дело № 2-4494/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2015 года г. Пушкино МО
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Чернозубова О.В.
при секретаре Акиндиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фомина И.Г., Фоминой Н.В. о признании незаконным и отмене постановления Главы городского округа Красноармейск Московской области № 397 от 25.06.2015 года, восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» с 05.08.2013 года, включении в список семей и подаче списка в целях выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в 2015 году,
установил:
Фомин И.Г., Фомина Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главы городского округа Красноармейск Московской области № 397 от 25.06.2015 года, восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» с 05.08.2013 года, включении в список семей и подаче списка в целях выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в 2015 году.
В обоснование заявленных требований указали, что Фомин И.Г. и Фомина Н.В. в июне 2013 года обратились в отдел жилищной политики администрации городского округа Красноармейск Московской области с заявлением о признании их семьи в составе 4 человек нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года. В письме от 05 августа 2013 года из отдела жилищной политики администрации городского округа Красноармейск Московской области сообщено о принятии их семьи на учет в качестве нуждающихся. В мае 2014 года они подали в отдел жилищной политики заявление и документы. 06 июня 2014 года из отдела жилищной политики администрации городского округа Красноармейск Московской области сообщили, что их семья признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище», муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Красноармейск на 2014-2016 годы в 2015 году. 30 августа 2014 года у них родился третий ребенок Фомин Максим Ильич. 30 сентября 2014 года они подали в отдел жилищной политики обновленные документы и заявление с учетом их новорожденного сына для участия в указанных выше подпрограммах их семьей в составе пяти человек в 2015 году. 18 июня 2015 года из телефонного разговора с консультантом отдела жилищной политики администрации городского округа Красноармейск Московской области они узнали об отказе их семье в предоставлении субсидии на приобретение жилья в 2015 году и изменении в дате постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с августа 2013 года на сентябрь 2014 года. 26 июня 2015 года в письме администрации городского округа Красноармейск Московской области их уведомили, что постановлением Главы городского округа Красноармейск Московской области от 25.06.2015 года № 397 внесены изменения в постановление администрации города Красноармейск Московской области от 02.08.2013 года № 383 о принятии их семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в указанных подпрограммах с 04.09.2014 года (даты регистрации по месту жительства их третьего ребенка). Также предложено поучаствовать в программе в 2016 году. Фомина Н.В. была прописана в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности матери Фомина И.Г. -Фоминой Н.И. по адресу: <адрес> мае 2013 года, что сочли преднамеренным ухудшением жилищных условий. Собственного жилья их семья не имеет. Фактически заявители проживают в съемной квартире по адресу: <адрес> (договор аренды жилой квартиры от 23.11.2014 года), ввиду стесненности условий проживания по месту регистрации, где проживают родители Фомина И.Г.: мать (Фомина Н.И.), отец (Фомин Г.М.) и старший брат (Фомин П.Г.). Брат является инвалидом 3-й группы бессрочно (инвалид с детства), ему необходимо четкое соблюдение режима, в том числе полноценный ночной сон, который невозможен при проживании в одной квартире с маленькими детьми. До мая 2013 года Фомина Н.В. была зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем ее матери на праве собственности, в г. Старый Оскол Белгородской области. Фактически там не проживала с 2004 года. С 2004 по 2010 года училась в Московском университете, была временно зарегистрирована в студенческом общежитии. С октября 2010 года по май 2013 года была временно зарегистрирована в комнате, предоставленной администрацией г. Красноармейска по договору коммерческого найма. Их брак официально зарегистрирован 11 декабря 2010 года. 17 июня 2011 года у них родилась дочь Фомина А.И.. В октябре 2012 года ей была оформлена инвалидность в связи с врожденными патологиями развития. Постоянно требуются консультации и обследования в больницах Москвы и Подмосковья. В связи с пропиской Фоминой Н.В. не в Московской области, часто возникали проблемы при оформлении документов в медицинских учреждениях, а также при оформлении льгот, полагающихся ребенку-инвалиду. Поэтому было принято решение прописать Фомину Н.В. в квартиру, принадлежащую матери супруга на праве собственности. Кроме того, меняя дату постановки их семьи на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, администрация городского округа Красноармейск Московской области не указала в обжалуемом постановлении основания снятия с такого учета, с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, что не соответствует требованиям закона. Согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениям должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия таких решений. В их случае прошло более 2 месяцев с момента подписания акта несоответствия Министерством строительства Московской области (20 апреля 2015) до публикации постановления № 397 от 25.06.2015 года Главы городского округа Красноармейск о внесении изменений в постановление администрации города Красноармейск Московской области от 02.08.2013 № 383. Просят суд признать незаконным и отменить постановление Главы городского округа Красноармейск Московской области от 25.06.2015 года № 397, обязать администрацию городского округа Красноармейск Московской области восстановить их семью в составе 5 человек на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 годы, долгосрочной муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Красноармейск» на 2012-2015 годы с 05.08.2013 года, обязать администрацию городского округа Красноармейск Московской области включить их семью в составе пяти человек в список молодых семей, участвующих в вышеуказанных программах, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения, и подать список в Министерство строительного комплекса Московской области в целях выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в 2015 году (л.д. 4-9).
