Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 августа 2021 года г. Королёв
Королёвский городской суд Московской области в составе:
судьи Касьянова В.Н.
при секретаре Шульпенковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-2773/21 по административному иску ФИО1 к Администрации городского округа Королёв Московской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Романов А.И. обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа Королёв Московской области, в котором просит признать незаконным решение Администрации городского округа Королев Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> а также обязать Администрацию городского округа <адрес> утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и провести государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что является собственником ? дели в праве общей долевой собственности на жилое здание по адресу: <адрес>, кадастровый №, на основании договора о передаче жилого помещения в совместную собственность граждан от 31 марта 1994 года и решения Королевского городского суда от 27 апреля 2017 года. Собственниками жилого здания являются: Романов Р.А. – <данные изъяты> доля, и ФИО5 – <данные изъяты> доля. ДД.ММ.ГГГГ им было подано в Администрацию г.о. Королев Московской области заявление о предварительном согласовании предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, регистрационный номер №43494720, с приложением всех необходимых документов, включая схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории. Ответчиком было вынесено решение об отказе в предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», основанием для отказа указано, что испрашиваемый земельный участок отнесен к землям, ограниченным в обороте в соответствии со ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации: нахождении земельного участка в пределах особо охраняемых природных территорий - на землях ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров». Истец с данным отказом не согласен, считает его незаконным и нарушающим его права, в связи с отсутствием у ответчика оснований в предоставлении данной государственной услуги.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации городского округа Королёв Московской области просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку решение является законным, оно основано на заключении Министерства имущественных отношений Московской области и заключении Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, учитывая следующее.
Согласно п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником здания, назначение: жилое, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Административный истец обратился в Администрацию городского округа Королев с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
Решением от 26.03.2021 года № Р001-6662030158-43494720 истцу было отказано в предоставлении государственной услуги по основанию: «Испрашиваемый земельный участок отнесен к землям, ограниченным в обороте в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации: нахождение земельного участка в пределах особо охраняемых природных территорий». В разъяснении причин отказа в предоставлении государственной услуги указано: «Учитывая сводное заключение Министерства имущественных отношений Московской области № 52-0 п. 73 от 25.03,2021, а также заключение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 12.03.2021 № ГЗ-СМЭВЗ- 191065370 испрашиваемый земельный участок отнесен к землям ограниченным в обороте в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ в связи с его нахождением на землях ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров».
Истец не согласен с данным решением, и просит признать его незаконным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; земельное законодательство состоит из настоящего кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (части 1, 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи <данные изъяты>
В силу статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", пункта 2 статьи 3 Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", подпункта 2 пункта 3 постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2014 года N 1154/51 "Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти Московской области на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при реализации отдельных государственных полномочий", с 01 января 2015 года министерство имущественных отношении Московской области определено уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной сети.
Порядок согласования проектов решений по распоряжению земельными участками и проектов договоров аренды земельных участков установлен распоряжением министерства имущественных отношений Московской области от 19 января 2017 года N 13ВР-44 "Об утверждении временного порядка направления на согласование в министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области".
При этом реализация полномочий органами местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.
Распоряжением министерства имущественных отношений Московской области от 26 декабря 2018 года N 15ВР-1814 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", который разработан в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставлении государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства Московской области от 25 апреля 2011 года N 365/15 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области", Законами Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" и N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", Положением о министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 года N 842/27.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии того, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
При изложенном выше нормативном регулировании орган местного самоуправления лишен возможности распорядиться земельными участками неразграниченной собственности (в том числе передать в собственность за плату без проведения торгов) в отсутствие согласия уполномоченного органа субъекта РФ - Министерства имущественных отношений Московской области.
Судом установлено, что основанием для принятия обжалуемого решения стало сводное заключение Министерства имущественных отношений Московской области (решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 12.03.2021 № ГЗ-СМЭВЗ- 191065370, п.73), которое является по существу решением об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
Тем не менее, указанное решение межведомственной комиссии в установленном порядке не оспорено, не признано недействительным, соответственно, обязательно к исполнению органом местного самоуправления.
При наличии неоспоренного отказа межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области в согласовании постановления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, у Администрации городского округа Королёв Московской области отсутствовали основания для оформления передачи в собственность истца спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для вывода о незаконности обжалуемого отказа и для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180-186 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Администрации городского округа Королёв Московской области о признании решения незаконным, возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Королёвский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Решение изготовлено в окончательной форме 22.09.2021 г.