33-3978/17 Председательствующий в первой
Категория 129 инстанции, судья Богаевская Т.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 ноября 2017 года, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, в составе:
председательствующего судьи - Григоровой Ж.В.,
судей - Ефимовой В.А., Козуб Е.В.,
при секретаре - Выскребенцевой В.Ю.,
с участием: представителя истца – Руденкова А.Л., представителя Андрейченко В.А. – Михуля О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой В.А. апелляционную жалобу Андрейченко В.А. на решение Нахимовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> к Андрейченко В.А., 3-е лицо Управление государственной регистрации права и кадастра <адрес> о признании права собственности отсутствующим, признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении сведений о границах земельного участка,
установила:
Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> обратился в суд с иском к Андрейченко В.А., просил признать недействительным выданное Андрейченко В.А. свидетельство о праве собственности на земельный участок № площадью 0,1 га, расположенный по адресу <адрес> ранее присвоенный кадастровый №, признать отсутствующим право собственности ответчика на указанный земельный участок, истребовать в пользу города федерального значения Севастополя из незаконного владения Андрейченко В.А.земельный участок № площадью 0,1 га, расположенный по адресу <адрес>, исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка.
Требования иска мотивированы тем, что ответчик занимает спорный земельный участок незаконно, поскольку проведенной проверкой законности предоставления и использования Обслуживающим кооперативом «ЖСК «Северная сторона» земельного участка по <адрес> в районе <адрес> в <адрес>, установлено, что основанием для передачи земельного участка в собственность ответчика явилось Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ, однако граждане, члены ОК «ЖСК «Северная сторона», в том числе ответчик, с заявлениями о предоставлении в собственность земельных участков не обращались.
Кроме того, по информации ГКУ «Архив <адрес>» Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации №-р от 02.04.2010г. касается вопроса предоставления разрешения коммунальному предприятию «Севгорводоканал» Севастопольского городского Совета на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка, расположенного в районе <адрес> для выноса и обслуживания канализационной насосной станции №, что дает основания считать право собственности ответчика отсутствующим. На момент принятия Распоряжения №-р от 02.04.2010г., у Севастопольской городской государственной администрации отсутствовали полномочия по распоряжению спорным земельным участком.
Решением Нахимовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> удовлетворены частично. Истребован в пользу города федерального значения Севастополя из незаконного владения Андрейченко В.А. земельный участок № площадью 0,1 га, расположенный по адресу: <адрес>. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В частности, в обоснование апелляционной жалобы ответчиком указано на то, что вывод суда первой инстанции о нарушении порядка принятия распоряжения №-р и о нарушении закона при выбытии спорного земельного участка из собственности государства Украины ничем не обоснован; Севастопольскому городскому Совету было известно об издании распоряжения №-р, однако указанное распоряжение им обжаловано не было. Также апеллянт полагает, что суды Российской Федерации не имеют права рассматривать дела о законности приобретения права собственности ответчика на спорный земельный участок на территории Украины по ее законам и проверять законность действий органов власти одной страны органами власти другой страны. Что касается отсутствия личного обращения ответчика в СГГА за выделением земельного участка, то такой необходимости не было, поскольку от его имени обращалось уполномоченное Общим собранием «ЖСК «Северная сторона» лицо – председатель товарищества.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, на основании пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации осуществлен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> направил в суд своего представителя, действующего на основании доверенности, Руденкова А.Л., который возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель ответчика, явившийся в судебное заседания требования апелляционной жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Третье лицо Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя своего представителя в суд апелляционной инстанции не направило, извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судебная коллегия полагает возможным слушать дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает необходимым в удовлетворении исковых требований об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения отказать по следующим основаниям.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Принимая во внимание, что на момент возникновения спорных правоотношений на территории <адрес> действовало законодательство Украины, заявленные Департаментом по имущественным и земельным отношениям <адрес> требования следует оценивать, в том числе, с учетом действовавшего законодательства Украины.
Частями 1-3 статьи 116 и частью 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины установлено, что граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.
Согласно частям 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.
Довод истца об отсутствии полномочий у СГГА по распоряжению землей судебная коллегия необоснованным и не доказанным.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 этого федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений на территории <адрес> установлены Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>» (далее – Закон №-ЗС).
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона №-ЗС перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории <адрес> до вступления в силу Федерального конституционного закона №-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Постановлением Правительства <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права, согласно которому такими являются, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок, а также акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Согласно подпункта 4 п.1 ст.2 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>», на который ссылается истец при подаче иска – все земли, кроме земель частной и муниципальной собственности, признаются собственностью <адрес>.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р ОК ЖСК «Северная сторона» предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка для строительства и обслуживания квартала индивидуальных домов коттеджного типа в районе <адрес>, ориентировочной площадью 35,0 га (л.д. 16-17).
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 02.04.2010г. №-р утвержден проект землеустройства по отведению земельных участков общей площадью 35,0 га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений, расположенных в районе <адрес>, переданы гражданам Украины – членам ОК «ЖСК «Северная сторона» (согласно списка л.д.20-24 т.1) в собственность земельные участки общей площадью 35,0 га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений, с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки (л.д.19-20).
На основании данного распоряжения в собственность ответчика передан земельный участок общей площадью 0,1 га, расположенный по адресу: <адрес>, 106/264, кадастровый номер земельного участка 8536900000:12:001:0279, целевое назначение для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.
Кроме того, из представленной в копии списков граждан-членов кооператива усматривается, что ответчик является членом ОК ЖСК «Северная сторона», в данном списке находится под №, адрес переданного ей земельного участка <адрес>, 106/264 (л.д.22).
ДД.ММ.ГГГГ право собственности Андрейченко В.А. было зарегистрировано регистрационной службой <адрес> Управления юстиции в городе Херсонской (л.д.48).
Доводы истца о том, что ответчик лично не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка являются необоснованными, поскольку опровергаются содержанием самого распоряжения №-р, согласно которому акт принимается на основании ходатайств граждан-членов кооператива.
Как усматривается из копии свидетельства о государственной регистрации юридических лиц ОК «ЖСК «Северная сторона» зарегистрирован в едином государственном реестре юридических и физических лиц предпринимателей Украины ДД.ММ.ГГГГ году.
В материалах дела имеется техническая документация об отведении земельных участков с установлением границ в натуре на местности для строительства и обслуживания квартала индивидуальных домов коттеджного типа, а также Устав ОК «ЖСК «Северная сторона».
Из материалов дела следует, что право собственности Андрейченко В.А. на спорный земельный участок возникло на основании акта государственного органа Украины (распоряжение Севастопольской городской государственной организации от ДД.ММ.ГГГГ №-р) и впоследствии данное право было зарегистрировано также в соответствии с законодательством Украины.
Из материалов дела следует, что право собственности Андрейченко В.А. на спорный земельный участок до настоящего времени не зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРН. В то же время такая регистрация возможна на основании акта государственного органа Украины - распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ответчика. От реализации права на приобретение земельного участка в собственность ответчик не отказывалась, пресекательный срок для такой регистрация законодательно не установлен.
Рассматриваемый иск заявлен Департаментом по имущественным и земельным отношениям <адрес> с целью защиты прав публично-правового образования путем истребования утраченного земельного участка.
До настоящего времени распоряжение Севастопольской городской государственной администрации №-р от 02.04.2010г. не отменено, более того, вопрос об его отмене Департаментом по имущественным и земельным отношениям <адрес> не ставится.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим. Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем, стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты права.
В соответствии с пунктами 34 и 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление Пленума 10/22), если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, а также, если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статей 301 и 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях (пункт 2 статьи 302 Гражданского кодекса).
Из материалов дела следует, что органами государственной власти Украины, действовавшими на территории <адрес>, каких-либо действий по восстановлению права собственности на спорный земельный участок с февраля 2010 года совершено не было.
Севастопольскому городскому Совету было известно об издании распоряжения №-р, однако указанное распоряжение им обжаловано не было.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в период с 2010 года по март 2014 года органами государственной власти Украины, а также государственными органами <адрес>, в том числе, Севастопольским городским Советом распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р не оспорено и не признано недействительным, а также не оспорена законность выдачи ответчику документов о праве собственности на спорный земельный участок.
Основания однозначно утверждать о том, что указанное распоряжение не выносилось, у суда первой инстанции отсутствовали. Отсутствие распоряжения в Архиве СГГА, отсутствие сведений о нем в реестре распоряжений СГГА само по себе не опровергают факт его издания, а потому истцом безусловно не доказаны, и судом не установлены обстоятельства выбытия земельного участка против воли собственника.
Разрешая настоящий спор, судебная коллегия учитывает и тот факт, что спорный земельный участок в настоящее время в установленном законом порядке не отнесен к особой категории земель, которые не могут находиться в собственности физических лиц. Целесообразность возврата земельного участка в собственность <адрес> истцом не обоснована.
Таким образом, применительно к спорным правоотношениям, с учетом приведенных норм материального права и разъяснений по их применению следует, что сам по себе факт приобретения ответчиком спорного земельного участка на основании решения органа публично-правового образования (<адрес>) принятого с превышением компетенции установленной актами, определяющими статус этого органа, при наличии зарегистрированного права собственности ответчика, не может являться достаточным основанием для удовлетворения исковых требований ДИЗО.
Оценивая приведенные доказательства, судебная коллегия считает необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Нахимовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – отменить. Постановить новое решение.
В удовлетворении исковых требований Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> к Андрейченко Валерию Анатольевичу, 3-е лицо Управление государственной регистрации права и кадастра <адрес> о признании права собственности отсутствующим, признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении сведений о границах земельного участка - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Григорова Ж.В.
Судьи: Ефимова В.А.
Козуб Е.В.