Судья –Цабулева В.В. № 2–895–33–1416
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 июля 2016 года Великий Новгород
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего: Колокольцева Ю.А.,
судей: Виюка А.В. и Иванова И.С.,
при секретаре: Антонове И.А.,
с участием прокурора Степановой Е.И.,
рассмотрев в г. Великий Новгород в открытом судебном заседании 28 июля 2016 года по докладу судьи Иванова И.С. апелляционную жалобу Администрации Любытинского муниципального района Новгородской области на решение Боровичского районного суда Новгородской области от 21 апреля 2016 года, которым иск прокурора Любытинского района Новгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Любытинского муниципального района Новгородской области обобязании совершить определенные действияудовлетворен и постановлено:
Признать незаконным бездействие администрации Любытинского муниципального района по принятию мер к постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи участка тепловой сети протяженностью 27 м., проходящего между домами №№ номер и номер по ул. адрес п. Любытино Новгородской области.
Обязать администрацию Любытинского муниципального района принять предусмотренные законом меры по постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи участка теплосети, протяженностью 27 м., проходящего между домами №номер и номер по ул. адрес п. Любытино Новгородской области, в срок до 01 января 2017 года,
у с т а н о в и ла:
Прокурор Любытинского района Новгородской области обратился в суд с иском к Администрации Любытинского муниципального района Новгородской области об обязании принять предусмотренные законом меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи участка теплосети, протяженностью 27м., проходящего между домами №номер и номер по ул.адрес п.Любытино Новгородской области в срок до 1 января 2017 года, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере принятия в муниципальную собственность бесхозяйных объектов ЖКХ.Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон «О теплоснабжении»).Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О теплоснабжении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.В соответствии с частью 1.1 статьи 6 Федерального закона "О теплоснабжении", полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.В части 6 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" указано, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.В соответствии с п. п. 1,3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.Согласно п.п. 1, 2, 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития от 22 ноября 2013 № 701, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляется территориальным органом Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия по установлению собственника бесхозяйной вещи и до установления собственника на нее, либопризнания муниципальной собственностью.Проверкой установлено, что на участок тепловой сети протяженностью 27 м., проходящий между домами №№ номер и номер по ул. адрес п. Любытино Новгородской области, регистрация права, как объекта недвижимого имущества не произведена, из чего следует, что указанный участок теплосети в настоящее время является бесхозяйным.Поскольку данная вещь является объектом теплоснабжения, а обязанность муниципального района осуществлять теплоснабжение надлежащим образом, последний должен принять меры направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений теплоснабжения.Непринятие мер по надлежащему оформлению права собственности на бесхозяйный участок теплосети, мер по установлению владельца, ведет к отсутствию контроля над состоянием его работоспособности, создает угрозу бесперебойному теплоснабжению и нарушает права граждан.Отсутствие сведений о правообладателе спорного недвижимого имущества в ЕГРП в совокупности с тем, что тепловая сеть является социально значимым объектом, служит достаточным основанием для признания его бесхозяйным.Указанное бездействие администрации Любытинского муниципального района противоречит требованиям федерального законодательства, нарушает права неопределённого круга лиц.На основании изложенного, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Любытинского муниципального района по принятию мер к постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи участка тепловой сети протяженностью 27 м., проходящего между домами №№ номер и номер по ул. адрес п. Любытино Новгородской области.Обязать администрацию Любытинского муниципального района принять предусмотренные законом меры по постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи участка теплосети, протяженностью 27 м., проходящего между домами №№ номер и номер по ул. адрес п. Любытино Новгородской области, в срок до 01 января 2017 года.
Помощник прокурора Громова М.В. исковые требования поддерживала в полном объеме.
Представитель Администрации Любытинского муниципального района по доверенности Степанова О.В. с иском не соглашалась, представила возражения. В своих возражения указывала, что данный участок теплосети ведет к одному дому Биченова А.Н, который был построен по его просьбе в 90 -х годах 20 века, таким образом ответчик полагает, что собственником является Биченов А.Н.
