Решение по делу № 2а-990/2018 от 22.05.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 июля 2018 года г. Тайшет

Судья Тайшетского городского суда Иркутской области Абрамчик И.М., при секретаре Кравец О.В., с участием административного истца помощника Тайшетского межрайонного прокурора Склярова С.С., представителя административного ответчика администрации Разгонского муниципального образования по доверенности Радченко М.Б.,

рассмотрев административное дело № 2а-990/18 по административному исковому заявлению Тайшетского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Разгонского муниципального образования о признании незаконным бездействия администрации Разгонского муниципального образования в части непринятия мер к получению проектов кладбищ, расположенных в п. Разгон, п. Облепиха Тайшетского района, и созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, о возложении обязанности на администрацию Разгонского муниципального образования в срок до 01.07.2019 года подготовить необходимую документацию и обратиться в проектную организацию за разработкой проектов кладбищ, расположенных в п. Разгон, п. Облепиха Тайшетского района, и в течение месяца по истечении срока разработки проектной организацией проектов кладбищ, предусмотренного СанПиН 2.1.2882-11, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, получить проекты кладбищ и направить их на согласование в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области, возложении обязанности на администрацию Разгонского муниципального образования в срок до 01.07.2019 года создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в форме муниципального предприятия или учреждения,

У С Т А Н О В И Л:

Тайшетский межрайонный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Разгонского муниципального образования о признании незаконным бездействия администрации Разгонского муниципального образования в части непринятия мер к получению проектов кладбищ, расположенных в п. Разгон, п. Облепиха Тайшетского района, и созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, обязании администрации Разгонского муниципального образования в срок до 01.07.2019 года подготовить необходимую документацию и обратиться в проектную организацию за разработкой проектов кладбищ, расположенных в п. Разгон, п. Облепиха Тайшетского района, и в течение месяца по истечении срока разработки проектной организацией проектов кладбищ, предусмотренного СанПиН 2.1.2882-11, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, получить проекты кладбищ и направить их на согласование в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области, обязании администрацию Разгонского муниципального образования в срок до 01.07.2019 года создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в форме муниципального предприятия или учреждения, в обоснование исковых требований, указывая, что Тайшетской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что на территории Разгонского муниципального образования расположены и действуют 2 общественных кладбища.

Из информации, представленной администрацией Разгонского муниципального образования, следует, что земли, занятые захоронениями (общественными кладбищами), имеют следующие размеры и местоположения:

1)         общественное кладбище, расположенное в п. Разгон Тайшетского района, площадью 1,5 га;

2)         общественное кладбище, расположенное в п. Облепиха Тайшетского района, площадью 2,0 га.

Из представленной информации также следует, что право муниципальной собственности на указанные общественные кладбища администрацией Разгонского муниципального образования не зарегистрировано, процедура государственного кадастрового учета в отношении земельных участков, на которых расположены кладбища, не проводилась.

Решением Тайшетского городского суда Иркутской области административное исковое заявление Тайшетского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, на администрацию Разгонского муниципального образования возложена обязанность принять меры по постановке на государственный кадастровый учет, регистрации права муниципальной собственности, включению в реестр муниципального имущества вышеуказанных земельных участков, на которых расположены общественные кладбища, в срок до 01.07.2018 г.

В нарушение положений действующего законодательства эксплуатация кладбищ осуществляется без разработанных и утвержденных проектов, что противоречит требованиям Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а также санитарным нормам и правилам, в частности СанПиН 2.1.2882-11 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Администрацией Разгонского муниципального образования действия по разработке и утверждению указанных проектов не принимаются в установленном законном порядке.

Согласно ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п. 1).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 г. № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882- 11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).

Согласно пункту 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2014 года № 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

В п. 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что указанные санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В нарушение п. 2.7. СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84, проекты устройства кладбищ в Разгонском муниципальном образовании не разработаны.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Частью 3 рассматриваемой статьи установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Законом Иркутской области от 03.11.2016 г. № 96-03 «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Иркутской области закреплен такой вопрос местного значения как организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

При таких обстоятельствах, принятие необходимых мер к разработке проектов кладбищ, расположенных на территории Разгонского муниципального образования, отнесено к полномочиям администрации данного муниципального образования.

