Решение по делу № 2-1153/2024 от 07.12.2023

КОПИЯ Дело № 2-1153/2024

44RS0002-01-2023-005148-51

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2024 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Королевой Ю.П.,

с участием представителя истца Смирнова Д.В., представителя третьего лица Пановой М.В.,

при секретаре Тощаковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Костромы в интересах Зикеевой Е. В. к ООО «Аванти» о взыскании компенсации морального вреда, штрафа,

установил:

Прокурор города Костромы, действуя в интересах Зикеевой Е.В., обратился в суд с иском к АО «Профистрой», МБУ г. Костромы « Костромастройзаказчик», ООО «Аванти», в котором просил взыскать солидарно с ответчиков в пользу Зикеевой Е.В. компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., а также штраф в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Костромы проведена проверка исполнения законодательства в сфере ЖКХ, о защите прав потребителей. Установлено, что Зикеева Е.В. и ее несовершеннолетняя дочь Зикеева Т. А., dd/mm/yy г.р., проживают по адресу: ... на основании договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от dd/mm/yy .

dd/mm/yy между Комитетом по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации г. Костромы и АО «Профистрой» заключен муниципальный контракт -мк на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий и строительству восьмиквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером (в последующем, после завершения строительства, ввода в эксплуатацию и государственной регистрации дому присвоен адрес: ...). В соответствии с п. 4.1. указанного контракта АО «Профистрой» предоставляет Комитету по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации г. Костромы для приемки работ следующие документы: по первому этапу: акт сдачи-приемки проектной документации; счет; документы, предусмотренные техническим заданием; по второму этапу: акт выполненных работ, подписанный лицом, являющимся представителем Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации г. Костромы по вопросам строительного контроля на объекте; справку о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3; счет; исполнительную документацию, относящуюся к выполненным объемам работ; документы, предусмотренные техническим заданием. Согласно п. 4.2. указанного контракта приемка выполненных работ по первому этапу осуществляется Комитетом по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации г. Костромы только при наличии документов, предусмотренных пунктом 4.1 контракта, а также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Пунктом 4.3 контракта предусмотрено, что приемка выполненных работ по второму этапу осуществляется Комитетом по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации г. Костромы только при наличии документов, предусмотренных пунктом 4.1 контракта. Акт выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 подписываются Комитетом по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации г. Костромы только после проверки и согласования лицом, являющимся представителем Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации г. Костромы по вопросам строительного контроля, фактического выполнения работ, а также их соответствия нормативным требованиям. Приёмка скрытых работ осуществляется по мере их выполнения путём подписания АО «Профистрой» и лицом, являющимся представителем Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации г. Костромы по вопросам строительного контроля, актов освидетельствования скрытых работ.

В соответствии п. 3.1 постановления администрации города Костромы от 11.11.2021 № 1968 «О создании муниципального бюджетного учреждения города Костромы «Костромастройзаказчик» путем изменения типа существующего муниципального казенного учреждения города Костромы «Костромастройзаказчик» и об утверждении Устава названного учреждения в новой редакции» бюджетное учреждение находится в ведении Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации города Костромы. Согласно п. 3.1 Устава МБУ города Костромы «Костромастройзаказчик» учреждение осуществляет организацию выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту зданий, строений и сооружений для муниципальных нужд города Костромы и обеспечению благоустройства территории города Костромы.

dd/mm/yy по указанному контракту -мк между Комитетом по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации Костромы, МБУ г. Костромы «Костромастройзаказчик» и АО «Профистрой» заключено дополнительное соглашение, согласно которому функции заказчика по контракту перешли к МБУ г. Костромы «Костромастройзаказчик», которое фактически и технически контролировало строительство указанного дома на протяжении выполнения всех работ.

dd/mm/yy департаментом строительства, ТЭК и ЖКХ администрации Костромской области выдано заключение о соответствии построенного объекта по адресу: ... проектной документации. dd/mm/yy главой администрации ... подписано разрешение на ввод в эксплуатацию указанного дома. Квартиры в ... в ... предоставлены лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.

Проверка показала, что в период с dd/mm/yy по dd/mm/yy в ... в ... отсутствовала коммунальная услуга «газоснабжение» в связи с ее отключением ООО «Газпром газораспределение Кострома» по причине неисправности предохранительно-сбросного клапана в пункте редуцирования газа . Организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: ..., является ООО «Аванти». Ремонт предохранительно-сбросного клапана в пункте редуцирования газа и восстановление dd/mm/yy газоснабжения многоквартирного дома по вышеуказанному адресу не проведены ввиду отсутствия между ООО «Газпром газораспределение Кострома» и ООО «Аванти» договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, к которому относится предохранительно-сбросный клапан в пункте редуцирования газа .

После устранения причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа в ... в ... (заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования), на основании обращения ООО «Аванти», предоставленного акта о периодической проверке вентиляционных каналов, ООО «Газпром газораспределение Кострома» dd/mm/yy осуществлен выезд в указанный многоквартирный дом для восстановления газоснабжения. В ходе выполнения работ по восстановлению газоснабжения сотрудником ООО «Газпром газораспределение Кострома» в помещении кухонь квартир в ... в ..., где расположено газоиспользующее оборудование, выявлено наличие электромеханических побудителей удаления воздуха, подключенных к выходному отверстию вентиляционного канала, не предусмотренных проектной документацией. Вентиляционный канал предназначен как для удаления из помещения газов (природного газа, угарного газа), загрязненного воздуха, запахов, так и для обеспечения достаточного притока воздуха через окна с форточками и приточные клапаны в окнах или наружных стенах здания. Таким образом, закрытый вентиляционный канал в газифицированном помещении в многоквартирном доме создавал для граждан угрозу возникновения аварии или несчастного случая: отравления угарным газом, взрыва газа в случае его утечки, недостаточного притока воздуха. Согласно проектно-технической документации на жилой дом, расположенный по адресу: ..., вентиляция помещений кухонь, где установлено газовое оборудование, предусмотрена естественная, без устройств электромеханического побуждения удаления воздуха. На основании изложенного, dd/mm/yy ООО «Газпром газораспределение Кострома» газоснабжение в многоквартирном доме не восстановлено.    

После устранения причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа в ... в ... (демонтажа электромеханических побудителей удаления воздуха), на основании повторного обращения ООО «Аванти», предоставленного акта о периодической проверке вентиляционных каналов, ООО «Газпром газораспределение Кострома» dd/mm/yy осуществлен выезд в указанный многоквартирный дом для восстановления газоснабжения. В ходе выполнения работ по восстановлению газоснабжения вышеуказанного многоквартирного дома сотрудником ООО «Газпром газораспределение Кострома» установлено отсутствие тяги в дымовом и вентиляционном каналах помещении кухни ..., в связи с чем газоснабжение в многоквартирном доме не восстановлено.

dd/mm/yy привлеченной АО «Профистрой» специализированной организацией ООО «Трубочист 44» проведено обследование дымоходов и вентиляционных каналов в ... в ..., по результатам которого для восстановления тяги в дымоходах и вентиляционных каналах необходимо нарастить вентиляционные каналы в кухнях поперечным сечением согласно проекту (высота канала 3 метра); произвести расчет количества притока воздуха в квартиру. Рекомендации ООО «Трубочист 44» устранены лишь к dd/mm/yy, в этот же день коммунальная услуга газоснабжение в указанный дом возобновлена после устранения всех недостатков. Вследствие отсутствия услуги газоснабжения в ... в ... также отсутствовали услуги по горячему водоснабжению и отоплению.

ООО «Газпром газораспределение Кострома» отвечает за поставки ресурса «газоснабжение» надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения с целью обеспечения предоставления коммунальной услуги «газоснабжение» к дому по ... в ..., что следует из положений ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Однако, вследствие ненадлежащих действий МБУ ... «Костромастройзаказчик» и АО «Профистрой» при проектировании и строительстве указанного дома, ООО «Аванти» при заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования ООО «Газпром газораспределение Кострома» услуга «газоснабжение» жильцам ... в ... в период с dd/mm/yy по dd/mm/yy не оказана. Поскольку нарушение прав потребителя в данной случае является результатом совместных действий как МБУ ... «Костромастройзаказчик», АО «Профистрой», по вине которых отсутствовала услуга «газоснабжение», так и управляющей компании ООО «Аванти», которая, в силу закона, отвечает за предоставление коммунальных услуг потребителю, то ответственность за причиненный истцу вред вследствие предоставления коммунальной услуги «газоснабжение» должна быть возложена на всех ответчиков в солидарном порядке (п.1 ст. 1080 ГК РФ).

Учитывая, что факт предоставления истцу коммунальной услуги ненадлежащего качества, с превышающим установленную законом продолжительность ее отсутствия в связи с ремонтом внутридомового, внутриквартирного имущества, приведением его в соответствие с проектной документацией, в ходе прокурорской проверки установлен, есть все основания для взыскания с ответчиков причиненного истцу морального вреда. Отсутствие в спорный период коммунальной услуги «газоснабжение» повлекло также отсутствие услуги «горячее водоснабжение» и услуги «отопление», причинило истцу, а также несовершеннолетней, проживающей по указанному адресу, нравственные страдания, переживания в связи с невозможностью пользования данными услугами с целью удовлетворения своих нужд. Истец полагает разумным и справедливым компенсацию морального вреда в сумме 30 000 руб. Также в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребителю подлежит взысканию штраф в размере пятидесяти процентов от присужденной в его пользу суммы.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены АО «Газпром газораспределение Кострома», ООО «Перспектива», департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, ООО «УК Спасская».

В судебном заседании старший помощник прокурора Смирнов Д.В. представил заявление об уточнении исковых требований, в соответствии с которым надлежащим ответчиком по делу является ООО «Аванти», и именно с ООО «Аванти» прокурором заявлено о взыскании в пользу Зикеевой Е.В. компенсации морального вреда в сумме 30 000 руб. и штрафа.

С учетом уточнённых исковых требований процессуальный статус ответчиков АО «Профистрой», МБУ г. Костромы « Костромастройзаказчик» изменен, и они привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Исковые требования к ООО «Аванти» в судебном заседании полностью поддержаны старшим помощником прокурора Смирновым Д.В.

Представитель АО «Профистрой» по доверенности Панова М.В. в судебном заседании полагала заявленные исковые требования к ООО «Аванти» обоснованными.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, dd/mm/yy между Комитетом по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации г. Костромы и АО «Профистрой» заключен муниципальный контракт -мк на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий и строительству восьмиквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером (в последующем, после завершения строительства, ввода в эксплуатацию и государственной регистрации дому присвоен адрес: ...).

11.11.2021 принято постановления администрации города Костромы № 1968 «О создании муниципального бюджетного учреждения города Костромы «Костромастройзаказчик» путем изменения типа существующего муниципального казенного учреждения города Костромы «Костромастройзаказчик» и об утверждении Устава названного учреждения в новой редакции» бюджетное учреждение находится в ведении Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации города Костромы.

Согласно п. 3.1 Устава МБУ города Костромы «Костромастройзаказчик» учреждение осуществляет организацию выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту зданий, строений и сооружений для муниципальных нужд города Костромы и обеспечению благоустройства территории города Костромы.

dd/mm/yy по указанному контракту -мк между Комитетом по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации Костромы, МБУ г. Костромы «Костромастройзаказчик» и АО «Профистрой» заключено дополнительное соглашение, согласно которому функции заказчика по контракту перешли к МБУ г. Костромы «Костромастройзаказчик».

dd/mm/yy департаментом строительства, ТЭК и ЖКХ администрации Костромской области выдано заключение о соответствии построенного объекта по адресу: ... проектной документации.

dd/mm/yy главой администрации г. Костромы подписано разрешение на ввод в эксплуатацию указанного дома.

Квартиры в ... в ... предоставлены лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.

В частности, Зикеева Е.В. и ее несовершеннолетняя дочь Зикеева Т. А., dd/mm/yy г.р., проживают по адресу: ... на основании договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от dd/mm/yy .

На основании распоряжения начальника Управления ЖКХ администрации г. Костромы от dd/mm/yy в качестве управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: ... dd/mm/yy определено ООО «Аванти».

Также из материалов дела видно, что прокуратурой г. Костромы по обращению Зикеевой С.В. проведена проверка исполнения законодательства в сфере ЖКХ, о защите прав потребителей, в ходе которой установлено, что в период с dd/mm/yy по dd/mm/yy в ... в ... отсутствовала коммунальная услуга «газоснабжение» в связи с ее отключением ООО «Газпром газораспределение Кострома» по причине неисправности предохранительно-сбросного клапана в пункте редуцирования газа .

Ремонт предохранительно-сбросного клапана в пункте редуцирования газа и восстановление dd/mm/yy газоснабжения многоквартирного дома по вышеуказанному адресу не проведены ввиду отсутствия между ООО «Газпром газораспределение Кострома» и ООО «Аванти» договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, к которому относится предохранительно-сбросный клапан в пункте редуцирования газа .

После устранения причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа в ... в ... (заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования), на основании обращения ООО «Аванти», предоставленного акта о периодической проверке вентиляционных каналов, ООО «Газпром газораспределение Кострома» dd/mm/yy осуществлен выезд в указанный многоквартирный дом для восстановления газоснабжения.

В ходе выполнения работ по восстановлению газоснабжения сотрудником ООО «Газпром газораспределение Кострома» в помещении кухонь квартир в ... в ..., где расположено газоиспользующее оборудование, выявлено наличие электромеханических побудителей удаления воздуха, подключенных к выходному отверстию вентиляционного канала, не предусмотренных проектной документацией.

Вентиляционный канал предназначен как для удаления из помещения газов (природного газа, угарного газа), загрязненного воздуха, запахов, так и для обеспечения достаточного притока воздуха через окна с форточками и приточные клапаны в окнах или наружных стенах здания.

Таким образом, закрытый вентиляционный канал в газифицированном помещении в многоквартирном доме создавал для граждан угрозу возникновения аварии или несчастного случая: отравления угарным газом, взрыва газа в случае его утечки, недостаточного притока воздуха.

Согласно проектно-технической документации на жилой дом, расположенный по адресу: ..., вентиляция помещений кухонь, где установлено газовое оборудование, предусмотрена естественная, без устройств электромеханического побуждения удаления воздуха.

На основании изложенного, dd/mm/yy ООО «Газпром газораспределение Кострома» газоснабжение в многоквартирном доме не восстановлено.    

После устранения причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа в ... в ... (демонтажа электромеханических побудителей удаления воздуха), на основании повторного обращения ООО «Аванти», предоставленного акта о периодической проверке вентиляционных каналов, ООО «Газпром газораспределение Кострома» dd/mm/yy осуществлен выезд в указанный многоквартирный дом для восстановления газоснабжения.

В ходе выполнения работ по восстановлению газоснабжения вышеуказанного многоквартирного дома сотрудником ООО «Газпром газораспределение Кострома» установлено отсутствие тяги в дымовом и вентиляционном каналах помещении кухни ..., в связи с чем газоснабжение в многоквартирном доме не восстановлено.

dd/mm/yy привлеченной специализированной организацией ООО «Трубочист 44» проведено обследование дымоходов и вентиляционных каналов в ... в ..., по результатам которого для восстановления тяги в дымоходах и вентиляционных каналах необходимо нарастить вентиляционные каналы в кухнях поперечным сечением согласно проекту (высота канала 3 метра); произвести расчет количества притока воздуха в квартиру.

Рекомендации ООО «Трубочист 44» устранены лишь к dd/mm/yy, в этот же день коммунальная услуга газоснабжение в указанный дом возобновлена после устранения всех недостатков.

В судебном заседании также установлено, что ввиду отсутствия в указанный выше период коммунальной услуги «газоснабжение» в жилом помещении Зикеевой Е.В. отсутствовали и услуги «горячее водоснабжение», «отопление»,

На основании ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российский Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товариществом собственников жилья и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, предоставлять коммунальные услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В силу частей 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российский Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно части 1 статьи 157.3 Жилищного кодекса Российской Федерации коммунальная услуга газоснабжение собственникам помещений и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме, а также собственникам жилых домов предоставляется газоснабжающей организацией при условии обязательного осущехтйл^ния0-технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме и технического обслуживания внутридомового газового оборудования в жилом доме в порядке, установленном ЖК.

Согласно части 2 статьи 157.3 Жилищного кодекса Российский Федерации техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме осуществляются специализированной организацией на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, заключенного с управляющей организацией.

В силу части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российский Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

В соответствии с п. «б» ст. 47 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее - Правила 549), подача газа без предварительного уведомления абонента может быть приостановлена в случае аварии внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, либо утечки газа из внутридомового или внутриквартирного газового оборудования.

Согласно п. «в» ст. 47 Правил 549 подача газа без предварительного уведомления абонента может быть приостановлена в случае, если техническое состояние внутридомового или внутриквартирного газового оборудования по заключению специализированной организации, заключившей с абонентом договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), создает угрозу возникновения аварии.

В силу п. 77 постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее - Постановление 410) в случае поступления исполнителю информации о наличии угрозы возникновении аварии, утечек газа или несчастного случая, исполнитель обязан незамедлительно осуществить приостановление подачи газа без предварительного уведомления об этом заказчика.

Согласно п. 84 Постановления 410 устранение причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа, обеспечивается заказчиком (управляющей компанией), который после устранения таких причин обязан проинформировать об этом исполнителя. Исполнитель не позднее одних суток со дня получения от заказчика информации об устранении причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа, проводит проверку соответствия этой информации фактическим обстоятельствам и при подтверждении информации заказчика возобновляет подачу газа в срок, не превышающий 2 дней со дня проведения указанной проверки.

В соответствии с пп. 6.34.2, 6.34.3 п. 6 Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 05.12.2017 № 1614/пр, лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники не должны использовать газовое оборудование в случае отсутствия тяги в дымоходах и вентиляционных каналах; отсутствия притока воздуха в количестве, необходимом для полного сгорания газа по причине использования в помещении, в котором установлено бытовое газоиспользующее оборудование с отводом продуктов сгорания в дымовой канал, устройств электромеханического удаления воздуха, не предусмотренных проектной документацией.

В силу п. 7.3.7 СП 60.13330.2020 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 № 921/пр, в помещениях жилых зданий не допускается подключение к общедомовой системе вентиляции дополнительных устройств, если это не предусмотрено проектной документацией.

В соответствии с п. 5.9 Свода правил «Здания жилые. Правила проектирования систем газопотребления», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 05.12.2018 № 789/пр, вентиляция помещений, предназначенных для установки бытового газоиспользующего оборудования, должна быть естественной.

На основании п. 5.5.5 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» эксплуатация внутренних устройств газоснабжения домов или в отдельных квартирах и помещениях не допускается при отсутствии или нарушении тяги в дымовых и вентиляционных каналах.

В силу п. 20 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового
оборудования в РФ, утвержденного приказом Министерства регионального
развития РФ от 26.06.2009 № 239, бытовое газоиспользующее оборудование
должно быть отключено от сети газопотребления с составлением акта и
установкой заглушки на газопроводе при выявлении отсутствия тяги в
дымоходах и вентиляционных каналах.

Согласно п. п. 11, 12 Постановления 410 обязанность по выполнению проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов (общедомового имущества), при необходимости - их очистка и (или) ремонт, возложена на лиц, ответственных за содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

Согласно пункту 2 Правил № 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

В силу пункта 4 приложения № 1 к Правилам № 354 бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года - допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали -24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно п. 11 приложения № 1 к Правилам № 354 бесперебойное круглосуточное газоснабжение в течение года - допустимая продолжительность перерыва газоснабжения: 4 часа (суммарно) в течение 1 месяца.

В соответствии с пунктом 14 приложения № 1 к Правилам № 354 бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода - допустимая продолжительность перерыва отопления: 24 часа (суммарно) в течение 1 месяца, не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12°С нормативной температуры, не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10°С до +12°С.

В силу ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченные индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Из установленных по делу обстоятельств следует, что ООО «Газпром газораспределение Кострома» отвечает за поставки ресурса «газоснабжение» надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения с целью обеспечения предоставления коммунальной услуги «газоснабжение» к дому по ... в ....

Однако, вследствие ненадлежащих действий ООО «Аванти», которое в силу закона отвечает за предоставление коммунальных услуг потребителю, услуга «газоснабжение» жильцам ... в ... в период с dd/mm/yy по dd/mm/yy не оказана.

Согласно ст. 1095 ГК РФ вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

В ст. 1096 ГК РФ установлено, что вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению по выбору потерпевшего продавцом или изготовителем товара (п. 1). Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем) (п. 2).

Аналогичное положение содержится в абз. 5 п. 3 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которым вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем.

Из положения ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» также следует, что ответственность за ненадлежащее исполнение условий договора несет его исполнитель.

В соответствии с п.3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

В силу положений ст. 403 ГК РФ должник в обязательстве отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.

Согласно ст. 1098 ГК РФ продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.

Применение указанных положений при привлечении к ответственности за вред в связи с ненадлежащим оказанием жилищно-коммунальных услуг поименованного в ЖК РФ их исполнителя, а не его контрагентов, иллюстрируется правовой позицией, приведенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ (04.07.2018), согласно которой именно региональный оператор, как заказчик работ на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, несет перед собственниками помещений в таком доме ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств привлеченными им подрядными организациями в соответствии с принципом полного возмещения убытков.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований к ООО «Аванти».

Согласно ст. 15 Закона «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

В силу ст. 1100 ГК РФ, разъяснений, приведенных в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» в случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 55 данного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации потребителю в случае установления самого факта нарушения его прав (ст. 15 Закона о защите прав потребителей).

Таким образом, основанием для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда является сам факт нарушения прав потребителя.

Учитывая, что в ходе рассмотрения дела установлен факт предоставления истцу коммунальных услуг ненадлежащего качества, с перерывом, превышающим установленную законом продолжительность ее отсутствия, суд приходит к выводу о том, что в пользу потребителя с ответчика подлежит взысканию компенсация морального вреда.

В соответствии с постановлением администрации г. Костромы от 29.09.2023 № 1870 отопительный период 2023-2024 в жилищном фонде на территории г. Костромы начат с 02.10.2023.

Определяя размер компенсации причиненного истцу морального вреда, суд учитывает обстоятельства дела, характер допущенного нарушения, степень вины ответчика, продолжительность периода отсутствия услуги, то, что в спорный период отсутствие коммунальной услуги «газоснабжение» повлекло также отсутствие услуги «горячее водоснабжение» и услуги «отопление», индивидуальные особенности потребителя, проживающей совместно с несовершеннолетним ребенком, и полагает разумным и справедливым взыскать с ООО «Аванти» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.

В силу п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей в Российской Федерации» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», следует, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона).

С учетом приведенных выше норм права суд приходит к выводу о том, что с ООО «Аванти» в пользу потребителя подлежит взысканию штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 15 000 руб. (30 000 х 50 %).

Оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ в отношении суммы штрафа не имеется, явной несоразмерности штрафных санкций последствиям неисполнения обязательства не усматривается, необходимость применения данной нормы материального права ответчиком не доказана.

Поскольку прокурор при подаче иска был освобождении от уплаты госпошлины, с ООО «Аванти» подлежит взысканию в доход бюджета городского округа г. Кострома государственная пошлина.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Костромы в интересах Зикеевой Е. В. к ООО «Аванти» удовлетворить.

Взыскать с ООО «Аванти» (ИНН ) в пользу Зикеевой Е. В. (<данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., штраф в сумме 15 000 руб., а всего взыскать 45 000 руб. (сорок пять тысяч руб.).

Взыскать с ООО «Аванти» (ИНН ) в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома госпошлину в размере 300 руб. (триста руб.).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.П. Королева

Мотивированное решение суда изготовлено 4 октября 2024 года

2-1153/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура города Костромы
Зикеева Евгения Валентиновна
Ответчики
АО "ПрофиСтрой"
ООО "АВАНТИ"
МБУ "Костромастройзаказчик"
Другие
АО Газпром газораспределение Кострома
ООО УК Спасская
ООО "Перспектива"
Департамент ТЭК и ЖКХ КО
Суд
Ленинский районный суд г. Кострома
Судья
Королева Ю.П.
Дело на сайте суда
leninsky.kst.sudrf.ru
07.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2023Передача материалов судье
07.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.03.2024Предварительное судебное заседание
13.05.2024Судебное заседание
20.06.2024Судебное заседание
31.07.2024Судебное заседание
27.09.2024Судебное заседание
04.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее