Судья Трегулова К.К. УИД 16RS0046-01-2022-001081-31
Дело № 2-1881/2022
Дело № 33-882/2023 (33-18899/2022)
Учет № 066 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 марта 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гиниатуллиной Ф.И. и Субботиной Л.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Нигматзяновой А.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Субботиной Л.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» – Валиева М.Ф. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 10 августа 2022 года, которым постановлено:
исковые требования Галиуллиной Р.Г. удовлетворить частично.
Признать приказ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» от 30 ноября 2021 года № 05/561п «О премировании» в части невключения Галиуллиной Рамзии Гильмановны в ведомость по распределению баллов за работу в усиленном режиме в связи с Ковид-19 для стимулирующей выплаты за работу в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции незаконным.
Признать действия ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» по невыплате Галиуллиной Рамзие Гильмановне стимулирующей выплаты за работу в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции неправимерными и обязать ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан», ИНН 1660077474 произвести Галиуллиной Рамзие Гильмановне, 10 февраля 1956 года рождения, уроженки города Казани, паспорт серии 92 04 № 976057, выдан 11 июня 2003 года, выплату стимулирующего характера за работу в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в сумме 124 974 рублей, компенсации морального вреда в сумме 5 000 рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Республики Татарстан» государственную пошлину в бюджет муниципального образования города Казани в размере 3 999 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии Республики Татарстан – Валиева М.Ф., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения истца Галиуллиной Р.Г., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Галиуллина Р.Г. обратилась в суд с иском к ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» о признании приказов незаконными, возложении обязанности выплатить целевые федеральные субсидии, признании действий работодателя неправомерными, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований истец указала, что в октябре 2021 года ей стало известно, что и.о. заведующей отдела обеспечения эпидемиологического надзора Сафина Р.Ф. подготовила список на выплату целевых компенсационных средств за 9 месяцев 2021 года, в который она была включена. Выплаты произведены 7 декабря 2021 года, сумма выплат составила врачам от 190 000 рублей до 250 000 рублей. Однако работодатель беспричинно исключил ее из списка на выплаты. С приказом о лишении выплаты ее не знакомили. Критериями для выплат являлись: оформление донесений, таблиц, дежурств в выходные и, якобы, имеющиеся переработки. Ни один из данных критериев не может являться основанием для компенсационных выплат: оформление документов оформляется в кабинетах, переработки не подтверждаются табелем учета рабочего времени и не и имеют никакого отношения ни к КОВИДу, ни к выплатам. Из 51 сотрудника отдела обеспечения эпидемиологического надзора имели контакт с заболевшими, подозрительными на заболевание КОВИД человек 10, в том числе и она. Между тем, ей одной из врачей отдела, не произвели выплату. Считает, что нарушены ее права, распределение целевых средств по личному усмотрению без учета объективных обстоятельств, являются местью за отстаивание своих прав в суде. До подачи иска она пыталась решить вопрос миром, но руководитель ответчика настаивает на судебном решении.
В период судебного разбирательства дела Галиуллина Р.Г. исковые требования изменила, просила признать действия работодателя неправомерными, признать приказы ФБУЗ от 24 ноября 2021 года № 05/556п и от 30 ноября 2021 года № 05/561п незаконными, обязать выплатить ей целевые федеральные субсидии по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в сумме 250 000 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.
