Дело № 2а-3184/2022
УИД 33RS0002-01-2022-004395-47
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 июля 2022 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Веселовой А.О.
при секретаре Макаровой В.О.
с участием:
представителя административного истца Родионова С.Н.
административного ответчика Зиновьева В.В.
помощника прокурора города Владимира Морозовой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Владимире административное дело по административному исковому заявлению УМВД России по Владимирской области о продлении срока содержания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении
УСТАНОВИЛ:
УВМ УМВД России по Владимирской области обратилось в суд с заявлением о продлении до 16.09.2022 срока содержания Зиновьева Виктора Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты> в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Владимирской области для исполнения решения о депортации за пределы Российской Федерации от 03.12.2021.
В судебном заседании представитель административного истца (по доверенности) поддержал заявленные требования, указав, что распоряжением ФСИН России №4852-рн от 16.10.2017 принято решение о нежелательности пребывания (проживания) Зиновьева В.В. на территории РФ. 03.12.2021 года УМВД России по Владимирской области принято решение о депортации гражданина <данные изъяты> Зиновьева В.В. из Российской Федерации в соответствии со ст.31 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которое не исполнено. Ответчик освободился из мест лишения свободы 21.12.2021 и не имел документов, удостоверяющих личность. 18.05.2022 г. УМВД России по Владимирской области принято решение о возбуждении процедуры реадмиссии в отношении Зиновьева В.В. Согласно ответа МВД о.<данные изъяты> от 03.06.2022 в проведении процедуры реадмиссии отказано.
Административный ответчик возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на длительное нахождение в ЦВСИГ УМВД России по Владимирской области, наличие устойчивых социальных связей с матерью –гражданкой России и проживающей в <...> Владимирской области, невозможность получения необходимой медицинской помощив ЦВСИГ УМВД России по Владимирской области.
Изучив представленные материалы, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление неподлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Основания и порядок продления срока содержания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, предусмотрены Федеральным законом от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и главой 28 КАС Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" депортацией является принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Согласно ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, и их территориальными органами при осуществлении контроля за исполнением иностранными гражданами и лицами без гражданства таких решений устанавливается совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с п.п.11, 12 ст.31 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии. Исполнение решения о депортации иностранного гражданина осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
В силу требований пункта 9 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и пунктом 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Страсбург, 16 марта 1963 года) определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимым для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
В соответствии со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод допустимо вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2).
Непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены, в том числе общественной опасностью таких лиц, адекватные ей и связаны с общественной опасностью за виновное поведение (пункт 1.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П).
Как следует из материалов дела, Зиновьев В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <данные изъяты>, освободился из ФКУ ИК-5 УФСИН России по Владимирской области 21.12.2021 по отбытии срока наказания.
Распоряжением ФСИН России №4852-рн от 16.10.2017, которое в установленном законом порядке не отменено и незаконным не признано, признано нежелательным пребывание (проживание) Зиновьева В.В. на территории Российской Федерации в связи с наличием судимости по приговору Муромского городского суда Владимирской области от 29.07.2013 по <данные изъяты> УК РФ.
На основании указанного распоряжения УМВД России по Владимирской области 03.12.2021 принято решение о депортации ответчика, которое до настоящего времени не отменено и незаконным не признано.
Решением Октябрьского районного суда г.Владимира от 23.12.2021 Зиновьев В.В. помещен в специальное учреждение - центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Владимирской области на срок до 21.02.2022 для исполнения решения о депортации за пределы Российской Федерации.
Решением Октябрьского районного суда г.Владимира от 18.02.2022 г. срок содержания Зиновьева В.В. в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Владимирской области продлен до 18.05.2022 (включительно).
Решением Октябрьского районного суда г.Владимира от 16.05.2022 г. срок содержания Зиновьева В.В. в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Владимирской области продлен до 18.07.2022 года.
С целью получения свидетельства на возвращение ответчика в страну гражданской принадлежности 12.01.2022 УВМ УМВД России по Владимирской области подготовлен запрос в консульский отдел Посольства <данные изъяты>, согласно ответа на который необходимо рассмотреть вопрос о реадмиссии в отношении Зиновьева В.В.
18.05.2022 года УВМ УМВД России по Владимирской области принято решение о возбуждении процедуры реадмиссии в отношении Зиновьева В.В.
По информации, представленной комитетом миграционной службы МВД <данные изъяты> от 27.06.2022 года реадмиссия в отношении Зиновьева В.В. невозможна.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 февраля 1998 года № 6-П, из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи ее со статьей 55 (части 2 и 3) следует, что задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права, в том числе тогда, когда решение вопроса о выдворении лица без гражданства может затянуться. В противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению выполнения решения о выдворении превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий указанным нормам Конституции Российской Федерации.
Действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении (определение от 25.09.2014 N 1830-О).
Исходя из положений ст. ст. 3, 8, 9 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 года и пункта "а" ч. 1 статьи 5 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами стран, в которой они проживают и статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 года, право человека на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года предусмотрена возможность лишения свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Европейский Суд по правам человека в постановлениях неоднократно указывал на то, что любое лишение свободы будет оправданным только до тех пор, пока рассматривается вопрос о депортации или экстрадиции. Если такие действия не осуществляются с должной тщательностью, содержание под стражей перестает быть дозволительным. Национальные власти обязаны рассмотреть вопрос о том, является ли выдворение реальной перспективой, является ли помещение иностранного гражданина в Центр временного содержания реальной перспективой и оправданным, или продолжает оставаться таковым.
Принимая во внимание, что Зиновьев В.В. содержится в специальном учреждении УМВД России по Владимирской области до исполнения решения о депортации за пределы Российской Федерации полгода и работа по установлению государства, в которое подлежит депортации ответчик не дала результата, в нарушение ст.62 КАС РФ сведений о наличии перспективы получения необходимых документов для исполнения решения о депортации за пределы РФ административным истцом суду не представлено суд приходит к выводу о том, что дальнейшее содержание ответчика в специальном учреждении нарушает его права на свободу и личную неприкосновенность, установленную п.4 ст.5 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в связи с чем очередное продление срока содержания ответчика в специальном учреждении является нецелесообразным, что является основанием для отказа в иске.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 269 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░