Дело № 2-4562/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Гаман Л.В.,
при секретаре судебного заседания Лазаревой Н.М.,
с участием:
представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике Ивановой ФИО10, действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности № (л.д. 46),
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, прокуратуры Чувашской Республики Ивановой ФИО11, действующей на основании доверенности №л.д. 47),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давыдова ФИО12 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием,
УСТАНОВИЛ:
Истец Давыдов Е.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием.
В обоснование исковых требований указал, что приговором Верховного Суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ он осужден по <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации к <данные изъяты> лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии <данные изъяты> режима. Постановлением Верховного Суда <данные изъяты> Республики от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения в части предъявленного обвинения в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовное дело в отношении него по указанным статьям прекращено. Постановлением Верховного Суда <данные изъяты> Республики от ДД.ММ.ГГГГ за ним признано право на реабилитацию и на возмещение имущественного вреда в части прекращения в отношении него уголовного дела по части третьей статьи 213, части первой статьи 167 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Считает, что в результате незаконного уголовного преследования, ему причинен моральный вред, который оценивает в размере <данные изъяты>.
Просит взыскать с ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>
Истец Давыдов Е.В. на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской о получении ДД.ММ.ГГГГ судебного извещения (л.д. 43), на время отбытия наказания находится в ФКУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по <данные изъяты>
На судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике Иванова И.С. исковые требования истца в заявленном размере не признает, считает, размер компенсации морального вреда завышенным. Полагает, что размер компенсации должен определяться, с учетом заслуживающих внимания обстоятельств данного дела с применением критериев, предусмотренных статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, при доказывании размера компенсации положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должны учитываться в полной мере. Обязанность доказывания размера компенсации морального вреда возлагается на истца. Считает, что из дела не следует, что истец доказал наступление существенных негативных последствий, вследствие необоснованного уголовного преследования.
При определении размера денежной компенсации морального вреда просит учесть степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца. Давыдов Е.В. ранее судим, признан виновным в совершении особо тяжкого преступления против жизни и здоровья, осужден к лишению свободы, а также требования разумности и справедливости.
На судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, прокуратуры Чувашской Республики Иванова И.Г. исковые требования истца в заявленном размере не признает, считает, размер компенсации морального вреда завышенным.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации, статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных и муниципальных органов или их должностных лиц.
В сфере уголовного судопроизводства, реализация данных норм обеспечивается применением института реабилитации.
Понятие «реабилитация» раскрывается в пункте 34 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, как порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно и необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда.
В соответствии с положениями статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериального блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (права на пользование своим именем, право авторства, и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии со статьями 1099-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, при определении размера компенсации морального вреда, суд принимает во внимание все заслуживающие внимания обстоятельства, степень физических и нравственных страданий, связанных индивидуальными особенностями истца, требований разумности и справедливости.
В соответствии со статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, в случае, когда вред причинен гражданину, в результате его незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного осуждения.
В соответствии со статьей 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
По смыслу статей 133-139, 397, 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований: вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого - прекращение уголовного преследования.
В силу статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер компенсации морального вреда должен основываться на характере и объеме причиненных потерпевшему нравственных и физических страданий, с учетом требований разумности и справедливости.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда <данные изъяты> Республики вынесен приговор в отношении Давыдова Е.В., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации.
Данным приговором постановлено:
признать Давыдова ФИО13 виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на <данные изъяты>.
На основании статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации, путём частичного присоединения наказания по приговору <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> Республики от ДД.ММ.ГГГГ, окончательно для отбывания Давыдову Е.В. определить лишение свободы сроком на <данные изъяты> с отбыванием наказания в исправительной колонии <данные изъяты> режима.
Меру пресечения Давыдову Е.В. оставить содержание под стражей. Зачесть Давыдову Е.В. в наказание предварительное заключение с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50-58).
Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58).
Постановлением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда <данные изъяты> Республики от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело в отношении Давыдова Е.В. по <данные изъяты> Уголовного Кодекса Российской Федерации прекращено, в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения (л.д. 49).
Постановлением Верховного Суда <данные изъяты> Республики от ДД.ММ.ГГГГ за осужденным Давыдовым Е.В. признано право на реабилитацию и на возмещение имущественного вреда в части прекращения в отношении него уголовного дела постановлением Верховного Суда <данные изъяты> Республики от ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения (л.д.48).
Таким образом, истцу Давыдову Е.В. причинен моральный вред, и он имеет право на компенсацию морального вреда.
Право на реабилитацию, в том числе, право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет обвиняемый, в отношении которого уголовное преследование прекращено.
Обстоятельства причинения истцу морального вреда установлены с достоверностью и ответчиком не оспариваются. При этом, суд исходит из того, что обстоятельство, по которому прекращено уголовное преследование, не имеет правового значения при определении размера компенсации морального вреда. Аналогичная позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации (Определение от 27 сентября 2005 года, дело № 31- В05-5 ВС РФ).
При таких обстоятельствах суд частично удовлетворяет исковые требования истца Давыдова Е.В. в части компенсации морального вреда, размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика, представляющего казну Российской Федерации, по внутреннему убеждению, с учетом требований разумности и справедливости, в соответствии с требованиями статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации (нет инструментов для точного измерения абсолютной глубины страданий человека), определяет в пользу истца Давыдова Е.В. в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Давыдова ФИО14 удовлетворить частично.
Взыскать за счет Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Давыдова ФИО15 компенсацию морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд города Чебоксары ФИО2 Республики в течение одного месяца.
Председательствующий судья Л.В. Гаман
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.