Истец Галиуллина Р.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, повторив доводы, изложенные в заявлении, пояснив, что работает в ФБУЗ врачом-эпидемиологом в отделе обеспечения эпидемиологического надзора. У нее есть функциональные обязанности, согласно которым предусмотрена работа в очагах непосредственно в контакте с инфекционными больными. В связи с пандемией, помимо обслуживания других инфекций, она подключалась к обслуживанию очагов коронавирусной инфекции. В период вспышки коронавирусной инфекции в ходе работы она ежедневно сталкивалась с данным заболеванием. Считает приказы ответчика незаконными, поскольку приказ от 24 ноября 2021 года утверждает Положение о стимулирующей выплате, в котором она не согласна с разделом 9.2. Все критерии сводятся к мониторингу, то есть работа с компьютером и документами. Перечень экстренных сообщений обозначает, что на каждого больного из поликлиники передается экстренное извещение (ФИО, место работы и проживания, возраст), но это не очаг. Она должна была в течение 3 дней выехать по адресу больного, выяснить контактных людей, провести беседу и заполнить документы. Она обслужила 130 очагов вместо 63. Нет ни одного критерия, который бы касался цели и задач, поставленных для распределения субсидии. При этом, согласно табелю рабочего времени, работа всеми сотрудниками выполнялась в период рабочего времени. Между тем, она единственная из врачей-эпидемиологов не получила данную стимулирующую выплату. Исходя из табеля учета рабочего времени субсидию получали даже те сотрудники, которые отсутствовали на работе (на учебе, в отпуске). Первоначально она была в списке сотрудников на получение указанной выплаты, который составляла Сафина Р.Ф. в период исполнения обязанностей заведующего отделом. От выполнения работы она никогда не отказывалась, работала в усиленном режиме. По «ковиду» самые тяжелые формы были у нее, ни один из отчетов в приказ не попал, в критериях ее дополнительная работа в связи с ковидом, не указана, несмотря на то, что свою работу она одновременно выполняла. В тоже время, в критериях указаны работы, которые выполняли сотрудники ежедневно. Заведующая отдела обеспечения эпидемиологического надзора Карпова И.А. полмесяца была в отпуске, никогда не выходила ни в один очаг, но у нее 130 баллов. Полагает, что исключение ее из списка работников, работающих в усиленном режиме, связано с негативным, предвзятым отношением к ней, поскольку ранее она обжаловала неправомерные действия работодателя, и в отношении руководства было вынесено частное определение, кроме того, по ранее выданным выплатам, она отказала в просьбе передать половину от полученной ею выплаты.
Представитель ответчика по доверенности Игошин А.А. исковые требования не признал, пояснив, что осуществление денежного стимулирования работников в 2021 году осуществлялось на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года № 2757-р и Соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 15 октября 2021 года № 141-02-2021-627, заключенного между Роспотребнадзором и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан». В соответствии с пунктом 6.1.1 Соглашения субсидии предоставляются на осуществление выплат стимулирующего характера специалистам, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции. Соглашением не регламентируется порядок предоставления данных выплат, поэтому ФБУЗ самостоятельно разработало критерии по наиболее проблемным зонам, где необходима была работа. Стимулирующая выплата направлена на поощрение специалистов, которые работали в усиленном режиме. Единовременная выплата стимулирующего характера специалистам ФБУЗ, работавшим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции была установлена за период с 1 сентября 2021 года по 31 декабря 2021 года. Расчет суммы стимулирующей выплаты каждому специалисту осуществлялся на основании информации, предоставленной руководителем соответствующего структурного подразделения о характере работы в усиленном режиме работников подразделения ФБУЗ. В соответствующем списке сотрудников отдела обеспечения эпидемиологического надзора, работавшим в усиленном режиме, направленном на имя главного врача заведующей отдела Карповой И.А., истец отсутствовала. Доказательств того, что истец работала в усиленном режиме относительно ее обычного объема работ, предусмотренного трудовым договором, и имеет право на получение соответствующей выплаты, истец не представила. Возражают и против расчета истца взыскиваемой суммы, так как выделена субсидия 23 442 100 рублей, для расчета стимулирующей выплаты берется 17 989 300 рублей, так как оставшаяся сумма перечислена в виде налога.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) представил в суд возражения на исковое заявление, указав, что считают исковые требования не подлежащими удовлетворению. Данная выплата является выплатой стимулирующего характера и ключевым основанием ее выплаты является усиленный режим работы в связи с принимаемыми мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции. Указанная единовременная выплата стимулирующего характера была установлена за период работы в данном режиме с 1 сентября 2021 года по 30 декабря 2021 года, в период подъема заболеваемости в 3 раза. Расчет суммы стимулирующей выплаты каждому отдельному специалисту осуществлялся на основании информации, предоставленной руководителями соответствующих структурных подразделений о характере работы в усиленном режиме работников подразделений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан». В соответствующем списке сотрудников отдела Галиуллина Р.Г. отсутствовала. Доказательств того, что Галиуллина Р.Г. работала в усиленном режиме относительно ее обычного объема работы, предусмотренного трудовым договором, истцом не представлено.
Свидетель Сафина Р.Ф. суду пояснила, что в октябре 2021 года, когда она исполняла обязанности заведующего отделом, ее вызвал заместитель главного врача и дал указание, чтобы она предоставила информацию, кто какую работу выполнял в связи с коронавирусом. Она сообщила об этом Карповой И.А., на что она сказала, чтобы никого не упустили, сама про всех напомнила. Она, как сотрудник отдела, то, что имело отношение к коронавирусу, знала, указала все фамилии сотрудников, про каждого написала, кто какую работу выполнял. Галиуллина Р.Г. также была в списке. Галиуллина Р.Г. составляла донесения на больных коронавирусом. После того, как собрала информацию, передала ее заместителю главного врача Сабирзянову А.Р.
Свидетель Карпова И.А. суду пояснила, что руководство дали ей указание, чтобы она разработала критерии по оценке сотрудников. Она учитывала напряженность условия труда, важность работ. Их обыденную работу она в критерии не включала. Документа, как она должна была указать критерии и баллы, у них нет. У них был напряженный режим труда. Она учитывала объем работы, который в разы возрос. Данная работа появилась в марте 2021 года. Галиуллина Р.Г. не получила выплаты в связи с тем, что не участвовала в работе, которые были определены в критериях. Истец сама отказалась от выполнения работы, отказы нигде не зарегистрированы. Режим дня в указанный период не изменялся.
Судом постановлено решение о частичном удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» – Валиев М.Ф. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований истца отказать в полном объеме. При этом в жалобе приводит те же доводы, что и в обоснование позиции ответчика, высказанной в суде первой инстанции. Кроме того, указывает, что истцом в суд первой инстанции представлена незаверенная копия отчета о проделанной работе, который, как утверждает истец, был составлен по запросу заведующей отделом Карповой И.А. и подписан ею. Указанный отчет был судом принят в качестве доказательства выполнения истцом работы в усиленном режиме. Однако подлинник отчета в суд представлен не был. Между тем, сама Карпова И.А., допрошенная в качестве свидетеля показала, что истец отказалась выполнять работу, позволяющую претендовать на выплаты стимулирующего характера, поэтому и не была включена в список лиц на получение выплаты. Представитель ответчика полагает, что суд принял в качестве доказательства документ, подлинник которого никто не видел. Таким образом, суд вынес решение с нарушением норм процессуального права, положив в основу решения недопустимые доказательства, что делает его незаконным и необоснованным.
В дополнительной апелляционной жалобе представитель ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» – Валиев М.Ф. указал, что свидетель Карпова И.А. в ходе судебного заседания 7 июня 2022 года показала, что истец отказалась участвовать в работе, попадающей под критерии для стимулирующей выплаты. Истец показания свидетеля в судебном заседании не оспорила, никаких опровергающих доказательств не представила.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии Республики Татарстан – Валиев М.Ф. доводы апелляционной жалобы поддержал, заявил о подложности представленного истцом копии отчета о проделанной работе, просил исключить его из числа доказательств.
Истец Галиуллина Р.Г. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии со статьей 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.
Согласно статье 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее – локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Судом установлено, что приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребназор) от 29 декабря 2020 года № 882 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления субсидий из федерального бюджета в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Настоящий Порядок устанавливает правила определения объема и условий предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным учреждениям, находящимся в ведение Роспотребнадзора.