Неисполнение администрацией Разгонского муниципального образования вышеуказанных санитарных и экологических требований влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает опасность возникновения угрозы здоровью граждан, что является недопустимым.

Кроме того, администрацией Разгонского муниципального образования не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, что является прямым нарушением федерального законодательства.

На основании ст. 1 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» к задачам настоящего Федерального закона относится, в том числе установление гарантий предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

При этом, согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно положениям ст. 12 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» погребение умерших в случае отсутствия лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, и умерших, личность которых не установлена, осуществляется специализированной службой по вопросам, похоронного дела.

В соответствии с требованиями ст. 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

При этом, в силу положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и положений Гражданского кодекса Российской федерации, органы местного вправе создавать юридические лица в форме муниципальных предприятий или учреждений, и не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям.

В силу п. 1 Указа Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» (далее - Указ) специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям, считается недопустимым.

Согласно п. 2 Указа органам местного самоуправления необходимо выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания услуг, предусмотренных пунктом I настоящего Указа.

В нарушение указанных требований администрацией Разгонского муниципального образования специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, что нарушает права неопределенного круга лица, препятствует реализации установленных Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» гарантий осуществления погребения умерших и предоставления материальной и иной помощи для погребения умерших.

Административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации Разгонского муниципального образования в части непринятия мер к получению проектов кладбищ, расположенных в п. Разгон, п. Облепиха Тайшетского района, и созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, обязать администрацию Разгонского муниципального образования в срок до 01.07.2019 года подготовить необходимую документацию и обратиться в проектную организацию за разработкой проектов кладбищ, расположенных в п. Разгон, п. Облепиха Тайшетского района, и в течение месяца по истечении срока разработки проектной организацией проектов кладбищ, предусмотренного СанПиН 2.1.2882-11, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, получить проекты кладбищ и направить их на согласование в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области, обязать администрацию Разгонского муниципального образования в срок до 01.07.2019 года создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в форме муниципального предприятия или учреждения.

В судебном заседании административный истец помощник Тайшетского межрайонного прокурора Скляров С.С. заявленные требования поддержал в полном объеме по указанным выше основаниям, полагал возможным продлить срок для добровольного исполнения решения суда до 01.01.2020 года.

Представитель административного ответчика администрации Разгонского муниципального образования по доверенности Радченко М.Б. просила отказать в удовлетворении административного иска в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С заявленными требованиями административного истца, указанными в исковом заявлении административный ответчик не согласен, считает, что орган местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решение о создании места погребения в виде кладбища, при этом учитываются экологические и санитарно-гигиенические нормы; выбор земельного участка для места захоронения производится в соответствии с правилами застройки поселения с учетом гидрогеологических характеристик особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131 (в ред. от 18.04.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения входит в вопросы местного значения сельского поселения. Считают, что данный вопрос местного значения администрации Разгонского муниципального образования исполняется в полном объеме, не смотря на количество проблем.

Захоронение на общественном кладбище Разгонского муниципального образования является действующим, исторически сложившимся, и предусмотреть требования п. 2.7 СанПиНа 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» нет технической возможности, требования п. 1.2 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предусмотрены для вновь создаваемых объектов. В условиях существующего кладбища, данные требования не применимы при вынесении решения.

Правовой статус специализированных служб по вопросам похоронного дела в современных условиях остается непредельным - в судебной практике, в частности, по- разному решается вопрос о том, обязаны ли органы местного самоуправления создать такие службы в форме муниципальных предприятий (учреждений) либо оказание гарантированного перечня услуг по погребению может осуществляться коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями на основании муниципального контракта.

