РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кырен 15 октября 2024 года
Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Хархановой М.В., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации МО «Тункинский район», МАУ «Служба жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» о возложении обязанности получить решение о предоставлении водного объекта в пользование – р.Иркут, для целей сброса сточных вод с очистных сооружений <адрес> Тункинского района и согласовать с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства хозяйственную деятельность по сбросу сточных вод с очистных сооружений <адрес> Тункинского района,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать Администрацию МО «Тункинский район», МАУ «Служба жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу получить решение о предоставлении водного объекта в пользование – р. Иркут, для целей сброса сточных вод и очистных сооружений <адрес> Тункинского района; обязать Администрацию МО «Тункинский район», МАУ «Служба жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу согласовать с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства хозяйственную деятельность по сбросу сточных вод с очистных сооружений <адрес> Тункинского района.
Исковые требования мотивированы тем, что Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользования установлено, что МАУ «Служба жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» осуществляет деятельность по эксплуатации очистных сооружений в <адрес> Тункинского района, переданных Учреждению на основании Постановления администрации муниципального образования «Тункинский район» от ДД.ММ.ГГГГ №. Сброс сточных вод после очистки осуществляется в р. Иркут. Установлено, что сброс сточных вод с очистных сооружений <адрес> осуществляется в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также в отсутствие согласования хозяйственной деятельности с органами Росрыболовства и без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, в связи с чем, директору МАУ «Служба жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» ФИО4 внесено представление об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ №/Прдп225-24. Нарушения закона в установленные законом сроки не устранены.
Помощник прокурора ФИО2 в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявления.
Представитель администрации МО «<адрес>» ФИО3, представитель МАУ «Служба жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражали, просили предоставить срок 12 месяцев, со дня вступления решения в законную силу, вместо 6.
Представители третьих лиц – Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства в судебное заседание не явились, направив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, достоверную информацию о состоянии окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде закреплено в статье 42 Конституции РФ, статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об охране окружающей среды».
В силу статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В силу статьи 8 Водного кодекса РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
В силу пункта 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в целях сброса сточных вод приобретается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Согласно части 2 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В силу частей 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при осуществлении хозяйственной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с органами Росрыболовства.
В <адрес> хозяйственная деятельность согласовывается Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства (пункт ДД.ММ.ГГГГ Положения об Ангаро-Байкальском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утв. Приказ Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ №).
Порядок согласования деятельности, оказывающей влияние на водные биологические ресурсы и среду их обитания, определен Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Порядок определения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания».
Таким образом, деятельность, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, должна осуществляться только при наличии согласования применяемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В нарушение указанных требований закона МАУ «Служба жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» осуществляется пользование водным объектом - <адрес> в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также в отсутствие согласования хозяйственной деятельности с органами Росрыболоства и без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
К вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах сельских поселений водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, включая соблюдение требований природоохранного законодательства.
Эксплуатация сооружений (в том числе очистных) должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной и исполнительной документацией (часть 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, собственником очистных сооружений - администрацией муниципального образования «<адрес>», а также эксплуатирующей организацией - МАУ «Служба жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» не приняты меры к соблюдению природоохранного законодательства и в нарушение положений действующего законодательства сброс сточных вод осуществляется без соответствующих разрешений и согласований.
Как следует из материалов дела, Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользования установлено, что МАУ «Служба жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» осуществляет деятельность по эксплуатации очистных сооружений в <адрес>. Сброс сточных вод после очистки осуществляется в <адрес>. Установлено, что сброс сточных вод с очистных сооружений <адрес> осуществляется в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также в отсутствие согласования хозяйственной деятельности с органами Росрыболовства и без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, в связи с чем, директору МАУ «Служба жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» ФИО4 внесено представление об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ №/Прдп225-24. Нарушения закона в установленные законом сроки не устранены.
Учредителем МАУ «Служба жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства», согласно выписке из ЕГРЮЛ является МКУ «Казна муниципального имущества <адрес>». Основной вид деятельности по ОКВЭД – производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. В сведениях о дополнительных видах деятельности под пунктом № указано «Сбор и очистка сточных вод».
Учитывая, что собственником очистных сооружений - администрацией муниципального образования «<адрес>», а также эксплуатирующей организацией - МАУ «Служба жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» не приняты меры к соблюдению природоохранного законодательства и в нарушение положений действующего законодательства сброс сточных вод осуществляется без соответствующих разрешений и согласований, что действиями (бездействием) нарушается закрепленное ст. 42 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.
Вопреки доводам ответчиков об увеличении срока исполнения настоящего решения, заявленный истцом срок – 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, является достаточным, вышеуказанные нарушения посягают на установленный государством порядок использования водных объектов и их охраны, а также сохранность водного объекта федеральной собственности, что свидетельствует о нарушении интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «<адрес>», МАУ «Служба жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу получить решение о предоставлении водного объекта в пользование – <адрес>, для целей сброса сточных вод и очистных сооружений <адрес>.
Обязать Администрацию МО «<адрес>», МАУ «Служба жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу согласовать с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства хозяйственную деятельность по сбросу сточных вод с очистных сооружений <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы в Тункинский районный суд Республики Бурятия.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.В. Харханова