УИД: 61RS0034-01-2023-001098-89
№ 2-889 (23)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2023 года п. Зимовники
Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе судьи Яковенко Д.А., при секретаре Загнитко Д.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора Зимовниковского района Ростовской области Моргунова П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зимовниковского района Ростовской области поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Глубочанского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области, об обязании совершить определенные действия, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Глубочанского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области, об обязании совершить определенные действия.
Истец просил обязать ответчика, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить проведение государственной регистрации права муниципальной собственности на внутипоселковую автомобильную дорогу с твердым покрытием по <адрес>, в <адрес>, протяженностью № км.
В обоснование указанных требований, в заявлении приведено следующее: «прокуратурой Зимовниковского района проведена проверка исполнения администрацией Глубочанского сельского поселения законодательства в жилищно-коммунальной сфере. В ходе проверки установлено, что администрацией Глубочанского сельского поселения, в соответствии с разрешением на строительство №, выданного ДД.ММ.ГГГГ администрацией Зимовниковского района, ДД.ММ.ГГГГ построена внутрипоселковая автомобильная дорога с твердым покрытием <адрес>, в <адрес>, протяженностью № км (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ №). Однако, администрацией Глубочанского сельского поселения с момента создания до настоящего времени должных мер, направленных на принятие указанной автомобильной дороги, в муниципальную собственность администрации поселения, в целях последующей передачи в собственность администрации района не принято. На государственный кадастровый учет дорога не поставлена, государственная регистрация права муниципальной собственности на указанную дорогу не проведена. Непринятие должных мер администрацией сельского поселения по оформлению и государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости в целях последующей передачи автомобильной дороги в муниципальную собственность администрации <адрес>, влечет ненадлежащее его содержание и осуществление дорожной деятельности, что создает угрозу причинения вреда здоровью, жизни и имуществу граждан использующих указанное имущество при движении на автотранспортных средствах, круг которых невозможно определить. Поскольку администрацией муниципального образования не приняты меры по постановке на учет внутрипоселковой дороги с твердым покрытием, в результате этого нарушаются права неопределенного круга лиц, использующих автомобильную дорогу для проезда на транспорте. Требование иска основаны на положениях ст.ст. 131, 141.3, 210, 218 ГК РФ».
Представитель истца Моргунов П.А. в судебном заседании требования иска поддержал и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, были извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, обратились к суду с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, требования иска признали (том 1 л.д. 82).
Дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает, что требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
С учетом приведенных норм право собственности, в том числе право собственности на сооружение - дорогу как на самостоятельный объект гражданских прав, может возникнуть в том случае, если она создана как объект недвижимости в установленном порядке, индивидуализирована в качестве объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ закреплены три самостоятельных правомочия: право на благоприятную окружающую среду, право на получение достоверной информации о ее состоянии, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Эта группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» нахождение в собственности муниципального образования имущества, не предназначенного для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, не предназначенного для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, а равно не переданного для осуществления отдельных государственных полномочий в установленном порядке не предусмотрено.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Областным законом Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» указанные полномочия администрациям сельских поселений не делегированы.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
При этом в силу ст. 38 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Действующим законодательством возможность расходования муниципальных бюджетных средств на имущество, не находящееся в собственности соответствующего муниципального образования не предусмотрена.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
На основании п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу ч. 1 ст. 141.3 ГК РФ здания и сооружения являются недвижимыми вещами (статья 130). Здания и сооружения создаются в результате строительства.
Согласно ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
С учетом приведенных норм право собственности, в том числе право собственности на сооружение - дорогу как на самостоятельный объект гражданских прав, может возникнуть в том случае, если она создана как объект недвижимости в установленном порядке, индивидуализирована в качестве объекта недвижимости.
Частями 3-5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как установлено в судебном заседании, подтверждено материалами дела, и не отрицалось ответчиком, что ответчиком в соответствии с разрешением на строительство №, выданным ДД.ММ.ГГГГ администрацией Зимовниковского района, ДД.ММ.ГГГГ построена внутипоселковая автомобильная дорога с твердым покрытием по <адрес>, протяженностью № км (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ №).
Однако, ответчиком до настоящего времени должных мер, направленных на принятие указанной автомобильной дороги, в муниципальную собственность, в целях последующей передачи в собственность администрации района не принято. На государственный кадастровый учет дорога не поставлена, государственная регистрация права муниципальной собственности на указанную дорогу не проведена.
На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п.п. 6, 11 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
При этом, согласно п.п. 11, 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ, под ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В итоге непринятие должных мер ответчиком по оформлению и государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости в целях последующей передачи автомобильной дороги в муниципальную собственность администрации Зимовниковского района, влечет ненадлежащее его содержание и осуществление дорожной деятельности, что создает угрозу причинения вреда здоровью, жизни и имуществу граждан использующих указанную дорогу при движении на автотранспортных средствах.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования иска прокурора, являются законными, обоснованными и направлены на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Зимовниковского района Ростовской области, удовлетворить.
Обязать администрацию Глубочанского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области (ИНН 6112912743) обеспечить проведение государственной регистрации права муниципальной собственности на внутипоселковую автомобильную дорогу с твердым покрытием по <адрес>, в <адрес>, протяженностью № км., в течении года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд Ростовской области в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение, изготовленное в окончательной форме, стороны могут получить по истечении 5 дней. Решение суда изготовлено в окончательной форме 15.12.2023 года.
Лица, участвующие в деле, их представители вправе ознакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания или отдельного процессуального действия и в течение пяти дней со дня подписания протокола подать в письменной форме замечания на такие протокол и аудиозапись с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.
Председательствующий судья: Д.А. Яковенко