В судебном заседании Фомин И.Г. и Фомина Н.В. заявление и обстоятельства, изложенные в нем, поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица администрации городского округа Московской области на основании доверенности Захарова О.В. (л.д. 47) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, поскольку вселение в занимаемое Фоминым И.Г. жилое помещение своей супруги ухудшило условия молодой семьи, в связи с чем при проверке документов Министерством строительного комплекса МО данные обстоятельства обоснованно признаны нарушением законодательства. В связи с изложенным, внесены изменения в постановление администрации города Красноармейск Московской области от 02.08.2013 года № 383 о принятии Фоминых на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в указанных подпрограммах с 04.09.2014 года, даты регистрации по месту жительства их третьего ребенка. Предоставила отзыв на заявление, которое поддержала в полном объеме (л.д. 84-86).
Представитель заинтересованного лица Министерства строительного комплекса Московской области на основании доверенности Захарова Д.А. (л.д. 48) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, предоставила возражения на заявление, которые поддержала в полном объеме (л.д. 99-102). Пояснила, что при принятии постановления о признании молодой семьи Фоминых нуждающейся в жилых помещениях, администрацией г.о. Красноармейск не учтены требования ст. 53 ЖК РФ. Однако, в связи с рождением третьего ребенка 30.08.2014 года и регистрацией его в жилое помещение, расположенное по адресу: МО, <адрес>, 04.09.2014 года молодая семья Фоминых стала обладать условиями, необходимыми для признания нуждающейся в жилых помещениях, поскольку вселение в жилое помещение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей не является намеренным ухудшением гражданами своих жилищных условий. Регистрация супругов Фоминых по разным адресам никоим образом не препятствовала их совместному проживанию и ведению совместного хозяйства на протяжении 3х лет, а регистрация Фоминой по месту проживания своего супруга была произведена с целью участия в указанной подпрограмме, поскольку именно после данных действий заявителей, семья Фоминых стала нуждающейся в улучшении жилищных условий. Поэтому, принятое в порядке самоконтроля, а также во исполнение ст. 53, ст. 56 ЖК РФ, оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает заявление Фомина И.Г. и Фоминой Н.В. не подлежит удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом установлено, что 11 декабря 2010 года между Фоминым И.Г. и Богачук Н.В. в Пушкинском управлении ЗАГС Главного управления ЗАГС Московской области заключен брак, Богачук присвоена фамилия «Фомина» (л.д. 21).
От указанного брака рождены дети: Фомина А.И., <дата> года рождения (л.д. 22), Фомин И.И., <дата> года рождения (л.д. 24), Фомин М.И., <дата> (л.д. 26).
Несовершеннолетние Фомина А.И. (с 30.06.2011 года), Фомин И.И. (с 07.02.2013 года), Фомин М.И. (с 04.09.2014 года) зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д. 23,25,27).
Заявитель Фомин И.Г. зарегистрирован по адресу: <адрес> 26.04.2001 года (л.д. 28).
Заявитель Фомина Н.В. зарегистрирована по адресу: <адрес> 16.05.2013 года, ранее с 24.10.2002 года по 16.05.2013 года состояла на постоянном регистрационном учете по адресу: <адрес> (л.д. 29-30); с 26.10.2010 года была также зарегистрирована по месту пребывания по адресу: МО, <адрес> ( л.д.34).
Собственником квартиры, общей площадью 62,30 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> является Фомина Н.И. (л.д. 31).
Также в указанной квартире на регистрационном учете состоят Фомина Н.И., Фомин Г.М. с 13.07.1982 года, Фомин П.Г. с 23.03.1993 года (л.д. 14-15).
Постановлением администрации города Красноармейск Московской области № 383 от 02.08.2013 года молодая семья, состоящая из Фомина И.Г., Фоминой Н.В., Фоминой А.И., Фомина И.И. (всего 4 человека) признана нуждающейся в жилом помещении, и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 годы, долгосрочной муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Красноармейск на 2012-2015 годы» (л.д. 76-77).
Из акта проверки документов, представленных для участия в указанной подпрограмме следует, что при проверке документов, находящихся в учетном деле молодой семьи Фомина И.Г., установлено, что вопрос признания молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях был рассмотрен без учета положений ст. 53 ЖК РФ и п. 14 Правил, дано заключение о несоответствии документов, представленных молодой семьей Фомина И.Г., перечню документов, предусмотренных пунктами 15,15(1),27 федеральных Правил, пунктам 5,8,14,16 Правил. Указанный акт датирован 20 апреля 2015 года (л.д. 13).
Постановлением Главы городского округа Красноармейск Московской области № 397 от 25.06.2015 года внесены изменения в указанное постановление администрации города Красноармейск Московской области от 02.08.2013 № 383, а именно пункт 1 постановления изложен в новой редакции: «Молодую семью Фомина И.Г., <дата> г.р. (всего 5 человек, в том числе супруга Фомина Н.В., <дата> г.р., дочь Фомина А.И., <дата> г.р., сын Фомин И.И., <дата> г.р., сын Фомин М.И., <дата> г.р.): признать нуждающейся в жилом помещении с 04.09.2014 (с даты регистрации по месту жительства третьего ребенка), принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Жилище» на 2011-2015 годы, подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы городского округа Красноармейск Московской области «Жилище» (л.д. 11-12).
Из адресованного Фомину И.Г. письма Главы городского округа Красноармейск Московской области от 19.06.2015 года следует, что 17.06.2015 года получен акт проверки документов с заключением о несоответствии представленных документов установленным нормам, а именно вопрос признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении был рассмотрен без учета положений ст. 53 ЖК РФ и пункта 14 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденных постановлением Правительства Московской области. Вселение в занимаемое жилое помещение супруги Фоминой Н.В. в 2013 году ухудшило жилищные условия молодой семьи и должно было быть учтено при рассмотрении вопроса о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении. Рождение третьего ребенка Фомина М.И., <дата> г.р., и регистрация его по месту жительства 04.09.2014 года в занимаемом жилом помещении является основанием для признания Вашей молодой семьи нуждающейся в жилом помещении с даты регистрации ребенка по месту жительства, что в соответствии с Подпрограммой дает право на участие в Подпрограмме в 2016 году (л.д. 18-19).
26 июня 2015 года из администрации городского округа Красноармейск Московской области Фомину И.Г. по месту жительства направлено аналогичное разъяснение и также предложено, в случае желания получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в 2016 году, в срок до 1 августа 2015 года представить заявление и необходимые документы в соответствии с подпунктами 2-6 пункта 16 и пункта 23 Правил (л.д. 16).
Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17.12.2010 года утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В Московской области предоставление мер социальной поддержки для обеспечения жильем молодых семей, осуществляется в соответствие с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 года № 655/34.
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила N 1050), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 5); участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях предусмотрены ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации (ЖК РФ).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ таковыми признаются граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Конкретного списка действий, которые следует считать намеренным ухудшением жилищных условий, в Жилищном кодексе РФ не содержится, статья 53 ЖК РФ содержит только последствия такого ухудшения. Содержание статей 5 и 12 ЖК РФ позволяет сделать вывод, что установление такого перечня действий находится в совместном ведении органов государственной власти РФ и субъекта РФ.
В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (Приложение N 2 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 N 655/34), молодые семьи, которые с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях совершили (по инициативе либо с согласия которых совершены) действия, в результате которых такие молодые семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К указанным действиям относится, в частности вселение (согласие на вселение) гражданином - собственником жилого помещения либо членом жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма в принадлежащее ему (занимаемое им) жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи (подпункт 3 пункта 14).
Как следует из материалов дела, до момента регистрации Фоминой Н.В. 16.05.2013 года в принадлежащей на праве собственности матери супруга квартире, расположенной по адресу: <адрес>, молодая семья Фоминых не могла быть признана нуждающейся в жилых помещениях, поскольку учетная норма площади этого жилого помещения ( минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий) превышала установленную по г.о. Красноармейск 9 кв.м общей площади. В это время Фомина Н.В. была постоянно зарегистрирована и имела право постоянного пользования квартирой общей площадью 47,89 кв.м. по адресу: <адрес>.
Как следует из объяснений Фоминых, в указанной квартире матери супруга заявители не проживают, поскольку всем вместе невозможно проживать ввиду стесненности условий проживания по месту регистрации и инвалидности брата супруга, которому необходимо четкое соблюдение режима, в том числе полноценный ночной сон, невозможный при проживании в одной квартире с маленькими детьми. Поэтому семья Фоминых проживала и проживает в арендуемых квартирах.
Брак между Фоминым И.Г. и Богачук Н.В. зарегистрирован 11.12.2010 года.
13 октября 2010 года между администрацией городского округа Красноармейск Московской области и Богачук ( Фоминой) Н.В. заключен договор № 39 коммерческого найма жилого помещения, в соответствии с которым наймодатель перелает нанимателю в срочное возмездное владение и пользование жилое помещение, являющееся муниципальной собственностью, состоящее из одной комнаты жилой площадью 14,4 кв.м. в части жилого дома по адресу: <адрес> для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг. Срок найма жилого помещения установлен на 5 лет с 13.10.2010 года по 12.10.2015 года.
В материалы дела предоставлен договор аренды жилой квартиры от 23.11.2014 года, заключенный между Веселкиной А.А. и Фоминым И.Г., из которого следует, что Арендодатель предоставляет, а Арендатор получает во временное пользование (аренду) квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, срок аренды определен с 24 ноября 2014 года по 23 ноября 2015 года (л.д. 38).
Таким образом, с момента регистрации брака, Фомины имели в пользовании другие жилые помещения и фактически по месту регистрации в квартире матери супруга не проживали. Изменение постоянной регистрации 16.05.2013 года не привело к вселению Фоминой Н.В. в квартиру по адресу: <адрес>, и молодая семья продолжила проживать в другом жилом помещении.
Как ранее отмечалось, нуждаемость в жилом помещении, является необходимым условием для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей".
При указанных обстоятельствах, снятие Фоминой Н.В. с постоянного регистрационного учета в г. Старый Оскол и постановка на регистрационный учет в квартире матери супруга, без вселения и изменения места жительства молодой семьи, совершенные непосредственно перед обращением за включением в подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", свидетельствуют о намеренном ухудшении ими своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы Фоминых о том, что регистрация в квартире матери супруга являлась необходимым условием для медицинского обслуживания детей, не могут быть признаны состоятельными, поскольку это противоречит действующему законодательству, и заявителями не приведено ни одного убедительного доказательства того, что при наличие временной регистрации в г. Красноармейск МО и постоянной регистрации в г. Старый Оскол, Фоминой Н.В. в Московской области отказывали в медицинской помощи постоянно зарегистрированным в той же области её несовершеннолетним детям.
Другие доводы заявителей, в том числе о несвоевременном рассмотрении заявления и недостаточной мотивировки решения не могут являться безусловным основанием для признания незаконным оспариваемого постановления Главы г.о. Красноармейск и не влияют на существо принятого постановления № 397 от 25.06.2015 года. Каких-либо иных требований по данному делу Фомиными не заявлено.
Поэтому, при указанных обстоятельствах, администрация г.о. Красноармейск в порядке самоконтроля обоснованно изменила дату признания молодой семьи Фоминых нуждающейся в жилом помещении с 04.09.2014 (с даты регистрации по месту жительства третьего ребенка), что дает право на участие в Подпрограмме в 2016 году, в связи с чем постановление администрации города Красноармейск Московской области от 02.08.2013 № 383 является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Фомина И.Г., Фоминой Н.В. о признании незаконным и отмене постановления Главы городского округа Красноармейск Московской области № 397 от 25.06.2015 года, восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» с 05.08.2013 года, включении в список семей и подаче списка в целях выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в 2015 году отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме –25 сентября 2015 года.
Судья: