ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
дело № 2а-4413/2021
№ 33а-22204/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Уфа 15 декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Куловой Г.Р.,
судей Сафина Ф.Ф. и Ситник И.А.,
при секретаре Ширшовой Э.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Вишневского А.А. к Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене приказа, по апелляционной жалобе Вишневского А.А. на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 10 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., объяснения Вишневского А.А., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Вишневский А.А. обратился в суд с административным иском к Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене приказа.
В обоснование указал, что решением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее – Госстрой Республики Башкортостан) от дата №... Вишневский А.А. включен в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на основании решения Демского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 16 августа 2016 года по административному делу №2а-2023/2016, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 ноября 2016 года по административному делу №33а-21431/2016, на основании критериев по Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 года №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены». дата административным истцом было получено письмо Госстроя Республики Башкортостан исх.№... от дата с уведомлением о принятом решении об исключении Вишневского А.А. из реестра пострадавших граждан. В соответствии с утвержденным Госстроем Республики Башкортостан приказом №... от дата Вишневский А.А. исключен Госстроем Республики Башкортостан из реестра пострадавших граждан, руководствуясь пунктом 3.33 административного регламента Госстроя Республики Башкортостан «Признание граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведения реестра таких граждан», утвержденным Приказом Госстроя Республики Башкортостан от 04 сентября 2018 года №268 (далее – Регламент). С приказом №... от дата административный истец не согласен, считает его незаконным. Уведомление об исключении Вишневского А.А. из реестра вынесено дата исх.№..., а приказ №... – дата. Тем самым приказ утвержден после направления уведомления, что должно быть сделано наоборот. В уведомлении об исключении из реестра отсутствует номер и дата утвержденного приказа. Копия приказа №... от дата не содержит обязательных реквизитов, которые содержат иные документы административного ответчика: герб (Государственный герб Российской Федерации, герб субъекта Российской Федерации), герб (геральдический знак) муниципального образования, эмблемы, кон формы документа, наименование организации – автора документа, наименование структурного подразделения – автора документа, наименование должности лица – автора документа, справочные данные об организации, наименование вида документа, место составления (издания) документа, гриф ограничения доступа к документу, адресат, гриф утверждения документа, заголовок к тексту, гриф согласования документа, подпись, печать, отметка об исполнителе, отметка о заверении копии, резолюция, отметка о контроле, отметка о направлении документа в дело. В копии документа отсутствует надпись о месте хранения документа, с которого была изготовлена копия. Отдельно от письма от дата приказ №... от дата индивидуально определить невозможно, поскольку отсутствует заголовок «приказ».
Административный истец просил суд признать незаконным и отменить приказ Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от дата №... в части исключения Вишневского А.А. из реестра пострадавших граждан.
Решением Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 10 сентября 2021 года постановлено:
в удовлетворении административных исковых требований Вишневского А.А. к Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене приказа Государственного комитета Республике Башкортостан по строительству и архитектуре от дата №... в части исключения Вишневского А.А. из реестра пострадавших граждан, отказать.
В апелляционной жалобе Вишневский А.А. просит решение отменить, считает его незаконным, указал, что подлинник приказа в суде первой инстанции не исследовался; приказ утвержден после направления уведомления; судом проигнорированы ходатайства о назначении судебной экспертизы и фальсификации доказательств; уведомление и приказ не соответствуют стандартам имеющим общеобязательный характер.
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения надлежащим образом.
Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что решением Демского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 16 августа 2016 года признано незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от дата №... об отказе во включении Вишневского А.А. в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Постановлено обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре включить Вишневского А.А. в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Решение суда вступило в законную силу дата.
Решением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре №... от дата Вишневский А.А. включен в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
дата в адрес Вишневского А.А. внесено уведомление об исключении из реестра пострадавших граждан в соответствии с подпунктом 2 пункта 12 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года №560/пр, в связи с тем, что проблемный объект, расположенный по адресу: адрес, участником строительства которого является указанный пострадавший гражданин, введен в эксплуатацию (разрешение на ввод в эксплуатацию №... от дата).
Из указанного реестра пострадавших граждан Вишневский А.А. исключен приказом №... от дата, наличие и содержание указанного приказа подтверждено выпиской из приказа исх.№... от дата.
дата выдано разрешение №... на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: адрес
Решением Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 08 июня 2020 года отказано в удовлетворении административного иска Вишневского А.А. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения об исключении из реестра пострадавших граждан.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 сентября 2020 года решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 08 июня 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Вишневского А.А. – без удовлетворения.
Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19 мая 2021 года отказано в удовлетворении кассационной жалобы Вишневского А.А. на решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 08 июня 2020 года, апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 сентября 2020 года, судебные акты оставлены без изменения.
Согласно пункту 3.32 административного регламента Госстроя Республики Башкортостан «Признание граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведения реестра таких граждан», утвержденным Приказом Госстроя Республики Башкортостан от 04 сентября 2018 года №268, заявитель исключается из Реестра на основании приказа Госстроя Республики Башкортостан.
В соответствии с пунктом 3.33 Регламента должностное лицо отдела контроля за долевым строительством Госстроя Республики Башкортостан, ответственное за исполнение государственной услуги в течение 9 рабочих дней проверяет представленные заявителем документы, и в течение 2 рабочих дней готовит проект приказа Госстроя Республики Башкортостан, который согласовывается в течение 1 рабочего дня с начальником отдела контроля за долевым строительством Госстроя Республики Башкортостан и заместителем председателя Госстроя Республики Башкортостан, курирующим соответствующее направление деятельности.
Согласованный проект приказа Госстроя Республики Башкортостан должностное лицо отдела контроля за долевым строительством Госстроя Республики Башкортостан, ответственное за исполнение государственной услуги, передает в этот же день председателю Госстроя Республики Башкортостан на подпись.
Подписанный председателем Госстроя Республики Башкортостан приказ в течение этого же дня регистрируется должностным лицом отдела организационной работы и делопроизводства Госстроя Республики Башкортостан и передается должностном улицу, ответственному за предоставление государственной услуги (пункт 3.34 Регламента).
Максимальный срок совершения административной процедуры не может превышать 14 рабочих дней с даты наступления хотя бы одного из случаев, указанных в пункте 3.31 настоящего Регламента (пункт 3.35 Регламента).
Согласно пункту 3.36 Регламента должностное лицо отдела контроля за долевым строительством Госстроя Республики Башкортостан, ответственное за предоставление государственной услуги, на основании принятого приказа Госстроя Республики Башкортостан в течение 2 рабочих дней в 2 экземплярах готовит проект уведомления об исключении из Реестра по форме согласно приложению №... к настоящему Регламенту, согласовывает его в течение 1 рабочего дня с начальником отдела контроля за долевым строительством Госстроя Республики Башкортостан, и передает в этот же день на подпись заместителю председателя Госстроя Республики Башкортостан, курирующему соответствующее направление деятельности.
Первый экземпляр уведомления об исключении Реестра в течение 1 рабочего дня направляется (вручается) заявителю или его представителю. Второй экземпляр уведомления об исключении из Реестра подшивается в личное дело заявителя.
Как следует из материалов дела, решением Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 08 июня 2020 года и апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 сентября 2020 года исключение Вишневского А.А. из Реестра признано законным, вынесение приказа №... от дата является последствием решения от дата №... об исключении Вишневского А.А. из Реестра, соответствует обстоятельствам дела, является законным действием, предусмотренным административным регламентом Госстроя Республики Башкортостан «Признание граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведения реестра таких граждан», утвержденным Приказом Госстроя Республики Башкортостан от дата №....
В суде первой инстанции была исследована заверенная надлежащим образом выписка из приказа №... от дата, в связи с чем сомнений в достоверности указанного документа не возникает, несоответствие подлинника документа его копии по содержанию не установлено.
Суд указал, что техническая ошибка в дате регистрации уведомления, направленного в адрес Вишневского А.А., не отменяет действие приказа от дата, кроме того, в поданном иске Вишневский А.А. оспаривает приказ, а не уведомление, а факт получения уведомления Вишневский А.А. не оспаривает. Нарушение срока направления Вишневскому А.А. оспариваемого приказа не свидетельствует о его недействительности, поскольку на законность самого акта не влияет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 10 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вишневского А.А. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Дилявирова Н.А.