Дело № 2-5077/2024
24RS0048-01-2022-003339-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2024 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Хованской Н.А.,
при секретаре Клопотовской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ОСФР по Красноярскому краю о защите пенсионных прав
УСТАНОВИЛ:
Белер В.В. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к ОСФР по Красноярскому краю о защите пенсионных прав, просит суд обязать ответчика установить отношение ЗР/ЗП в размере 1,2 при расчете пенсии ФИО2, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом отношения ЗР/ЗП в размере 1,2 с ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы тем, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по старости. Согласно ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ отношение по заработной плате, определенное за период ДД.ММ.ГГГГ год, составило 0,558. Между тем, согласно справке о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ, представленной ответчику отношение ЗР/ЗП за ДД.ММ.ГГГГ годы выше, а именно – №, что в итоге составляет 1,3..
В судебном заседании представитель истца Белера В.В. - Панюкова В.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю – Королева А.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения исковых требований.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался судом своевременно, надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В силу ч. 1 ст. 11 ФЗ № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисляется по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В п. 1 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу п п. 3, 4 п. 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ при определении расчетного размера трудовой пенсии в связи с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 30.3 Закона N 173-ФЗ размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона), подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 16, Пенсионного фонда Российской Федерации" N 19 от 27.02.2002 г. был утвержден Перечень, определяющий документы, необходимые для установления трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости, доли страховой части трудовой пенсии по старости), в соответствии с которым среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
В соответствии с письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного Фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года в случая утраты в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации, первичных документов о заработке работников данных органов и организаций и невозможности определения причинителя вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Указаниями Минсоцзащиты РФ от 20 августа 1992 г. N 1-68-У "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии" установлена форма справки о заработке, а также то, что если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов.
В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.
В соответствии с совместным Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 г. в целях всестороннего и объективного рассмотрения каждого случая утраты в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации, первичных документов о заработке работников данных органов и организаций указанное рассмотрение целесообразно осуществлять в комиссионном порядке с привлечением к нему представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзных органов, органов по труду и территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Результаты указанного рассмотрения рекомендуется оформлять соответствующим актом, отражающим факт произошедшего события, вследствие которого утрачены документы о заработке работников данного предприятия, а также факт отсутствия сведений о заработке конкретных работников в данных индивидуального (персонифицированного) учета. В случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, необходимо дать соответствующие рекомендации пострадавшим лицам об обращении в суд. Органы Пенсионного фонда Российской Федерации оказывают потерпевшему работнику содействие в предъявлении исковых требований к причинителю вреда.
В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 23, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного федерального закона (часть 2 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (часть 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно статье 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионного обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
По общему правилу указанный перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется пенсионным органом на основании соответствующего заявления лица, являющегося получателем страховой пенсии, и прилагающихся к такому заявлению необходимых документов.
Как установлено судом, Согласно копии пенсионного дела, представленного Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю, Белер В.В. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии составил 18818,18 руб., в том числе фиксированная выплата к страховой пенсии по старости 6044,48 руб. На основании ст. 26.1 ФЗ № 400-ФЗ в связи с тем, что истец является работающим пенсионером, выплата пенсии производится в размере 17702,78 рублей в том числе фиксированная выплата к страховой пенсии по старости 5686,25 рублей. Продолжительность общего трудового стажа работы до ДД.ММ.ГГГГ составила 24 года 03 месяца 11 дней.
Для определения расчетного пенсионного капитала (РПК) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (по наиболее выгодному варианту в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ) учтено: общий трудовой стаж на ДД.ММ.ГГГГ, исчисленный в календарном порядке составляет 24 года 03 месяца 11 дней.
Отношение по заработной плате, определенное за период с 1998 года по 2001 года 0,558. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ определяется по формуле ЗР/ЗП, где ЗР фактический среднемесячный заработок пенсионера, ЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии №, приложив к заявлению справку о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Трестом Красноярскэкскаваторстрой.
Решением Отделения пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ года № ФИО2 отказано в перерасчете размера пенсии. Согласно приложению к решению, в соответствии пп.1 п.2 ст.18 Федерального Закона No400-ФЗ "О страховых пенсиях", перерасчет размера страховой пенсии производиться в случае увеличения индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до ДД.ММ.ГГГГ Увеличение индивидуального пенсионного коэффициента за период до ДД.ММ.ГГГГг. отсутствует.
К зачету не принята справка о заработной плате, поскольку оформлена не надлежащим образом. В соответствии с положениями пункта 22 Правил №н территориальный орган ПФР проверяет обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Справки о заработке должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, должны содержать все необходимые реквизиты организации (адрес, контактная информация, и др.), дату выдачи и номер документа, фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина, которому выдается документ, место работы, основание его выдачи с указанием наименований конкретных документов, должны быть заверены подписью должностного лица и печатью организации. При этом в справках о заработке не допускаются исправления, написание даты и номера разными чернилами.
Под обоснованностью выдачи документов о заработке застрахованного лица понимается правомерность выдачи названных документов.
Под достоверностью сведений, содержащихся в документах о заработке застрахованного лица, понимается точное соответствие содержащихся в них сведений, сведениям, содержащимся в документах первичного бухгалтерского учета, которые находятся в распоряжении организации, выдавшей справку о заработке, архивную справку, архивную выписку, копии лицевых счетов.