Согласно пункту 4.13, 4.23 Порядка целевые субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения расходов учреждений на следующие цели: реализацию мероприятий по борьбе с эпидемиями, предоставление субсидий в целях осуществления выплат физическим лицам, в том числе на осуществление выплат стимулирующего характера лицам, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции.
15 октября 2021 года между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Учредитель) и Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» (Учреждение) заключено Соглашение № 141-02-2021-627 о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказом Роспотребнадзора от 29 декабря 2020 года № 882.
Согласно пункту 1.1 Соглашения предметом Соглашения является предоставление Учреждению из федерального бюджета в 2021 году субсидии в целях: иные субсидии, предусмотренные законодательством Российской Федерации в целях осуществления выплаты физическим лицам. Субсидия предоставляется Учреждению в размере 23 422 100 рублей.
Согласно пункту 6.1.1 Соглашения субсидии предоставляются во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года № 2757-р на осуществление выплат стимулирующего характера специалистам, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции. Количество получателей выплат должно быть не менее количества получателей, указанных в Приложении № 3 к Соглашению.
Из Приложения к Соглашению следует, что количество получателей выплат по состоянию на 31 декабря 2021 года должно быть не менее 219.
Из материалов дела следует, что по трудовому договору № 1/75 от 28 марта 2005 года и приказу о приеме на работу от 28 марта 2005 года Галиуллина Р.Г. работает в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» в отделе обеспечения эпидемиологического надзора в должности врача-эпидемиолога.
Согласно Функциональным обязанностям врача-эпидемиолога отдела обеспечения эпидемиологического надзора Галиуллиной Р.Г., утвержденным заместителем главного врача 19 марта 2021 года, курируемый раздел инфекций: воздушно-капельные (скарлатина, инфекционный мононуклеоз). Проведение санитарно-эпидемиологических обследований очагов инфекционных заболеваний, в том числе по месту жительства с оформлением первичной документации по заданию заведующего отделом. Взаимодействие с лечебно-профилактическими организациями с целью обеспечения достоверного формирования отчетных форм по курируемому разделу инфекций. Ежемесячное формирование статистической формы № 2 по городу Казани и Республики Татарстан по курируемому разделу инфекций.
В соответствии с Должностной инструкцией врача-эпидемиолога отдела обеспечения эпидемиологического надзора ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» врач-эпидемиолог отдела непосредственно подчиняется заведующему отделом. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией врач-эпидемиолог несет персональную ответственность в пределах, определенных законодательством Российской Федерации.
Приказом главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» от 24 ноября 2021 года № 05/556п утверждено Положение о выплате стимулирующего характера специалистам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан», работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно Положения стимулирующая выплата устанавливается за период с 1 сентября 2021 года по 30 декабря 2021 года за счет выделенной субсидии в размере 23 422 100 рублей. Сумма стимулирующей выплаты рассчитывается методом умножения средней стоимости 1 балла на количество баллов специалиста ФБУЗ. Стимулирующая выплата может быть выплачена в срок не позднее 30 декабря 2021 года. Расчет суммы стимулирующей выплаты отдельному специалисту осуществляется финансово-экономическим отделом на основании обобщенной информации о характере работы в усиленном режиме работников соответствующих структурных подразделений ФБУЗ, представленной руководителями соответствующих структурных подразделений ФБУЗ, согласованной и подписанной заместителями главного врача и утвержденной Главным врачом ФБУЗ.
Из пунктов 9, 9.2 Положения следует, что критериями оценки работы в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции являются для специалистов отдела обеспечения эпидемиологического надзора (для врачей-эпидемиологов, зоологов, энтомологов и иных специалистов, привлекаемых к работе):
- сбор, обобщение, анализ, ввод в Федеральную информационно-аналитическую программу РЕПОРТ – 30 баллов,
- сбор эпидемиологического анамнеза у больных с составлением донесений на каждый случай – 20 баллов,
- работа с филиалами ФБУЗ по приему, анализу донесений – 20 баллов,
- формирование донесений по эстафетному наблюдению на объектах ЖД – 15 баллов,
- формирование списков контактных больных по городу Казани для организации противоэпидемических мероприятий в организованных коллективах – 13 баллов,
- работы по внедрению модуля «Эпидемиологический надзор и мониторинг» ЕИАС в работу ФБУЗ – 12 баллов,
- организация уведомления контактных по коронавирусной инфекции о необходимости нахождения их на изоляции – 10 баллов,
- дополнительная корректировка ЭИ в АССГМ по результатам проведенных исследований лаборатории ФБУЗ – 10 баллов,
- помощь филиалам в приеме, регистрация, корректировка ЭИ – 3 балла,
- делопроизводство – 1 балл.
29 ноября 2021 года заведующей отделом обеспечения эпидемиологического надзора Карповой И.А. направлена главному врачу ФБУЗ информация по критериям оценки напряженности труда специалистов отдела обеспечения эпидемиологического надзора в период с 1 ноября 2021 года по 26 ноября 2021 года. В списке специалистов отдела, которые работали в усиленном режиме, Галиуллина Р.Г. отсутствует, баллы не определены.
Приказом врио главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» от 30 ноября 2021 года № 05/561п за выполнение отдельных особо важных и сложных заданий приказано премировать сотрудников ФБУЗ, работающих в усиленном режиме и в связи с принимаемыми мерами по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации, согласно приложениям к приказу.
Согласно ведомости распределения баллов за работу в усиленном режиме в связи с COVID-19, утвержденной главным врачом ФБУЗ, следует, что для исчисления принят период 3 месяца с 1 сентября 2021 года по 30 ноября 2021 года баллы за работу в усиленном режиме определены для 208 сотрудников.
При этом, для отдела обеспечения эпидемиологического надзора баллы определены следующим образом: заведующий отделом Карпова И.А. – 130 баллов, врачи-эпидемиологи: 3 – по 93 балла, 11 – по 83 балла, 1 – 23 балла, помощники врача-эпидемиолога – от 25 до 67 баллов, зоологи – от 21 до 83 баллов, энтомологи – от 21 до 83 баллов. В указанном списке врач-эпидемиолог Галиуллина Р.Г. отсутствует.
Из представленных табелей учета рабочего времени за период с 1 сентября 2021 года по ноябрь 2021 года следует, что врачи-эпидемиологи работали в установленном режиме рабочего времени 7,48 часов, в том числе, с предоставлением отпусков.
Из ответа врио главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» А.Р. Сабирзянова от 16 мая 2022 года на запрос суда следует, что сумма субсидии на осуществление выплат стимулирующего характера специалистам, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции была установлена в 23 422 100 рублей. После выделения данной суммы ФБУЗ на основании приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Татарстан» от 15 октября 2021 года № 660-л/о «О премировании руководителей федеральных бюджетных учреждений здравоохранения Роспотребнадзора» часть денежных средств в размере 781 200 рублей с учетом налогов была выплачена главному врачу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан», из оставшейся суммы 22 640 900 рублей 17 389 300 рублей были направлены на выплаты сотрудникам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан», 5 251 600 рублей составили налоговые отчисления в федеральный бюджет. Из суммы 17 389 300 рублей двум заместителям главного врача ФБУЗ выплачено по 200 000 рублей, 8 главным врачам филиалов ФБУЗ выплачено по 100 000 рублей. Оставшаяся сумма в 16 189 300 рублей распределена между сотрудниками ФБУЗ согласно баллам, полученным по результатам работы в усиленном режиме. Совокупное количество баллов, набранное специалистами, составило 6863 балла. Расчет стоимости одного балла: 16 189 300 рублей: 6863 балла = 2 358 рублей. Указанная сумма умножалась на количество баллов конкретного специалиста, указанных в ведомости распределения баллов за работу.
Полагая свои права нарушенными, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности действий ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» по невыплате Галиуллиной Р.Г. стимулирующей выплаты за работу в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции и приказ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» от 30 ноября 2021 года № 05/561п «О премировании» в части невключения Галиуллиной Р.Г. в ведомость по распределению баллов за работу в усиленном режиме в связи с Ковид-19 для стимулирующей выплаты за работу в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, признавая доводы апелляционной жалобы ответчика необоснованными, исходя из следующего.
Так, согласно Соглашению от 15 октября 2021 года и Положению о выплате стимулирующего характера от 24 ноября 2021 года субсидия предоставлена из федерального бюджета для осуществления единовременной выплаты стимулирующего характера специалистам ФБУЗ, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции.
На основании письма от 11 марта 2021 года руководителя Управления Роспотребнадзора в Республике Татарстан в адрес ФБУЗ об обеспечении заполнения онлайн отчетов на сайте интернет, а также предоставление отчетных форм на Галиуллину Р.Г. была возложена обязанность по заполнению отчета № 970 – информация о случаях инфекционных заболеваний у лиц с подозрением на новую коронавирусную инфекцию (персонифицированный учет) – ежедневно он-лайн, и по заполнению отчета № 1097 – места работы больных новой коронавирусной инфекцией – еженедельно в четверг до 12 часов он-лайн.
Согласно отчету Галиуллиной Р.Г. о работе за период с 1 сентября 2021 года по 26 ноября 2021 года, подготовленному по запросу и принятому заведующей отделом Карповой И.А., следует, что Галиуллиной Р.Г. по заданию выполнялась работа: ежедневные выходы в очаги, 65 % которых – больные новой коронавирусной инфекцией, проводилась разъяснительная и санитарно-просветительная работа по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, осуществлялась работа по мониторингу: анализ заболеваемости, сбор эпидемиологического анамнеза у больных, формирование списка контактных, организация противоэпидемических мероприятий в коллективах, работа в системе АССГ, консультация филиалов ФБУЗ, делопроизводство, дополнительная работа по новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, работа истца в связи с принимаемыми мерами по предупреждению распространения коронавирусной инфекции была усилена дополнительными обязанностями, в том числе, при этом, выполнялась работа, предусмотренная критериями оценки работы в усиленном режиме и предусмотренная функциональными обязанностями.
Как следует из пояснений представителя ответчика, табелей учета рабочего времени все специалисты отдела, как и Галиуллина Р.Г., работали в пределах установленного ежедневного рабочего времени, а некоторые сотрудники, которые получили стимулирующую выплату, и неполный рабочий день. Более того, в расчетный период некоторые специалисты отдела обеспечения эпидемиологического надзора находились определенное время в отпусках, либо были временно нетрудоспособны.
Вместе с тем, согласно информации по критериям оценки напряженности труда специалистов отдела обеспечения эпидемиологического надзора с 1 сентября 2021 года по 26 ноября 2021 года, поданной главному врачу ФБУЗ заведующей отделом Карповой И.А., которая явилась основанием ведомости распределения баллов за работу в усиленном режиме, утвержденную оспариваемым приказом от 30 ноября 2021 года № 05/561п, расчет по критериям распределен вне зависимости от количества отработанных часов, а только по одному факту выполнения этой работы (например, полный рабочий день либо неполный рабочий день, был в отпуске или нет – отчеты в программе РЕПОРТ – 30 баллов и т.д.).
При этом, в нарушение Положений о выплате стимулирующего характера от 24 ноября 2021 года о том, что стимулирующая выплата устанавливается за период с 1 сентября 2021 года по 30 декабря 2021 года, расчетный период для выплаты согласно ведомости распределения баллов, учтен только с 1 сентября 2021 года по 30 ноября 2021 года.
Из показаний свидетеля Сафиной Р.Ф. также было установлено, что она, исполняя обязанности заведующей отделом, первоначально составила список специалистов, работающих в усиленном режиме, в котором была и Галиуллина Р.Г.
