструкцию очистных сооружений, выходит за пределы предоставленных предприятию полномочий. Просит в иске отказать.
Выслушав представителя истца ФИО3, представителя ответчика - МУП «Коммунальный комплекс п. Пластун» ФИО4, допросив свидетеля ФИО5, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002года№-ФЗ). Из положений ст. 8, п.1 ст.18 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ следует, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, ст. 3 Водного кодекса РФ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Пунктом 1 части 6 статьи 60, пункта 6 статьи 56 Водного кодекса РФ, ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения: своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, охране водных объектов.В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади относятся к негативным воздействиям на окружающую среду. Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоотведения. Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения отнесена организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнении организациями, осуществляющими горячее водоснабжения, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. В силу ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других, опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается, и статьей 60 Водного кодекса РФ установлено, что при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Установленные требования к водному режиму водных объектов рыбохозяйственного значения должно обеспечивать сохранение водных биоресурсов.
Так, в соответствии со ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Приказом Госстроя РФ № утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, целями которых является предотвращение поступления во внешнюю среду недостаточно очищенных сточных вод, обеспечение охраны окружающей среды от загрязнения, повышение эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, улучшение организации управления и эксплуатации этих систем, обеспечение энергоресурсосбережения.
В соответствии с п.3.5.1, ДД.ММ.ГГГГ Правил сооружения для биологической очистки должны обеспечивать требуемый эффект окисления и минерализации органических веществ, содержащихся в сточных водах.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО5 показала, что МУП «Коммунальный комплекс» передано в хозяйственное ведение от администрации Пластунского городского поселения только насосная станция подачи сточных вод, насосная станция откачки сточных вод, напорный коллектор и сети канализации. Отстойники, хлораторная, иловые площадки, аэрофильтры, вторичные отстойники, горизонтальная песколовка и приемная камера фактически не передавались. На насосных станциях и напорном коллекторе капитальный ремонт был осуществлен МУП «КК п. Пластун» в 2015году. Капитальный ремонт сетей канализации делается ежегодно. Капитальный ремонт переданного имущества по очистным сооружениям выполняется в том объеме средств, которые утверждает Департамент по тарифам Приморского края. МУП «КК п. Пластун» не имеет права заниматься реконструкцией очистных сооружений, поскольку это модернизация старого объекта или установка нового дополнительного оборудования. Это более затратный вид ремонта, в отличии от капитального ремонта. Реконструкцию очистных сооружений может производить только собственник объекта, поскольку финансирование будет идти только на администрацию. По договору хозяйственного ведения от 03. 11. 2007г. с дополнениями от 15. 01. 2016г., МУП «КК п. Пластун» вменено только осуществление текущего и капитального ремонта. Проведением капитального ремонта очистные сооружения не восстановить, там необходима реконструкция.
Согласно ст. 14, 15, 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения.
Согласно протоколам лабораторных исследований N 78д от ДД.ММ.ГГГГ и №д от 06.04. 2016г., неочищенные сточные воды, сбрасываемые в бухту Пластун превышают нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ №, по аммонию, нитритам, легко окисляемым органическим веществам, фенолам летучим, железу общему растворенному (л.д. 53-56), то есть не соответствуют нормативным требованиям СанПин 2.1.5.980-00"Гигиенические требования к охране поверхностных водоемов";ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования"; ГН 2.1.5.2280-07 "Дополнения и изменения 1 к 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования".
В соответствии со ст.50, 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Уставом Пластунского городского поселения определено, что в вопросам местного значения в границах Пластунского поселения относится в том числе, организация водоснабжения населения, водоотведения (п. 4 ч. 1 ст. 4), реконструкция объектов капитального строительства (п.20 ч. 1 ст. 4).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоотведения.
Согласно п. 7 ст. 1 Водного кодекса РФ водоотведение - это любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты. Пунктом 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ установлено, что сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водный объект является одним из видов пользования таким водным объектом. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в статье 13 устанавливает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 8 этого же Закона, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, очистка вод, поступающих на очистные сооружения, находящиеся в собственности Пластунского городского поселения, является составной частью процесса водоотведения, а также охраны окружающей среды, что в свою очередь соответствует полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Между тем данное право, не освобождает орган местного самоуправления от обязанностей, возложенных на него законом по организации водоотведения и организации мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (запись регистрации №), собственником очистных сооружений биологической очистки является Пластунское городское поселение (л.д. 33), на основании Закона Приморского края Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Тернейским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Тернейского муниципального района", акта приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31, 32). Имущество, предназначенное для отведения сточных вод, на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и дополнительного соглашения к данному договору от ДД.ММ.ГГГГ МУ «Администрация Пластунского городского поселения» передано Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальный комплекс п. Пластун» (л.д.13-20).
Согласно п. 3.2.5 договора МУП КК п. Пластун обязано осуществлять за счет средств предприятия (включая амортизационные отчисления) капитальный и полный текущий ремонт имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения (л.д.14).
Постановлением администрации Пластунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № МУП «Коммунальный комплекс п. Пластун» присвоен статус гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Пластунского городского поселения (л.д. 12).
Согласно п. 3.5. Уставу к видам деятельности МУП «Коммунальный комплекс п. Пластун» среди прочих отнесены:- текущий ремонт объектов коммунального назначения, - оказание услуг по водоотведению,- проведение ремонтно-восстановительных работ на объектах инженерной инфраструктуры (л.д.72). Из п. 3.2.5 Договора № от 21.11. 2007г. о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, МУП «ККп. Пластун» осуществляет за счет собственных средств, капитальный и полный текущий ремонт., закрепленного за ним имущества на праве хозяйственного ведения (л.д. 12-15).
Таким образом, МУП КК п. Пластун не обладает правом проведения реконструкции в отношении недвижимого имущества, собственником которого является администрация Пластунского городского поселения. Право хозяйственного ведения в отношении вышеуказанного муниципального имущества, возникло у него с момента передачи имущества 21. 11. 2007г. (л.д. 16-17, 18-20).
Согласно заключению на основании протокола №д от ДД.ММ.ГГГГ, сточные воды после очистных сооружений биологической очистки сбрасываются в бух. Пластун с превышением нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения по аммонию в 3, 3 раза, нитритам, в 2,6 раза, легко окисляемым органическим веществам (БПК) – в 6,96 раза, фенолам летучим – в 2 раза, железу общему растворенному – в 1,7 раза (л.д.53-54).
Согласно заключению на основании протокола №д от ДД.ММ.ГГГГ в сточных водах превышены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения по аммонию в 4,1 раза, нитритам - в 3,9 раза, легко окисляемым органическим веществам (БПК) – в 5,4 раза, фенолам летучим – в 1.5 раза, железу общему растворенному – в 1,4 раза (л.д.55-56). Данные факты свидетельствуют о неэффективной работе очистных сооружений Пластунского городского поселения. Длительное поступление в бухту Пластун неочищенных сточных вод, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, водным объектам и биоразнообразию в частности, а в целом угрозу причинения праву неограниченного круга лиц на безопасную окружающую среду.
Муниципальной целевой программой «Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Пластунского городского поселения на 2013-2016 годы», утвержденной решением муниципального комитета Пластунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, одним из основных мероприятий предусмотрена реконструкция городских канализационных сооружений, реконструкция КНС-1, КНС-2. Источником финансирования Программы указан местный бюджет, краевой бюджет (при вхождении в программу «Чистая вода»). К полномочиям администрации Пластунского городского поселения отнесена организация реализации и мониторинг программы. На 2016 г. запланировано мероприятие - Внесение изменений в проектную документацию «Реконструкция сооружений для биологической очистки сточных вод в п. Пластун Тернейского района» стоимостью 4,91 млн.руб. (л.д.21-30). Указанное мероприятие не выполнено.
В силу вышеизложенных норм и установленных фактов, суд приходит к выводу, что администрация Пластунского городского поселения Тернейского муниципального района обязана провести реконструкцию очистных сооружений биологической очистки, расположенных по адресу: <адрес>, обязана обеспечить на канализационном очистном сооружении качество сточных вод в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.5.980-00, принять меры по реконструкции существующих очистных сооружений биологической очистки. Принимая во внимание длительное нарушение требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, суд находит, что требования прокурора направлены на пресечение бездействия ответчика, приводящего к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности и восстановление положения, существовавшего до нарушения права, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Срок, в течение которого прокурор просит обеспечить качество сточных вод сбрасываемых очистными сооружениями, принять меры по реконструкции существующих очистных сооружений (12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу), суд находит разумным, соответствующим объему возложенных на ответчика обязанностей.
В части наложения обязанности на Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальный комплекс п. Пластун» по проведению реконструкции очистных сооружений биологической очистки(инв. №, лит. I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX), в соответствии с техническими нормами до состояния, обеспечивающего очистку сбрасываемых после очистных сооружений сточных вод в водный объект – Японское море, - без превышения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ №, в срок не позднее 24 месяцев со дня вступления решения суда, надлежит отказать, поскольку в данном случае иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, и как было установлено в ходе судебного разбирательства, предприятию были переданы в хозяйственное ведение не все объекты очистных сооружений, а только насосная станция полдачи сточных вод, насосная станция очищенных стоков, напорный коллектор, сети канализации. Отстойники, хлораторная, иловые площадки, аэрофильтры, вторичные отстойники, горизонтальная песколовка и приемная камера фактически не передавались.
В силу вышеизложенных норм и установленных фактов, суд приходит к выводу, что администрация Пластунского городского поселения Тернейского муниципального района, на основании ст. 2 Федерального закона от 07. 12. 2011г.№416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», обязана обеспечить на канализационном очистном сооружении качество сточных вод в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00, принять меры по реконструкции существующих очистных сооружений биологической очистки. Принимая во внимание длительное нарушение требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, суд находит, что требования прокурора направлены на пресечение бездействия ответчика, приводящего к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности и восстановление положения, существовавшего до нарушения права, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Срок, в течение которого прокурор просит обеспечить качество сточных вод сбрасываемых очистными сооружениями, принять меры по реконструкции существующих очистных сооружений (24 месяца со дня вступления решения суда в законную силу), суд находит разумным, соответствующим объему возложенных на ответчика обязанностей.
Вместе с тем, исходя из системного толкования вышеуказанных норм права, следует, что МУП «Коммунальный комплекс п. Пластун», не может являться надлежащим ответчиком по иску, поэтому в данной части исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Приморского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Пластунского городского поселения Тернейского муниципального района о возложении обязанности повести реконструкцию очистных сооружений биологической очистки сточных вод в п. Пластун Тернейского района Приморского края, удовлетворить.
Обязать администрацию Пластунского городского поселения Тернейского муниципального района произвести реконструкцию очистных сооружений биологической очистки (инв. №, лит.I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX), расположенных по адресу: Приморский край, Тернейский район, пгт. Пластун, <адрес>, в соответствии с техническими нормами до состояния, обеспечивающего очистку сбрасываемых после очистных сооружений сточных вод в водный объект – Японское море, - без превышения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Росрыболовства от 18.01.2010 №, в срок не позднее 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Отказать Приморскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении исковых требований к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальный комплекс <адрес>, о возложении обязанности произвести реконструкцию очистных сооружений биологической очистки (инв. №, лит.I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX), расположенных по адресу: Приморский край, Тернейский район, пгт. Пластун, <адрес>, в соответствии с техническими нормами до состояния, обеспечивающего очистку сбрасываемых после очистных сооружений сточных вод в водный объект – Японское море, - без превышения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ №, в срок не позднее 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Тернейский районный суд.
Мотивированное решение вынесено 16. 03. 2017г.
Судья Л.В. Скачкова