Заработная плата за 60 месяцев подряд до даты регистрации гражданина в качестве 3л подтверждается справками, выданными работодателями либо основании первичных государственными (муниципальными) органами бухгалтерских документов. При этом справка о заработной плате с 1991 года, выданная работодателем, должна содержать запись отдельной строкой перед подписью и печатью о том, что с указанных в документе сумм выплат производились отчисления в ПФР по установленным тарифам.
Согласно выписки из ИЛС ЗЛ, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в УПТК К-та Красноярскэкскаваторстрой; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на участке малой механизации.
В соответствии с архивной справкой КГКУ «ГАКК» от ДД.ММ.ГГГГ № в документах архивного фонда "Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края" имеется приватизационное дело АООТ "Интеграция" за 1993 год, в котором значится: приказом по Главному управлению строительству в Красноярском приказом по экономическом районе Главкрасноярскстрой Министества строительства в районах Урала и Западной Сибири <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № во исполнение постановлений ЦК КПСС и ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № "O дальнейшем совершенствовании управления строительным комплексом страны" и в связи с переименованием Минтяжстроя ФИО4 и Минуралсибстрой ФИО4 переименовать трест "Красноярскэкскаватортяжстрой" в трест "Красноярскэкскаваторстрой»; постановлением по краевому комитету по управлению государственным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № преобразовать государственное предприятие трест "Красноярскэкскаваторстрой" в АООТ "Интеграция".
Согласно ответа на судебный запрос КГКУ «ГАКК» от ДД.ММ.ГГГГ в документах архивного фонда «АООТ «Интеграция» были проверены частично поступившие на хранение в КГКУ «ГАКК» лицевые счета управления, строительных рабочих и служащих УММ, УПТК, головного управлений треста «Красноярскэкскаватортяжстрой» за ДД.ММ.ГГГГ гг., в которых сведений о заработной плате ФИО2, ФИО9 не обнаружено. Лицевые счета рабочих и служащих УММ треста Красноярскэкскаватортяжстрой» за ДД.ММ.ГГГГ. в КГКУ «ГАКК» на хранение не поступали. Направлены копии лицевых счетов ФИО2, Беллер (так в документе) В.В. в тресте "Красноярскэкскаватортяжстрой" за ДД.ММ.ГГГГ годы.
Оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Истцом при обращении с заявлением о перерасчёте размера пенсии и в материалы дела предоставлен документ – справка о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Трестом Красноярскэкскаваторстрой.
Так, в данной справке имеются следующие сведения о заработной плате истица за период с ДД.ММ.ГГГГ год: за период с ДД.ММ.ГГГГ года по 286 рублей ежемесячно; с ДД.ММ.ГГГГ года в размере 312 рублей ежемесячно. Данная справка выдана архивом Треста Красноярскэкскаваторстрой, подписана руководителем предприятия ФИО10, главным бухгалтером ФИО11 Основание выдачи справки: лицевые счета.
Согласно ответа на судебный запрос КГКУ «ГАКК» от ДД.ММ.ГГГГ предоставлены первичные документы - копии лицевых счетов ФИО2, Беллер (так в документе) В.В. в тресте "Красноярскэкскаватортяжстрой" за 1985, 1989-1991 годы.
Из лицевого счета за 1989 год следует, что истцу (ФИО9 1959 года рождения стропальщику УПТК тр «КЭС» 2 разряда, дата поступления ДД.ММ.ГГГГ)начислена следующая заработная плата: за июль - 274,73 рубля, за август – 407,60 рублей, за сентябрь – 337,57 рублей, за октябрь -292,91 рублей.
Из лицевого счета за ДД.ММ.ГГГГ год следует, что истцу (<данные изъяты> разряда, дата поступления ДД.ММ.ГГГГ) начислена следующая заработная плата: за январь – 421,90 рублей, за февраль – 313,04 рублей, за март – 345,80 рублей, за апрель – 584,80 рублей, за май – 269,88 рублей, за июнь – 365,76 рублей. Сумма начисленная за июнь в размере 365,76 рублей является оплатой отпуска за период с ДД.ММ.ГГГГ на 24 дня, предоставленного на основании Приказа №-к.
Из лицевого счета за ДД.ММ.ГГГГ год следует, что истцу (<данные изъяты> дата поступления ДД.ММ.ГГГГ. Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) начислена следующая заработная плата: за сентябрь – 621,43 рублей, за октябрь – 925 рублей, за ноябрь – 3561 рублей, за декабрь 3000 рублей.
При таких обстоятельствах, оценивая сведения, указанные в справке о заработной плате, с данными, указанными в первичных документах работодателя - лицевых счетах, суд приходит к выводу о том, что сведения, указанные в справке, противоречат первичным документам, предоставленным по запросу суда, в связи с чем, являются недостоверными.
Таким образом, учитывая, что представленная в материалы дела справка выдана работодателем неправомерно, поскольку содержит недостоверные сведения о размере заработной платы истца, суд не может принять ее в качестве достоверного и допустимого доказательства для перерасчета размера пенсии истца.
В связи с чем, суд не усматривает достаточных правовых оснований для удовлетворения исковых требований Белер В.В. к ОСФР по Красноярскому краю об установлении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ в размере 1,2 при расчете пенсии, возложении обязанности на ОСФР по Красноярскому краю произвести перерасчет пенсии с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ в размере 1,2 с ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ОСФР по Красноярскому краю об установлении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,2 при расчете пенсии, возложении обязанности на ОСФР по Красноярскому краю произвести перерасчет пенсии с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере ДД.ММ.ГГГГ года – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца с даты изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий Н.А.Хованская
Мотивированный текст решения изготовлен 02.05.2024 года
Судья Н.А.Хованская