№2-296/2016
решение
Именем Российской Федерации
25 февраля 2016 г. г.Саратов
Волжский районный суд города Саратова в составе
председательствующего судьи Гончаровой Н.О.,
при секретаре Киржевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барыльника Б.Н. к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по управлению имуществом города Саратова, садоводческому некоммерческому товариществу "Тополек-86" о признании незаконным распоряжения, признании права собственности на земельный участок,
установил:
Барыльник Б.Н. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по управлению имуществом города Саратова, садоводческому некоммерческому товариществу "Тополек-86" о признании незаконным распоряжения, признании права собственности на земельный участок. В обоснование заявленных требований указал, что является членом СНТ "Тополек-86" и владеет земельным участком № общей площадью № кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, СНТ "Тополек-86". Однако распоряжением Комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рз ему было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что не представлено заключение правления СНТ, подтверждающее описание местоположения земельного участка и его использование заявителем, а также земельный участок площадью 4,6 га предоставлен в собственность иному лицу. Считает указанное распоряжение незаконным, поскольку спорный участок находится в границах СНТ "Тополек-86".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились и представителей не направили, на основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.15 Конституции РФ все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст.11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом, в том числе, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В силу ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Статьей 15 ЗК РФ определено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как предусмотрено ч.1 п.1 ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.
Согласно ст.61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с п.2.7 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31.12.2020 члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу данного Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
При этом предоставление земельного участка в случае, предусмотренном п.2.7, в собственность гражданина осуществляется решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления на основании заявления гражданина или его представителя (п.2.8 той же статьи).
Согласно положениям ст.13 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим огородническим и данным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно, в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации. В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин являющейся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документов. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином. В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя); сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
В соответствии с Обзором судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2012-2013 год, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014, исходя из толкования положений пунктов 2 и 4 статьи 28 названного федерального закона граждане вправе приватизировать (перерегистрировать или переоформить) в собственность свои садовые или дачные земельные участки, находящиеся в их постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении, напрямую обращаясь с соответствующим заявлением в территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для получения свидетельства о праве собственности.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом некоммерческого объединения, вправе самостоятельно (или через представителя) обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением и приложением соответствующих документов, а затем обратиться в Росреестр.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена упрощенная административная процедура оформления права собственности на земельный участок, расположенный на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
Согласно ст.25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии со ст.66 ЗК РСФСР от 24.04.1991, действовавшего на момент выделения земельных участков в садоводческом товариществе "Тополек", земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляются местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ.
К землям общего пользования относятся земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.
На земли общего пользования местными Советами народных депутатов садоводческому или животноводческому товариществу выдается документ, удостоверяющий право на землю.
На участки, переданные в собственность каждому члену садоводческих и животноводческих товариществ, местными Советами народных депутатов по представлению соответствующих товариществ выдается документ, удостоверяющий его право на землю.
Порядок использования земельных участков в садоводческих и животноводческих товариществах определяется их уставами.
В отдельных случаях земельные участки могут предоставляться гражданам для индивидуального садоводства и огородничества.
Решением иные данные № от ДД.ММ.ГГГГ отведены земельные участки для организации садоводческих товариществ: при линейном отделе внутренних дел в порту г.Саратова, площадью 1,50 га, при Поволжском филиале ВНИИ "Сорго" площадью 1,0 га, при горисполкоме – 1,50 га, в районе насосной станции (бывший сад) за счет изъятия у опытного хозяйства "Волга" Поволжского филиала ВНИИ "Сорго" в Волжском районе.
Решением иные данные № от ДД.ММ.ГГГГ НПО "Саратовсорго" и ОПХ "Волга" отведен земельный участок площадью 4,6 га в собственность для организации садоводческого товарищества на землях ОПХ "Волга" в Волжском районе.
Из акта передачи СТ "Тополек" земельных участков, выделенных ОПХ "Волга" для организации садоводческого товарищества, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решением Исполкома Саратовского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжением Исполкома Саратовского Областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №-р были выделены земельные участки ОПХ "Волга" для организации садоводческого товарищества. В 1993 в соответствии с указанными решениями на выделенных участках было создано и зарегистрировано в установленном порядке садоводческое товарищество "Тополек" с правом пользования этими землями.
Согласно протоколу общего собрания СТ "Тополек" от 10.05.2002 СТ "Тополек" преобразован в СНТ "Тополек-86".
В соответствии с пунктом 3.1 Устава СНТ "Тополек-86" член товарищества вправе вести садоводство и огородничество в индивидуальном порядке.
В судебном заседании установлено, Барыльник Б.Н. ДД.ММ.ГГГГ принят в члены СНТ "Тополек-86". При этом за ним был закреплен земельный участок № общей площадью № кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (ОПХ "Волга"). Истцу была выдана членская книжка садовода.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении ему бесплатно в собственность указанного земельного участка № общей площадью № кв.м.
Барыльником Б.Н. представлены документы в порядке, предусмотренном п.4 ст.28 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Распоряжением Комитета по управлению имуществом г.Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" №-рз от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка № общей площадью № кв.м из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес> (ОПХ "Волга"), СНТ "Тополек-86", для ведения садоводства в связи с тем, что не представлено заключение правления СНТ "Тополек-86", подтверждающее описание местоположения земельного участка № общей площадью № кв.м и использование данного земельного участка заявителем; земельный участок площадью 4,6 га решением исполнительного комитета Саратовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлен в собственность иному лицу.
Однако отказ ответчика в предоставлении истцу в собственность как члену СНТ "Тополек-86" испрашиваемого земельного участка для ведения садоводства по указанному в распоряжении основанию противоречит требованиям ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Согласно схеме расположения участков в СНТ "Тополек-86", топографо-геодезическому материалу, экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному ООО "Лаборатория Независимой Судебной Экспертизы" на основании определения суда, земельный участок № общей площадью № кв.м расположен в границах земельного участка, отведенного СНТ "Тополек-86", расположенного п адресу: <адрес> (ОПХ "Волга").
Судом при вынесении решения экспертное заключение ООО "Лаборатория Независимой Судебной Экспертизы" № от ДД.ММ.ГГГГ принимается во внимание, поскольку данное заключение произведено экспертом, обладающим специальными познаниями в области, подлежащей применению по данному делу. Оснований не доверять выводам указанного экспертного заключения у суда не имеется, в нем приведено конкретное нормативное и методическое обеспечение, которым руководствовался эксперт. При назначении экспертизы от сторон отводов к эксперту не поступило. Эксперт при даче указанного заключения был предупрежден об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ.
Установлено, что СНТ "Тополек-86" (ОГРН №) было создано в ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями законодательства и выполняет функции по хозяйственному обеспечению земельных участков членов СНТ "Тополек-86", в том числе по электроснабжению и поливу, как правоприемник СТ "Тополек", которому были переданы в бессрочное пользование земельные участки.
Таким образом, судом бесспорно установлено, что испрашиваемый истцом земельный участок находится в пользовании истца – члена СНТ "Тополек-86", земельный участок находится в границах "Тополек-86", границы и размер испрашиваемого земельного участка не оспариваются остальными членами СНТ. Описание местоположения испрашиваемого истцом земельного участка содержит данные, позволяющие определить на местности испрашиваемый земельный участок.
Право владения истцом спорным земельным участком никем не оспаривается, требований об освобождении спорного земельного участка никем не заявлено.
Доказательств обратного, а также факта отнесения испрашиваемого истцом земельного участка к землям, изъятым из оборота и ограниченным в обороте, ответчиками суду не представлено, как не представлено и иных оснований, ограничивающих право истца на бесплатное получение в собственность спорного земельного участка, ответчиком не представлено.
В соответствии с Положением о Комитете по управлению имуществом г.Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29.09.2011
№7-71 Комитет по управлению имуществом г.Саратова является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества и от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" полномочия в области земельных отношений в части и в порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами (п.1.1 Положения).
Комитет по управлению имуществом г.Саратова осуществляет, в том числе полномочия по передаче муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование либо на иных правах; заключает, изменяет, расторгает договоры аренды, купли-продажи, безвозмездного срочного пользования (п.3.19 Положения).
Таким образом, отказ компетентного органа в предоставлении истцу в собственность испрашиваемого земельного участка не соответствует закону, поскольку истец в силу ч.4 ст.28 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" имеет право на бесплатное предоставление в собственность спорного земельного участка для ведения садоводства.
Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, либо свидетельствующих о невозможности предоставления истцу в собственность испрашиваемого участка, ответчиком не представлено, а судом не добыто.
При установленных в судебных заседаниях обстоятельствах суд не усматривает оснований, препятствующих признанию за истцом права собственности на занимаемый земельный участок и находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
Как следует из представленного ООО "Лаборатория Независимой Судебной Экспертизы" ходатайства стоимость проведенного экспертного исследования составила 12000 руб. которую суд считает необходимым взыскать с Комитета по управлению имуществом г.Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов"в пользу экспертного учреждения.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконным распоряжение Комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рз "Об отказе в предоставлении в собственность Барыльнику Б.Н., члену СНТ "Тополек-86", земельного участка в <адрес> для ведения садоводства".
Признать за Барыльником Б.Н., членом садоводческого некоммерческого товарищества "Тополек-86", право собственности на земельный участок № общей площадью 524 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (ОПХ "Волга), садоводческое некоммерческое товарищество "Тополек-86" из земель населенных пунктов для ведения садоводства.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом г.Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория независимой судебной экспертизы" стоимость производства судебной экспертизы в размере 12000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г.Саратова.
Мотивированное решение суда составлено 01 марта 2016 года.
Судья