Специализированной службы по вопросам похоронного дела в Разгонском муниципальном образовании не имеется. Считают, что ее создание нецелесообразно, так как требует значительных финансовых затрат, которые в бюджете сельского поселения не заложены. Бюджет Разгонского МО на 2018 год принят с дефицитом, а денежные средства на нужды по содержанию мест погребения бюджетом на 2018 год не предусмотрены. Срок исполнения возложенных обязанностей на Администрацию возможен не ранее 01 января 2020 года.

Решением Тайшетского городского суда удовлетворены требования административного искового заявления Тайшетского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Разгонского муниципального образования о возложении обязанности принять меры по постановке на государственный кадастровый учет, регистрации права муниципальной собственности, включению в реестр муниципального имущества данных земельных участков, на которых расположены общественные кладбища, в срок до 01 июля 2018 года. Однако для проведения данных мероприятий требуется много времени, в связи с чем, исполнить решение суда в срок не представилось возможным.

В настоящее время администрацией Разгонского МО заключен договор подряда с ИП Халмахтановым А.М. на выполнение кадастровых работ, также в Министерство лесного комплекса направлены заявления о согласовании и утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории. 20.06.2018 года ответ получен, документы находятся в производстве.

Выслушав доводы административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, суд принимает решение об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом прокурор пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца.

Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяются на главу 22 данного Кодекса, устанавливающую порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

К бездействию относится неисполнение, в т.ч. органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В ст. 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Исходя из положений ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Как следует из ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в рамках полномочий, закрепленных за ними в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельном кодексе Российской Федерации.

В соответствии с п. 22 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 14 Закона Иркутской области № 96-03 от 03.11.2016 года «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» к вопросам местного значения городских поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Аналогичные вопросы местного значения закреплены за Разгонским МО Уставом Разгонского муниципального образования «Разгонское сельское поселение», принятым на II сессии Думы Разгонского муниципального образования Решением № 3 от 14 декабря 2005 г. (п. 23 ч. 1 ст. 6 Устава).

Решением Тайшетского городского суда по административному делу 2а-1318/2017 на администрацию Разгонского муниципального образования возложена обязанность принять меры по постановке на государственный кадастровый учет, регистрации права муниципальной собственности, включению в реестр муниципального имущества вышеуказанных земельных участков, на которых расположены общественные кладбища, в срок до 01.07.2018 г.

Как следует из оснований иска и указанное обстоятельство не оспаривалось административным ответчиком проекты кладбищ, расположенных в п. Разгон, п. Облепиха Тайшетского района, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, отсутствуют, специализированная служба по вопросам похоронного дела в форме муниципального предприятия или учреждения на территории муниципального образования не создана.

Согласно ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п. 1).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).

Согласно пункту 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2014 года N 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

В п. 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что указанные санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Из материалов дела следует, что на территории сельского поселения имеется действующие кладбища, используемые для захоронения умерших, таким образом, администрация сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и в соответствии с Законом Иркутской области от 03.11.2016 г. № 96-03 «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» и Уставом, администрация сельского поселения наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных Уставом, а также иными полномочиями в соответствии с Федеральными законами, законами Иркутской области, в том числе и содержание мест захоронения.

При таких обстоятельствах, принятие необходимых мер к разработке проекта кладбища в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200, отнесено к полномочиям администрации Разгонского муниципального образования.

Факт того, что администрация в настоящий момент не является собственником земельных участков под общественными кладбищами, не свидетельствует о необоснованности требований прокурора, поскольку данные земельные участки используется жителями муниципального образования в качестве кладбища и расположены на территории муниципального образования сельского поселения.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельные участки, фактически занимаемые общественными кладбищами, находятся в ведении органов местного самоуправления в силу прямого указания закона. К тому же, аналогичные положения содержатся в Уставе сельсовета.

Доводы административного ответчика о не применении к возникшим правоотношения требований СанПиН 2.1.2882-11, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200, так как кладбища устроены ранее вступления в законную силу вышеназванных СанПиН, отклоняются как несостоятельные. Содержание кладбища администрация Разгонского муниципального образования осуществляет и в настоящее время, в связи с чем, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, должна руководствоваться указанными СанПиН, которые являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с содержанием кладбищ.

В силу ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе, в том числе: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

На основании ст. 12 названного закона при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Этой же службой осуществляется погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки.

Согласно ст. 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Исходя из ст. 29 указанного закона органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Исходя из изложенного, непринятие административным ответчиком мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению противоречит вышеприведенным нормам Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", чем нарушаются права граждан на выбор между погребением, включающим в себя гарантированный перечень бесплатных услуг, и погребением за счет собственных средств, с последующим получением социального пособия.

При таких обстоятельствах в судебном заседании достоверно установлено бездействие ответчика, т.к. достоверно установлено неисполнение требований СанПиН 2.1.2882-11, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200, и непринятие мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Разгонского сельского поселения.

Доводы ответчика о том, что Законом о погребении допускается возможность осуществлении деятельности по предоставлению услуг по погребению иными организациями, не являющимися специализированными службами по вопросам похоронного дела, отклоняются судом, так как правового значения для рассматриваемого вопроса не имеют и сами по себе не являются основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей.

Представленные административным ответчиком доказательства не свидетельствуют о принятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, и исполнении обязанностей и полномочий направленных на реализацию прав и гарантий граждан на получение гарантированного перечня услуг по погребению.

Таким образом, административный иск Тайшетского межрайонного прокурора является законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частями 8 и 9 ст. 227 КАС РФ решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) приводится в исполнение по правилам, указанным в ст. 187 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

Как следует из разъяснений, данных в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" решение суда по требованиям, заявленным в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица обращается к исполнению судом в соответствии с частями 8 и 9 статьи 227 КАС РФ, что не исключает возможности его принудительного исполнения на основании выданного судом исполнительного листа, если решением суда на административного ответчика (орган, должностное лицо) возложена обязанность по совершению (воздержанию от совершения) определенных действий.

По правилам ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Суд, учитывая мнение сторон, считает необходимым установить срок исполнения возложенной судом обязанности до 01.01.2020.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Тайшетского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Разгонского муниципального образования о признании незаконным бездействия администрации Разгонского муниципального образования в части непринятия мер к получению проектов кладбищ, расположенных в п. Разгон, п. Облепиха Тайшетского района, и созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, о возложении обязанности на администрацию Разгонского муниципального образования подготовить необходимую документацию и обратиться в проектную организацию за разработкой проектов кладбищ, расположенных в п. Разгон, п. Облепиха Тайшетского района, и в течение месяца по истечении срока разработки проектной организацией проектов кладбищ, предусмотренного СанПиН 2.1.2882-11, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, получить проекты кладбищ и направить их на согласование в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области, возложении обязанности на администрацию Разгонского муниципального образования создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в форме муниципального предприятия или учреждения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Разгонского муниципального образования, выразившееся в непринятии мер получению проектов кладбищ, расположенных в п. Разгон, п. Облепиха Тайшетского района, и созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Обязать администрацию Разгонского муниципального образования в срок до 01.01.2020 года подготовить необходимую документацию и обратиться в проектную организацию за разработкой проектов кладбищ, расположенных в п. Разгон, п. Облепиха Тайшетского района, и в течение месяца по истечении срока разработки проектной организацией проектов кладбищ, предусмотренного СанПиН 2.1.2882-11, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, получить проекты кладбищ и направить их на согласование в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области.

Обязать администрацию Разгонского муниципального образования в срок до 01.01.2020 года создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в форме муниципального предприятия или учреждения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: И.М. Абрамчик

2а-990/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Тайшетский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Разгонского муниципального образования
Суд
Тайшетский городской суд Иркутской области
Судья
Абрамчик Иван Михайлович
Дело на сайте суда
taishetsky.irk.sudrf.ru
22.05.2018Регистрация административного искового заявления
22.05.2018Передача материалов судье
22.05.2018Решение вопроса о принятии к производству
22.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2018Судебное заседание
05.07.2018Судебное заседание
10.05.2020Регистрация административного искового заявления
10.05.2020Передача материалов судье
10.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2020Дело оформлено
10.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее