Решение по делу № 33а-3252/2017 от 01.06.2017

Каякентский районный суд РД судья М.М. Гаджимурадов

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 июля 2017 года, по делу /2017, г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Джарулаева А-Н.К., судей Гомленко Н.К., Хаваева А.Г., при секретаре ФИО4, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора <адрес> к администрации МР «<адрес>» о признании бездействия, выразившегося в не установлении на территории <адрес> системы оповещения населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, незаконным и понуждении исполнения требований закона, по апелляционной жалобе представителя администрации МР «<адрес>» ФИО5 на решение Каякентского районного суда Республики Дагестан от <дата>.

Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., пояснения прокурора ФИО7, судебная коллегия,

установила:

прокурор <адрес> обратился в суд с приведенным административным иском, мотивируя требования тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. В ходе проверки установлено, что на территории <адрес> система оповещения населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера отсутствует.

Положениями Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», распоряжения Правительства РФ от 25.10.2003 № 1544-р «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время», пункта 27 ч. 1 ст. 6 Устава MP «<адрес>», и других нормативно-правовых актов и подзаконных актов установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, информирование населения о чрезвычайных ситуациях, создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

В нарушение приведенных требований на территории <адрес> система оповещения населения и территорий поселения от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера отсутствует.

Отсутствие системы оповещения создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, может привести к срыву их своевременного оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера, выходящих за пределы потенциально опасных объектов, совершении террористических актов.

В связи с этим прокурор <адрес> ставит вопрос о признании бездействия администрации МР «<адрес>», выразившегося в не установлении на территории <адрес> системы оповещения населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, незаконным и о понуждении исполнения требований закона.

Определением Каякентского районного суда от <дата> в качестве административного соответчика привлечено МО СП «<адрес>».

Решением Каякентского районного суда РД от <дата> заявленные требования удовлетворены и постановлено:

Признать бездействие администрации МР «<адрес>», выразившееся в не установлении системы оповещения населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и природного или техногенного характера, незаконным.

Обязать администрацию МР «<адрес>» установить систему оповещения населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и природного или техногенного характера на территории <адрес>.

В апелляционной жалобе представитель администрации МР «<адрес>» ФИО5 просит решение суда первой инстанции отменить. Ими заключены соглашения от <дата> с представителем мечети <адрес> и ОМВД России по <адрес> о взаимодействии по оповещению и информированию населения о чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях через громкоговорители, установленные на минарете мечети и на транспорте полиции. Данное полагает является эффективным способом оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях.

В письменных возражениях прокурор ФИО6 и в судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор ФИО7 указывали о законности и обоснованности решения суда и о несостоятельности доводов жалобы.

На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представители администрации МР «<адрес>» и администрации МО СП «<адрес>» не явились, о месте и времени слушания дела извещены, доказательств уважительности причин неявки суду не представили. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё и оценив их в совокупности с доказательствами по делу, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании ст. 39 КАС РФ и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным иском о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования конкретизированы, в частности, в Федеральном законе от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Закон № 68-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 Закона № 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно пунктам «а», «в», «г», «м» ч. 2 ст. 11 Закона № 68-ФЗ, органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют информирование населения и территорий о чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25.10.2003 № 1544-р «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время» органам местного самоуправления рекомендовано разработать и осуществить комплекс организационно-правовых мероприятий по реконструкции и обеспечению готовности действующих территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения, а также по созданию новых территориальных систем, в том числе путем реализации целевых программ.

В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования (ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»).

Согласно п. 4 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006, на муниципальном уровне (на территории муниципального образования) должна быть создана местная система оповещения.

В силу п. 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации; - установку специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; - комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.

Финансовое обеспечение вышеуказанных мероприятий вменено на законодательном уровне в компетенцию органов местного самоуправления, что следует из положений п. «г» ч. 2 ст. 11, а также ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

В частности, согласно п. «г» ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

В силу ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

Таким образом, приведенные нормативно-правовые акты свидетельствуют о том, что на законодательном уровне определена и конкретизирована компетенция органов местного самоуправления в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и установлены субъекты финансирования данных мероприятий.

Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривалось, что администрацией не выполнены установленные законом требования, в частности, система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях на территории <адрес> действительно отсутствует. Данное создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, может привести к срыву их своевременного оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Приводимые в жалобе обстоятельства того, что администрацией в настоящее время создана система голосового оповещения через громкоговорители, установленные в мечетях и автомашинах полиции, предназначенная для речевого оповещения, не опровергают правильности выводов суда об удовлетворении иска. Документы, представленные заявителем в подтверждение указанных обстоятельств, датированы временем после проведения соответствующей проверки и постановления судом решения. Таким образом, указанные документы свидетельствуют, что на момент проведения проверки местная система оповещения администрацией в соответствии с требованиями закона не создана, как не выполнены установленные законом требования и по настоящее время. С учетом этого, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований и о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения закона.

Апелляционная жалоба не содержит в себе доводов, являющихся правовыми основаниями для отмены судебного решения, основана на неправильном толковании норм законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, сведены к изложению позиции, которая обоснованно была отклонена судом первой инстанции по изложенным в решении мотивам и которые судебной коллегией признаются правильными.

В связи с этим, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку разрешая заявленные требования по существу, судом правильно применены нормы права, на основе исследованных доказательств, дав им надлежащую правовую оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 308-309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Каякентского районного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МР «<адрес>» ФИО5 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-3252/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Каякентского района
Ответчики
Адм. МР " Каякентский район"
Адм. МО "с. Капкаякент"
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
01.06.2017[Адм.] Передача дела судье
06.07.2017[Адм.] Судебное заседание
17.07.2017[Адм.] Передано в экспедицию
17.07.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее