Судья Лушер Т.А. Дело № 33а-6207
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 июня 2017 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Туктамышевой О.В. и Кудриной Я.Г.
при секретаре Цыбульской М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора Ленинского района г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Владивостока, департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о возложении обязанности по апелляционной жалобе департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 2 февраля 2017 года, которым на департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края возложена обязанность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки коммунальных (бытовых) отходов, размещенных: в точках с координатами № На администрацию г. Владивостока возложена обязанность участвовать в организации обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов со свалки коммунальных (бытовых) отходов, размещенных: №
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., выслушав пояснения представителя департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края Митусова И.А., представителя администрации города Владивостока Махно П.А., возражения прокурора Брызгалиной Е.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
и.о. прокурора Ленинского района г. Владивостока обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что прокуратурой Ленинского района г. Владивостока проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства об охране окружающей среды в части организации очистки территории Ленинского района г. Владивостока от отходов производства и потребления. В ходе проверки установлено, что в точках с координатами №), размещены твердые коммунальные (бытовые) отходы, то есть отходы, входящие в состав отходов потребления и образующиеся в многоквартирных и жилых домах в результате потребления товаров (продукции) гражданами, а также товары (продукция), использованные ими в указанных домах в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства). Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки, фотоматериалами. С учетом уточненных требований просит возложить на департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края обязанность по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки коммунальных (бытовых) отходах, размещенных в точках с координатами №). Возложить на администрацию города Владивостока обязанность участвовать в организации обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов со свалки коммунальных (бытовых) отходах, размещенных в точках с координатами №
В судебном заседании прокурор требования поддержал в полном объеме.
Представитель департамента по жилищно - коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края ( далее –Департамент) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель администрации г. Владивостока в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился представитель департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Согласно пункта 7(5) части 3 статьи 5 Закона Приморского края от 29 июня 2009 года № 447-КЗ «Об отходах производства и потребления в Приморском крае» к полномочиям органов исполнительной власти Приморского края в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Из материалов дела следует, что 24 марта 2016 года прокуратурой Ленинского района г. Владивостока проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено, что в точках с координатами № размещены твердые (бытовые) отходы, то есть отходы, входящие в состав отходов потребления и образующиеся в многоквартирных и жилых домах в результате потребления товаров (продукции) гражданами, а также товары (продукция), использованные ими в указанных домах в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства.
Согласно акта проверки от 2 декабря 2016 года следует, что в точках с координатами № размещены твердые бытовые отходы.
Удовлетворяя административные исковые требования прокурора и возлагая на департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края обязанность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки коммунальных (бытовых) отходов, с учетом положений ст.6 Федерального закона №89-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку организация деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с 1 января 2016 года отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации, то ликвидация несанкционированной свалки на территории Ленинского района г. Владивостока также входит в полномочия, в данном случае, департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.
Данный вывод суда первой инстанции нельзя признать обоснованным, он противоречит положениям действующего законодательства.
Применяя Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», суд не учел, что ликвидация выявленных несанкционированных свалок бытового мусора не относится к правоотношениям по обращению с отходами, не относится к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, а фактически в данном случае является работами по благоустройству территории. ...
Согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
В статье 75 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно п. 1 ст. 77 Закона об охране окружающей среды, если вследствие нарушения требований в области охраны окружающей среды ей причинен вред, то юридические и физические лица обязаны возместить указанный вред в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 7.24 Закона Приморского края от 5 марта 2007 года № 466-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае» за организацию несанкционированной свалки отходов предусмотрена административная ответственность.
На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление собственника данных отходов, статуса земельного участка, где обнаружен бытовой мусор, соответствует ли складирование мусора разрешенному виду использования земельного участка, связано ли складирование отходов с оборотом бытовых отходов либо «ликвидация» несанкционированной свалки направлена на устранение нарушений экологических, санитарных и иных требований.
В силу пунктов 1.2, 1.3 Постановления Администрации Приморского края от 15.06.2016 N 268-па "Об утверждении Правил благоустройства территорий Владивостокского и Артемовского городских округов, поселений, входящих в состав Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов Приморского края" организация благоустройства территории муниципального образования осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования; организация работ по благоустройству территорий обеспечивается собственниками и (или) уполномоченными ими лицами, являющимися владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий и сооружений, если иное не установлено действующим законодательством, в том числе положениями настоящих Правил.
Признавая Департамент надлежащим ответчиком по делу и возлагая на него указанные обязанности, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального права.
Причинитель вреда судом не установлен, доказательств того, что Департамент является собственником отходов суду не представлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края является ненадлежащим ответчиком по данному делу, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на орган местного самоуправления, а именно на администрацию г. Владивостока.
Руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 2 февраля 2017 года отменить, принять по делу новое решение.
И.о. прокурора Ленинского района г. Владивостока к департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о возложении обязанности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки коммунальных (бытовых) отходов, размещенных: в точках с координатами № в удовлетворении административного иска отказать.
Председательствующий
Судьи