№2-967/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июня 2018 года г. Свободный
Судья Свободненского городского суда Амурской области Гордельянова Н.В.,
с участием помощника прокурора космодрома «Восточный» Лопаткина С.Н.,
при секретаре судебного заседания Князевой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора космодрома «Восточный» к администрации ЗАТО Циолковский об обязании провести мероприятия по ограничению доступа посторонних лиц на объект незавершенного строительства – здание первой очереди «Спортивный комплекс в ЗАТО Углегорск Амурской области» путем установки ограждения строительной площадки объекта
у с т а н о в и л:
Прокурор космодрома «Восточный» обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации ЗАТО Циолковский об обязании провести мероприятия по ограничению доступа посторонних лиц на объект незавершенного строительства – здание первой очереди «Спортивный комплекс в ЗАТО Углегорск Амурской области» путем установки ограждения строительной площадки объекта, указывая на следующее.
На поднадзорной прокуратуре космодрома «Восточный» территории находится объект незавершенного строительства социально-культурного значения «Спортивный комплекс в ЗАТО Углегорск Амурской области», строительство объекта начато администрацией ЗАТО Углегорск с привлечением подрядных организаций на основании разрешения на строительство объекта капитального строительства -- от --, выдано администрацией ЗАТО Углегорск (в настоящее время администрация ЗАТО Циолковский).
При этом были завершены строительством введены в эксплуатацию следующие объекты «Спортивного комплекса в ЗАТО Углегорск»:
- здание 2-ой очереди строительства - стоимость строительства 53 595 258,11 руб.;
- здание канализационной насосной станции - стоимость строительства 5 913 544,42 руб.;
- трансформаторная подстанция - стоимость строительства 2 481 095,12 руб.
На момент проверки фактически объектом незавершенного строительства является здание 1-ой очереди строительства, включающее 2 плавательных бассейна.
Кроме того, установлено, что с ноября 2015 года работы на вышеуказанном объекте по настоящее время не ведутся.
В ходе проведенной проверки установлено, что строительная площадка расположена рядом с детско-юношеской спортивной школой (МБУ ДЮСШ), --, ЗАТО Циолковский. На строительной площадке расположено двухэтажное недостроенное кирпичное здание, с установленными в нём входными дверями и окнами. Строительная площадка полностью не огорожена, имеется свободный подход со всех сторон. На строительной площадке возле здания по всему периметру на поверхности земли лежит строительный мусор. С западной стороны возле здания на поверхности земли находятся строительные материалы, оборудование для бассейна. Вход в здание осуществляется с западной и восточной стороны, через двери которые закрыты на внутренний замок. Входная дверь в здание с восточной стороны в дверном проёме плохо зафиксирована, при воздействии на неё небольшой физической силы, как взрослого человека, так и подростка, дверь может свободно открыться. Внутри строящегося здания на первом и на втором этаже находятся строительные материалы и товароматериальные ценности для установки и эксплуатации бассейна. На первом этаже имеется помещение, где не завершено строительство бассейна, пол ничем не прикрыт, в проёме имеются металлически и бетонные конструкции, при этом проём ограждений не имеет.
Напротив строительной площадки в 15 метрах расположен кирпичный жилой --, за которым расположено здание МБОУ СОШ -- ЗАТО Циолковский, где обучаются дети разных возрастов. В связи с тем, что строительная площадка не огорожена, к строящемуся зданию имеется свободный доступ, проникшие на территорию строительной площадки граждане, в том числе несовершеннолетние могут попасть в ситуацию, угрожающей их жизни и здоровью, прокурор космодрома «Восточный» обратился с данным требованием в суд.
В судебном заседании помощник прокурора космодрома «Восточный» Лопаткин С.Н. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, просил обратить решение к немедленному исполнению, т.к. имеется реальная угроза возникновения необратимых последствий в виде причинения вреда жизни и здоровья жителей ЗАТО Циолковский.
Администрация ЗАТО Циолковский, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, своего представителя не направило.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, инспекция государственного строительного надзора Амурской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, своего представителя не направило.
Выслушав истца, изучив материалы дела и нормы материального права, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции РФ в Российской Федерации предусмотрены государственные гарантии в области охраны здоровья людей.
В соответствии с требованиями ст. 1 Закона России «О закрытом административно-территориальном образовании» закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном статьей 2 настоящего Закона, в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов (далее - организации и (или) объекты), для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа.
Согласно п. 26 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений принят Федеральный закон от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее Федеральный закон №384-Ф3), которым определены общие требования безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, накладки, эксплуатации и утилизации (сноса); требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
В судебном заседании установлено, что 15 мая 2006 года администрацией ЗАТО Углегорск Амурской области выдано разрешение на строительство объекта капительного строительства.
Завершены строительством введены в эксплуатацию следующие объекты «Спортивного комплекса в ЗАТО Углегорск»:
- здание 2-ой очереди строительства - стоимость строительства 53 595 258,11 руб.;
- здание канализационной насосной станции - стоимость строительства 5 913 544,42 руб.;
- трансформаторная подстанция - стоимость строительства 2 481 095,12 руб.
На момент проверки фактически объектом незавершенного строительства является здание 1-ой очереди строительства, включающее 2 плавательных бассейна.
Кроме того, установлено, что с ноября 2015 года работы на вышеуказанном объекте по настоящее время не ведутся.
Материалами дела подтверждается, что строительная площадка расположена рядом с детско-юношеской спортивной школой (МБУ ДЮСШ), --, ЗАТО Циолковский. На строительной площадке расположено двухэтажное недостроенное кирпичное здание, с установленными в нём входными дверями и окнами. Строительная площадка полностью не огорожена, имеется свободный подход со всех сторон. На строительной площадке возле здания по всему периметру на поверхности земли лежит строительный мусор. С западной стороны возле здания на поверхности земли находятся строительные материалы, оборудование для бассейна. Вход в здание осуществляется с западной и восточной стороны, через двери которые закрыты на внутренний замок. Входная дверь в здание с восточной стороны в дверном проёме плохо зафиксирована, при воздействии на неё небольшой физической силы, как взрослого человека, так и подростка, дверь может свободно открыться. Внутри строящегося здания на первом и на втором этаже находятся строительные материалы и товароматериальные ценности для установки и эксплуатации бассейна. На первом этаже имеется помещение, где не завершено строительство бассейна, пол ничем не прикрыт, в проёме имеются металлически и бетонные конструкции, при этом проём ограждений не имеет.
Напротив строительной площадки в 15 метрах расположен кирпичный жилой --, за которым расположено здание МБОУ СОШ -- ЗАТО Циолковский, где обучаются дети разных возрастов. В связи с тем, что строительная площадка не огорожена, к строящемуся зданию имеется свободный доступ, проникшие на территорию строительной площадки граждане, в том числе несовершеннолетние могут попасть в ситуацию, угрожающей их жизни и здоровью
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 384-ФЗ инженерная защита - комплекс сооружений, направленных на защиту людей, здания или сооружения, территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения, от воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера, а также на предупреждение и (или) уменьшение последствий воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 384-ФЗ, здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.
На основании ст. 35 Федерального закона № 384-ФЗ, строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 384-ФЗ, при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Согласно п. 1 Правил проведения консервации объектов капитального строительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от -- -- «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства» настоящие Правила устанавливают порядок консервации объекта капитального строительства (далее - объект), а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее - объект государственной собственности).
В силу п. 2 Правил решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
Согласно п. 4 решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).
При этом, согласно п. 5 Правил в решении о консервации объекта должны быть определены:
а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил;
б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);
в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее - техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации;
г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее - подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).
Как следует из п.п. «б», «е» пункта 9 Правил в состав работ по консервации объекта входит монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции, или демонтаж таких конструкций и элементов, принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
В соответствии с пунктом 6.2.2 СНиП 12-03-2001 производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены.
Таким образом, на основании требований вышеуказанного законодательства следует, что консервация объекта капитального строительства - это комплекс мероприятий, позволяющих сохранить прочность, устойчивость и надежность выполненных строительных конструкций, а также обеспечить безопасность объекта капитального строительства для окружающих.
При этом, требования законодательства Российской Федерации обязывают собственников незавершенных объектов строительства организовать строительство сооружений, зданий, таким образом, чтобы в процессе использования, эксплуатации не возникла угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
В судебном заседании установлено, что спорный объект является объектом незавершенного строительства, разрешение на ввод в эксплуатацию объекта не получено, в настоящее время не эксплуатируется.
В настоящее время строительные работы на объекте не производятся, однако он не законсервирован, доступ каких-либо лиц к объекту не ограничен, отсутствует ограждение в нарушение требований ч.6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, сохранность имущества муниципального образования не обеспечена.
В текущем году мероприятия по продолжению строительства не имели должного эффекта и результата, спортивный комплекс при допущенных грубых нарушениях градостроительного законодательства, несмотря на предпринятые действия, остался в неопределенном состоянии между необходимой консервацией объекта и необходимым строительством объекта, а фактически объектом незавершенного строительства и в связи с непринятием ответчиком мер по ограничению доступа посторонних лиц к объекту незавершенного строительства, представляющим угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц на территории ЗАТО Циолковский, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Согласно ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В судебном заседании помощник прокурора космодрома «Восточный» Лопаткин С.Н. пояснил, что имеется реальная угроза возникновения необратимых последствий в виде причинения вреда жизни и здоровья жителей ЗАТО Циолковский.
В связи с изложенным, суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора космодрома «Восточный» к администрации ЗАТО Циолковский об обязании провести мероприятия по ограничению доступа посторонних лиц на объект незавершенного строительства – здание первой очереди «Спортивный комплекс в ЗАТО Углегорск Амурской области» путем установки ограждения строительной площадки объекта удовлетворить.
Обязать администрацию ЗАТО Циолковский провести мероприятия по ограничению доступа посторонних лиц на объект незавершенного строительства – здание первой очереди «Спортивный комплекс в ЗАТО Углегорск Амурской области» путем установки ограждения строительной площадки объекта.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Разъяснить сторонам, что обращение к немедленному исполнению не является препятствием для обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Свободненского городского суда Н.В. Гордельянова