ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-6173/2021
(№2- 137/2021)
г. Уфа 06 апреля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Арманшиной Э.Ю.
судей Батршиной Ю.А.
Фархиуллиной О.Р.
при ведении протокола помощником судьи Ахтямовой Э.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО РО «Эко-Сити» на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Батршиной Ю.А., судебная коллегия
установила:
прокурор Бурзянского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МР Бурзянский адрес РБ и ООО РО «Эко-Сити» об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
В обоснование исковых требований указано на то, что Прокуратурой Бурзянского района на основании поступившего поручения Прокуратуры Республики Башкортостан проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления. Согласно ст. 13.3. Закона в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами. Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Башкортостан, утверждена приказом Министерства природопользования и экологии РБ от 30.12.2019 №.... Согласно раздела 9 территориальной схемы региональный оператор «Эко-Сити» осуществляет транспортировку потока отходов на обработку с размещением отходов на полигоне твердо-коммунальных отходов г.Белорецк с территории муниципального района Бурзянский район РБ. Существующее положение территориальной схемы не предусматривает наличие площадок временного накопления твердо-коммунальных отходов на территории Бурзянского района. В ходе проверки проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного в адрес. Участок имеет по периметру ограждение из профностила. Осмотром зафиксирован факт складирования отходов производства и потребления на территории вышеуказанного участка. Отходы завозятся на участок специально оборудованным автотранспортом ООО РО «Эко-Сити». При обследовании указанной территории установлено, что в нарушение п.3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» место накопления (временного хранения) отходов твердо-коммунальных отходов не оборудовано, защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров, водонепроницаемое покрытие площадки не оборудовано, обволовка и обособленная сеть ливнестоков не предусмотрены. Кроме того, согласно информации государственного инспектора МО по Белорецкому и Бурзянскому районам Управления Росреестра по РБ по использованию и охране земель по данным ЕГРН права на земельный участок с кадастровым номером №... зарегистрированы на РФ и предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Министерства лесного хозяйства РБ. Поскольку определить круг лиц, чьи права нарушаются вследствие допущенных нарушений невозможно, прокурором в силу ст. 45 ГПК РФ принято решение обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц и муниципального района Бурзянский район РБ в целях устранения нарушений законодательства, регулирующего вопросы накопления и вывоза твердо-бытовых отходов.
Обжалуемым решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 января 2021 г. постановлено:
исковое заявление прокурора Бурзянского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР Бурзянский район РБ и ООО РО «Эко-Сити» об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Бурзянский район РБ ликвидировать свалку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №..., по левой стороне автодороге Старосубхангулово-Мраково, Бурзянского района РБ.
Запретить обществу с ограниченной ответственностью региональный оператор «Эко-Сити» размещать отходы, в том числе твердо коммунальные отходы на свалке расположенном на земельном участке с кадастровым номером №..., в адрес
Обязать общество с ограниченной ответственностью региональный оператор «Эко-Сити» объем накопленных на земельном участке с кадастровым номером №... отходов за 2019 год 63 083, 42 м3., в 2020 20960 м3. вывезти в полигон твёрдо коммунальных отходов г.Белорецк Республики Башкортостан.
В апелляционной жалобе ООО РО «Эко-Сити» просит решение суда изменить в части удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на ООО РО «Эко-Сити» объем накопленных на земельном участке с кадастровым номером №... отходов за 2019 год 63 083, 42 м3., в 2020 20960 м3. вывезти в полигон твёрдо коммунальных отходов г.Белорецк Республики Башкортостан и отказать в удовлетворении указанных требований. В обоснование доводов жалобы указано на то, что представитель ООО РО «Эко-Сити» не смогли обеспечить участие своего представителя на судебное заседание 18 января 2021 года, поскольку не было надлежащим образом уведомлено об указанном судебном заседании. Кроме того, на момент принятия решения судом первой инстанции ООО РО «Эко-Сити» фактически вывезло твердые коммунальные отходы, накопленные на земельном участке с кадастровым номером №... В связи с отсутвием надлежащего извещения о дате и месте судебного заседания, ответчик был лишен возможности предоставить указанные доказательства.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы ООО РО «Эко-Сити» на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 января 2021 г. заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
В силу требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Выслушав лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений статей 9 и 10 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В случае, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
Гражданским законодательством закреплена презумпция разумности и добросовестности действий субъектов гражданского права. Неразумное и недобросовестное поведение приравнивается Гражданским кодексом к злоупотреблению правом.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ст.13.3. Закона в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.
Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Из статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом, обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления.
Аналогичные положения закреплены в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления, в связи с чем доводы представителя ответчика Администрации МР Бурзянский район РБ являются не состоятельными.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно ст.13.4. Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям муниципальных районов относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в ходе прокурорской проверки проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного в адрес. Участок имеет по периметру ограждение из профностила.
Осмотром зафиксирован факт складирования отходов производства и потребления на территории вышеуказанного участка. Отходы завозятся на участок специально оборудованным автотранспортом ООО РО «Эко-Сити».
При обследовании указанной территории установлено, что в нарушение п.3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» место накопления (временного хранения) отходов твердо-коммунальных отходов не оборудовано, защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров, водонепроницаемое покрытие площадки не оборудовано, обволовка и обособленная сеть ливнестоков не предусмотрены.
Данный факт подтверждается протоколом осмотра места происшествия от 24 июля 2020 г. и справкой от 24 июля 2020 г.
Согласно информации государственного инспектора МО по Белорецкому и Бурзянскому районам Управления Росреестра по РБ по использованию и охране земель по данным ЕГРН права на земельный участок с кадастровым номером №... зарегистрированы на РФ и предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Министерства лесного хозяйства РБ.
В ходе судебного заседания также установлено, что Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Башкортостан, утверждена приказом Министерства природопользования и экологии РБ от 30 декабря 2019 г. №...
Согласно раздела 9 территориальной схемы региональный оператор «Эко-Сити» осуществляет транспортировку потока отходов на обработку с размещением отходов на полигоне твердо-коммунальных отходов г.Белорецк с территории муниципального района Бурзянский район РБ.
Существующее положение территориальной схемы не предусматривает наличие площадок временного накопления твердо-коммунальных отходов на территории Бурзянского района.
Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства, суд правомерно пришел к выводу о том, что доказательств того, что спорные объекты не находятся во владении муниципального образования, администрацией муниципального района Бурзянский район РБ, суду не представлено.
Судебная коллегия, проверяя законность решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы истца, соглашается с указанным выводом суда.
Правоотношения сторон, закон, подлежащий применению, и обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом первой инстанции правильно, подтверждаются исследованными доказательствами, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, нарушений процессуальных норм не допущено, следовательно, оснований для отмены решения не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении не могут быть приняты судебной коллегией по следующим основаниям.
Согласно данных на официальном сайте: адрес ООО РО «Эко-Сити» указан юридический адрес: адрес, почтовый адрес: адрес.
Как усматривается из материалов дела, ответчик был извещены судом первой инстанции по адресу: адрес, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 49).
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют об осведомленности ответчика о дате и месте рассмотрения дела, поскольку надлежащим образом были извещены судом.
Доказательств, свидетельствующих, что по адресу: адрес находится иная организация со схожим названием, суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции выполнил обязанность по надлежащему извещению ответчика о времени и месте разбирательства по делу, и у суда имелось достаточно оснований для рассмотрения дела в отсутствие ответчика.
Довод жалобы о том, что в связи с ненадлежащим извещением ООО РО «Эко-Сити» не могли представить доказательства того, что они фактически вывезло твердые коммунальные отходы, накопленные на земельном участке с кадастровым номером №..., не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку как указано выше, судом первой инстанции в адрес ответчика было отправлено извещение по юридическому адресу ООО РО «Эко-Сити» и извещение ими было получено, что свидетельствует об их осведомленности о дате и месте рассмотрения дела.
Кроме того, на сегодняшний момент ООО РО «Эко-Сити» также не представлено достоверных и допустимых доказательств того, что ответчиком фактически вывезены твердые коммунальные отходы, накопленные на земельном участке с кадастровым номером №... Представленные ответчиком в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой счет-фактуры за период с июля по декабрь 2020 года на осуществление обработки, обезвреживания и захоронении твердых коммунальных отходов не свидетельствуют с достоверностью и не подтверждают факт освобождения земельного участка с кадастровым номером №... от твердых коммунальных отходов, а потому названные счет – фактуры не могут быть приняты в качестве доказательств как не отвечающие требованиям ст. ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Ссылка ответчика на то обстоятельство, что общий объем коммунальных отходов, переданных на обработку, обезвреживание и захоронение, совпадает с объемом отходов, указанном в иске, как подлежащий вывозу с земельного участка с кадастровым номером №... а потому решение суда в данной части подлежит отмене с отказом в иске, несостоятельна, поскольку также не свидетельствует об осуществлении ответчиком освобождения от коммунальных отходов указанного земельного участка. Иных доказательств ответчиком не представлено.
В целом, доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для изменения или отмены решения суда.
Каких-либо новых данных, не учтенных судом при вынесении решения, доводы апелляционной жалобы не содержат.
При таких данных судебная коллегия, приходя к выводу о неубедительности доводов апелляционной жалобы, оставляет оспариваемый судебный акт без изменения.
Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 января 2021 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО РО «Эко-Сити» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Мустафина З.З.