Третье лицо Биченов А.Н. исковые требования поддерживал, и суду пояснил, что он проживает с 80-х годов в доме №номер по ул.адрес , теплосеть проведена к дому когда он ещё не был собственником дома, дом он приватизировал, когда к нему уже было подключено центральное отопление. Он не является собственником теплосети между домами №номер и номер по ул. адрес п. Любытино Новгородской области, он её не проводил и не заказывал.
Третье лицо Кириллова Г.П. решение оставила на усмотрение суда.
Судом по делу принято вышеуказанное решение, с которым не согласна Администрация Любытинского муниципального района Новгородской области.
В апелляционной жалобе Администрация Любытинского муниципального района Новгородской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в иске прокурору отказать, считая решение суданезаконным и необоснованным. Указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
От прокурора Любытинского района Новгородской области в суд поступили возражения относительно апелляционной жалобы, в которых указывается на несостоятельность ее доводов и на законность и обоснованность решения суда.
В возражениях на жалобу третье лицо БиченовА.н. считает решение суда законным и обоснованным, просит его оставить без изменения, а жалобу – без удовлетьворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав прокурора Степановой Е.И., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
В части 6 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" указано, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В соответствии с п. п. 1,3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно п.п. 1, 2, 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития от 22 ноября 2013 № 701, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляется территориальным органом Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Из материалов следует и судом установлено,что теплосеть, протяженностью 27 м., проходящая между домами №номер и номер по ул. адрес п. Любытино Новгородской области не имеет собственника, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 01.03.2016г. Теплосеть к дому номер по адрес в п.Любытино была проведена в 1980-90-х годах, обслуживалась коммунальным хозяйством п.Любытино, Биченов А.Н. не создавал и ни когда не был собственником теплосети ведущей к дому номер по ул. адрес .
Согласно материалов дела Биченов А.Н. приобрел жилой дом по адресу: п. Любытино, ул. адрес в 1992 году. В настоящее время,согласно свидетельств о государственной регистрации права от 10 октября 2007 года ему указанный дом и земельный участок под ним принадлежат на праве общей долевой собственности, доля в праве номер . Таким образом, когда Биченов А.Н. стал собственником жилья по вышеуказанному адресу, участок теплотрассы уже сущеествовал.
Разрешая спор по иску по существу, с учетом того, что вышеуказанная тепловая сеть не имеет собственника, что может привести к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации, влекущему как следствие нарушение прав неопределенного круга лиц на своевременное получение жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества, а также не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, а также учитывая ч.5 ст.15 федерального закона о теплоснабжении, ч.ч.1,3 ст. 225 ГК РФ, вышеуказанного Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении иска прокурора к ответчику и о признании незаконным бездействие администрации Любытинского муниципального района по принятию мер к постановке на учёт воргане, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качествебесхозяйной вещи участка тепловой сетипротяженностью 27 м., проходящего между домами №номер и номер по ул. адрес п. Любытино Новгородской области, а также об обязании администрацииЛюбытинского муниципального района принять предусмотренные законом меры по постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи участка теплосети, протяженностью 27 м., проходящегомежду домами №номер и номер по ул. адрес п. Любытино Новгородской области.
Свои выводу суд первой инстанции мотивировал надлежащим образом, оснований не соглашаться с ними у судебной коллегии не имеется.
Доводы жалобы в части о том, что спорную теплотрассу поставить на учет не представляется возможным, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат вышеуказанным нормам закона.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда и основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, а потому не могут быть приняты во внимание.
Вопрос о судебных расходах разрешен судом первой инстанции в соответствии со ст. 98 ГПК РФ.
Таким образом, при разрешении спора судом полно и правильно установлены значимые обстоятельства по делу, в соответствии со статьей 67 ГПК РФ оценены доказательства, не допущено существенных нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь принятие незаконного решения.
Судебная коллегия, рассматривая дело в пределах апелляционной жалобы и считая решение суда законным и обоснованным, не находит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения принятого судом решения по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327–330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Боровичского районного суда Новгородской области от 21 апреля 2016г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Любытинского муниципального района Новгородской области – без удовлетворения.
Председательствующий: Ю.А. Колокольцев
Судьи: А.В. Виюк
И.С. Иванов