Исходя из установленных в суде обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ответчик неправомерно не учел, в том числе, и при определении критериев оценки работы в усиленном режиме, при определении стимулирующей выплаты работу истца в очагах в непосредственном контакте с больными, поскольку их количество соответственно возросло, а также работу истца в усиленном режиме по тем критериям работодателя, которые она выполняла.
Так, из пояснений Галиуллиной Р.Г. в суде было установлено, что истец не работала в Федеральной информационно-аналитической программе РЕПОРТ (30 баллов), не формировала донесения по эстафетному наблюдению на объектах ЖД (15 баллов), не выполняла работы по внедрению модуля «Эпидемиологический надзор и мониторинг» в ЕИАС в работу ФБУЗа (12 баллов).
Поскольку работодателем произведен расчет баллов не в зависимости от количества часов работы в усиленном режиме, а по виду выполняемой работы в усиленном режиме, суд первой инстанции счел возможным определить количество баллов Галиуллиной Р.Г. равной 53, учитывая, что в Федеральной информационно-аналитической программе РЕПОРТ она не работала (баллы врача-эпидемиолога в среднем 83 балла с учетом работы в программе РЕПОРТ (30 баллов). При этом, суд учитывал, что Галиуллина Р.Г. работала и в непосредственном контакте с больными новой коронавирусной инфекцией, количество которых в указанный период также значительно возросло.
Принимая во внимание порядок расчета, по которому была произведена стимулирующая выплата специалистам, занимающим равнозначные должности, исчисленную ответчиком стоимость 1 балла в размере 2 358 рублей, количество баллов за работу Галиуллиной Р.Г., с учетом удержания из суммы подоходного налога, стимулирующая выплата, подлежащая выплате Галиуллиной Р.Г. правильно определена судом в размере 124 974 рублей.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что определение стимулирующей выплаты истцу исходя из стоимости балла, определенного для всех сотрудников ФБУЗ, а также взыскание стимулирующей выплаты в пользу Галиуллиной Р.Г., будет отвечать принципам социальной справедливости и социального равенства в праве на получение целевой субсидии из федерального бюджета.
Показания свидетеля Карповой И.А. о том, что Галиуллина Р.Г. отказывалась выполнять работу, за которую была выплачена стимулирующая выплата, суд первой инстанции оценил критически, поскольку Карпова И.А., работает заведующей отделом обеспечения эпидемиологическим надзора, является разработчиком критериев оценки работы и подателем информации о критериях оценки напряженности труда каждого отдельного специалиста вверенного ей отдела, то есть лицом, заинтересованным в положительном для ответчика, исходе дела. Более того, суду не было представлено каких-либо допустимых доказательств, подтверждающих отказ истца от выполнения работы и применение к ней дисциплинарных наказаний.
Более того, как пояснила допрошенная в суде апелляционной инстанции в качестве свидетеля Карпова И.А., составление списка работников для выплаты стимулирующего характера и расчет баллов производился ею самостоятельно, при этом предоставление каких-либо отчетов о проделанной работе от сотрудников не требовалось, соответственно, работниками отчеты не предоставлялись.
Вопреки ссылки представителя ответчика о подложности представленного истцом копии отчета о ее работе за период с 1 сентября 2021 года по 26 ноября 2021 года, принятому заведующей отделом Карповой И.А., в суде апелляционной инстанции Карпова И.А. свою подпись в указанном документе не оспаривала. При этом как пояснила Галиуллина Р.Г. при составлении указанного отчета по требованию Карповой И.А., она не знала для каких целей он был необходим.
Установив нарушение ответчиком прав истца как работника, суд взыскал в пользу последнего компенсацию морального вреда на основании части 1 статьи 237 Трудового кодекса РФ в размере 5 000 рублей.
Иные доводы апелляционной жалобы представителя ответчика сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
В остальной части решение участвующими в деле лицами не обжалуется и предметом апелляционного рассмотрения не является.
Руководствуясь статьями 199, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 10 августа 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» – Валиева М.Ф. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 22 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи