Решение по делу № 33-574/2017 от 01.06.2017

Судья Лиджаева Д.Х. Дело № 33-574/2017 г.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 июня 2017 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

судьи-председательствующего Кашиева М.Б.

судей Дорджиева Б.Д. и Джульчигиновой В.К.

при секретаре Мучкаевой Р.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального фонда обязательного медицинского страхования на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 апреля 2017 г. по гражданскому делу по иску Даниловой Л.А. к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о взыскании единовременной компенсационной выплаты.

Заслушав судью-докладчика Джульчигинову В.К., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Данилова Л.А. обратилась с иском в суд к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия (далее – Минздрав РК, Министерство) о взыскании единовременной компенсационной выплаты.

В обоснование иска указала, что с 29 июля 1995 г. она работала в БУ РК «Сарпинская районная больница» в должности врача-ХХХ. 30 апреля 2015 г. уволена с должности врача общей практики п. Шарнут. С 18 мая 2015 г. по 11 сентября 2015 г. работала врачом общей практики Октябрьской ЦРБ в п. Перегребное ХМАО. С 21 сентября 2015 г. она работает врачом общей практики в офисе Врача общей практики п. Шарнут БУ РК «Сарпинская районная больница».

31 декабря 2015 г. между ней и Министерством заключен договор № 15 о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возврате до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 г. на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта. Согласно п. 2.2. договора после принятия решения о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику ответчик обязан перечислить денежные средства в размере 1000000 руб. в течение 30 дней со дня его заключения на лицевой счет медицинского работника. Пунктом 8 договора предусмотрено, что договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств. Однако по настоящее время денежные средства ею не получены. С учетом уточнения просила признать за ней право на получение единовременной компенсационной выплаты, как медицинского работника по указанному договору, взыскать с ответчика в её пользу единовременную компенсационную выплату в размере 1000000 руб., из них 500000 руб. за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и 500000 руб. за счет средств бюджета Республики Калмыкия; взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 13200 руб.

В судебное заседание Данилова Л.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явилась.

Представитель Министерства здравоохранения Республики Калмыкия Дорджиев Э.У. иск не признал, просил в иске отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия Якушкин Д.А. решение по делу оставил на усмотрение суда.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании не направил. В отзыве на иск его представитель Васильева Т.В. просила в иске отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя фонда.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 апреля 2017 года исковые требования Даниловой Л.А. удовлетворены. С Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в пользу Даниловой Л.А. взыскана единовременная компенсационная выплата в размере 1000000 рублей, из них: 500000 рублей за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и 500000 рублей за счет средств бюджета Республики Калмыкия. С Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в пользу Даниловой Л.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 13200 рублей.

В апелляционной жалобе представитель Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) Васильева Т.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске. При этом указывает, что предоставление в 2017 году иных межбюджетных трансфертов на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, заключившим договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в 2015 году, является нарушением требований Федерального закона № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Судом не учтено, что истец не соответствует критериям, согласно которым медицинскому работнику могла быть предоставлена единовременная компенсационная выплата в 2015 году, так как она вернулась на прежнее место работы, где работала ранее 2015 года. Дело просила рассмотреть в отсутствие их представителя.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Данилова Л.А., представитель Министерства здравоохранения Республики Калмыкия, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания. Ходатайство об отложении дела не заявили.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Удовлетворяя требования Даниловой Л.А., суд руководствовался положениями Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ), Порядком предоставления в 2015 г. единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с высшим профессиональным образованием, прибывшим в 2015 г. на работу в сельский населенный пункт либо в рабочий поселок (далее – Порядок), утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11 декабря 2015 г. № 455, и исходил из того, что Данилова Л.А. относится к категории лиц, на которых распространяется действие Федерального закона № 326-ФЗ, ее право на получение единовременной компенсационной выплаты подтверждено заключенным договором от 31 декабря 2015 года.

С данным выводом следует согласиться, поскольку он соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона № 326-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) в 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.

Согласно ч. 12.2 ст. 51 этого же закона иные межбюджетные трансферты предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения.

В целях реализации указанных положений Федерального закона № 326-ФЗ Постановлением Правительства Республики Калмыкия № 455 от 11 декабря 2015 г. утвержден Порядок предоставления в 2015 г. единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с высшим профессиональным образованием, прибывшим в 2015 г. на работу в сельский населенный пункт либо в рабочий поселок (далее – Порядок).

Согласно указанному Порядку единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей предоставляется медицинским работникам медицинских организаций Республики Калмыкия в возрасте до 45 лет, прибывшим в 2015 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо в рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо в рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим договор с Минздравом РК. Решение о предоставлении выплаты оформляется приказом Минздрава РК. Финансовое обеспечение выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и средств бюджета Республики Калмыкия. Выплата перечисляется медицинскому работнику в течение 30 дней со дня заключения договора.

Как установлено судом, 21 сентября 2015 г. между Даниловой Л.А. и БУ РК «Сарпинская районная больница» заключен трудовой договор на неопределенный срок, по условиям которого истец принята на должность врача общей (семейной) практики в структурное подразделение офис ВОП п.Шарнут.

31 декабря 2015 г. между Министерством здравоохранения Республики Калмыкия и истцом Даниловой Л.А. заключен договор № 15 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 рублей.

Согласно п. 2.2. договора ответчик обязался осуществить выплату в течение 30 дней со дня его заключения, однако, данное обязательство по настоящее время не исполнено.

Вышеприведенными нормативно-правовыми актами и условиями договора предусмотрено финансовое обеспечение оспариваемых выплат медицинским работникам в 2015 г. в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Данилова Л.А. все условия вышеуказанного договора исполняет надлежащим образом, однако, Минздрав РК в течение 30 дней со дня его заключения и на день рассмотрения дела денежные средства в размере 1000000 рублей ей не перечислил.

01 ноября 2016 г. Минздрав РК информировал истца о невозможности предоставить единовременную компенсационную выплату в связи с отсутствием лимитов бюджетных ассигнований.

Как установлено судом и следует из дела, договор № 15 от 31 декабря 2015 года, заключенный между Минздравом РК и истцом, о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 рублей действующий и никем не оспорен.

Признавая требования Даниловой Л.А. обоснованными, суд первой инстанции правильно исходил из того, что истец является медицинским работником в возрасте до 45 лет, имеет высшее профессиональное образование, прибыла в 2015 г. на работу в сельскую местность. Медицинское учреждение, в котором она осуществляет деятельность, относится к категории населенных пунктов, при трудоустройстве территории которых медицинский работник имеет право на предоставление единовременной компенсационной выплаты в связи с работой в сельском населенном пункте. С нею заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, но в установленный срок данная выплата не произведена.

Таким образом, обязанность ответчика по данной выплате вытекает из договорных отношений сторон, которая надлежащим образом не исполнена по настоящее время.

Отсутствие заявок на доведение бюджетных ассигнований, их не утверждение и не направление в соответствующие инстанции не могут служить исключительными основаниями для нарушения прав и интересов истца на получение компенсационной выплаты в полном объеме и в установленные сроки.

Обязанность по непосредственному предоставлению и перечислению на счет получателя единовременной компенсационной выплаты возникает из договора, заключаемого между уполномоченным органом и медицинским работником, в равных долях за счет бюджета ФФОМС и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что компенсационная выплата в 2017 году не предусматривается по договорам, заключенным с медицинскими работниками в 2015 году.

Действующее законодательство не предусматривает возможности прекращения неисполненных указанных обязательств в зависимости от истечения предусмотренного законом срока их исполнения соответствующими органами.

Обязанность по компенсационной выплате вытекает из договора, она не исполнена ответчиком в соответствии с его условиями и требованиями закона, как того требуют положения статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, а потому у суда первой инстанции имелись основания для взыскания указанной выплаты в пользу истца.

По общему правилу в соответствии с ч. 3 ст. 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц), но в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.

Учитывая, что истец является медицинским работником в возрасте до 45 лет, имеет высшее профессиональное образование, прибыла в 2015 г. на работу в сельскую местность из другого региона, с нею заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, действующий в настоящее время, довод апелляционной жалобы о несоответствии критериям, согласно которым могла быть предоставлена компенсационная выплата, так как она вернулась на прежнее место работы, является необоснованным.

Кроме того, неисполнение уполномоченными органами возложенных на них обязанностей не должно влечь нарушений прав и законных интересов медицинского работника, заключившего договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку они по существу сводятся к переоценке доказательств, исследованных судом первой инстанции. Несогласие ответчика с выводами суда на законность указанных выводов не влияет и не может повлечь отмену решения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ч.1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а:

Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.

Председательствующий М.Б. Кашиев

Судьи Б.Д. Дорджиев

В.К. Джульчигинова

33-574/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Данилова Л.А.
Ответчики
ФФОМС
Минздрав РК
Суд
Верховный Суд Республики Калмыкия
Судья
Джульчигинова Валентина Константиновна
Дело на странице суда
vs.kalm.sudrf.ru
22.06.2017Судебное заседание
27.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее